Понедельник, 22.01.2018, 01:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр

М.Н.Семенова

Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные ими игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.

За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли.

Важная роль детских подвижных игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь слово, благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особое значение народ придавал национальным подвижным играм - как важному фактору физического развития и воспитания. По поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил: «все люди похожи друг на друга, они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний».

Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. В играх, например, якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения. Об этом свидетельствуют строки о Нюргуи Боотуре, одном из наиболее любимых героев в олонхо - так называется эпос народа саха.

С первых младенческих лет
Он привык вверх ногами ходить,
Он привык в недетские игры играть,
Он как воин воспитан был.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1. Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой или классом, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Я работаю физинструктором в детском саду 8 лет. Дети дошкольного возраста от природы очень подвижные. Быстро усваивают движения народных игр. У них физическая готовность заложено в крови, если правильно планировать работу, то можно достичь хороших показателей физической подготовленности. Убеждаюсь в этом в каждый год при физической диагностике детей своего детского сада.

Тема моего проекта: «Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр».

Цель: Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

Общие задачи:
- формирование физических качеств ребенка - ловкости, смекалки и. т.п.
- воспитание доброжелательного отношения со сверстниками и со взрослыми
- развивать самостоятельность и творчество

Задачи для ребенка:
- развивать умение пользоваться жизненно важными видами движений через народные игры
- формировать положительные черты характера, воспитание нравственных и волевых качеств (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие

Почему я выбрала эту тему?
Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры. Поэтому наши дети с малых лет начинают играть в народные игры, которые закаляют здоровье, развивают физическую силу и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа.

Методы воспитания:
- Народные подвижные игры
- ИКТ, DVD,
- Совместные спортивные досуги с родителями
- Спортивные развлечения
- Развивающие игры и упражнения Принципы:
- Организация спортивной развивающей среды
- Выбор ребенка своей спортивной деятельности по своему усмотрению ( бег, прыжки, лазание, ползание и.т.п)
Критерии:
- Развитие физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость).
Формирование эмоционально-психологического эффекта (смелость, внимание, кругозор и т.д.)
- Воспитание уважительного отношения друг другу и ко взрослому: ответственность
взаимоотношение решительность

Сентябрь месяц. Значение месяца: Улуу Суорун -проводятся спортивные словесные игры.
Цель: Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Формировать умение высказывать свое мнение, развивать связную речь.

Задачи:
Развивать физические качества (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость).
Развивать кругозор, мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Перечень игр:
Плетение косичек (То5ус былас суьуо5у еруу)
Наступай на ноги (Атах тэпсиитэ)
Прыжки крестиком (Кириэс тэбии)
Колечко (Биьилэх кутуута)
Угадывание по коленям (Тобук таайсыыта)
Замок (Кулуустэьии)
Кулак и колени (Тобук тардыьыыта)

Итак народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.

Литература:

1. Батурин А Г, Кузина Т Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М 1995.
2. Васильцова 3 П. Мудрые заветы народной педагогики. М 1983
3. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары 1989.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М 1998.
5. Гершунский Б.С. Философия образования. М 1998.
6. Литвинова И.Н. Детские народные подвижные игры. М 1995.
7. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. М 2011.
8. Качанова И.А, Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. М 2011.
9. Федоров А.С. Саха терут оонньуулара. Якутск. 2011.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (25.12.2017)
Просмотров: 22 | Теги: Подвижные игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь