Воскресенье, 11.12.2016, 12:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр

Семенова М.Н.

Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные ими игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.

Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них - жизненная необходимость, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.

За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли.

Поэтому очень важно помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, они служат достоянием наших детей.

Игра как фактор народного воспитания. Важная роль детских подвижных игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь слово, благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это материализация сказки- мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.
В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели - стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. В играх, например, якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения. Об этом свидетельствуют строки о Нюргун Боотуре, одном из наиболее любимых героев в олонхо - так называется эпос народа саха.

С первых младенческих лет
Он привык вверх ногами ходить, Он
привык в недетские игры играть, Он
как воин воспитан был.

Итак, игры - не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения - бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть! »

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1. Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой или классом, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Игра - основа физического воспитания.

Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения.

Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки - всё это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью , выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особое значение народ придавал национальным подвижным играм - как важному фактору физического развития и воспитания. По поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга ».Народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Разные народы многие процессы своей жизнедеятельности отражали именно таким образом, через игру. Работаю
физинструктором в детском саду 8 лет. Дети дошкольного возраста от природы очень подвижные. Быстро усваивают движения народных игр. У них физическая готовность заложено в крови, если правильно планировать работу, то можно достичь хороших показателей физической подготовленности. Убеждаюсь в этом в каждый год при физической диагностике детей своего детского сада. Тема моего проекта: «Воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр». Цель: Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

Общие задачи:
- формирование физических качеств ребенка - ловкости, смекалки и. т.п.
- воспитание доброжелательного отношения со сверстниками и со взрослыми - развивать самостоятельность и творчество Задачи для ребенка:
- развивать умение пользоваться жизненно важными видами движений через народные игры
- формировать положительные черты характера, воспитание нравственных и волевых качеств (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие Почему я выбрала эту тему?

Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры. Поэтому наши дети с малых лет начинают играть в народные игры, которые закаляют здоровье, развивают физическую силу и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа. Методы воспитания:
- Народные подвижные игры
- ИКТ, DVD,
- Совместные спортивные досуги с родителями
- Спортивные развлечения - Развивающие игры и упражнения Принципы:
- Организация спортивной развивающей среды
- Выбор ребенка своей спортивной деятельности по своему усмотрению ( бег, прыжки, лазание, ползание и.т.п)

Критерии:
- Развитие физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость).
- Формирование эмоционально-психологического эффекта (смелость, внимание, кругозор и т.д.)
- Воспитание уважительного отношения друг другу и ко взрослому:
1. ответственность
2. взаимоотношение
3. решительность

Прилагаю примерный план работы на месяц и интеграцию образовательных областей по требованиям ФГТ сообщества «Мэнигийээн», в которой годовой план работы строится по комплекснотематическому плану детского сада.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГТ для развития физических способностей
детей дошкольного возраста.(примерные игры детям 5-7лет)

Сентябрь месяц. Значение месяца: Улуу Суорун -проводятся спортивные словесные игры. Цель: Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Формировать умение высказывать свое мнение, развивать связную речь.

Задачи:
- Развивать физические качества (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость).
- Развивать кругозор, мышление, внимание, мелкую моторику
рук

Перечень игр:
1. Плетение косичек (То5ус былас суьуо5у еруу)
2. Наступай на ноги (Атах тэпсиитэ)
3. Прыжки крестиком (Кириэс тэбии)
4. Колечко (Биьилэх кутуута)
5. Угадывание по коленям (Тобук таайсыыта)
6. Замок (Кулуустэьии)
7. Кулак и колени (Тобук тардыьыыта)

Заключение
Национальные традиции складывались с древних времен. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.

Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 22 февраля 2014 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2014. - 55 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.07.2016)
Просмотров: 105 | Теги: Подвижные игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016