Вторник, 23.07.2019, 10:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

С.В.Векленко, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, начальник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Образовательный процесс, органы внутренних дел, подготовка кадров, управление, эффективность.

Статья посвящена рассмотрению теоретических вопросов управления в образовательных организациях системы МВД России. Отдельное внимание уделено особенностям процесса управления в связи с подготовкой кадров для органов внутренних дел.

 
На современном этапе развития России, когда возникают новые условия формирования социально-экономической и политической обстановки, все большее внимание в нашей стране уделяется вопросам повышения эффективности деятельности в различных сферах. Процессы, происходящие как внутри России, так и на международном уровне, требуют своевременной корректировки и адаптации процессов управления к сложившимся условиям. Мы можем это наблюдать практически ежедневно, в том числе и через решения, проводимые на самом высоком государственном уровне. В связи с этим одной из актуальных задач в области управления в социальных системах является его совершенствование.

В свою очередь, решения, связанные с реформами, осуществляемыми в правоохранительной и образовательной сферах, оказывают существенное влияние на систему ведомственной подготовки кадров, от которой сегодня требуется быстрая и качественная модернизация, а возможно, в отдельных случаях и структурно-функциональная перестройка, позволяющая избежать кризиса либо способная смягчить его.

В связи с этим возникает необходимость поиска направлений совершенствования управления в сфере подготовки специалистов, способных после обучения в образовательных организациях системы МВД России к решению самых сложных и ответственных задач, выполнению требований, выдвигаемых как государством, так и обществом в современных условиях.

Прежде всего, отметим, что в соответствии со ст. 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении ряда федеральных государственных органов, разрабатываются на основе не только требований, предусмотренных данным федеральным законом, но и в первую очередь квалификационных требований по специальной профессиональной подготовке выпускников. Данные квалификационные требования устанавливаются самим Министерством внутренних дел Российской Федерации. Им же устанавливается и порядок организации и осуществления образовательной деятельности по указанным образовательным программам, а также разрабатываются и утверждаются примерные основные программы профессионального обучения и примерные дополнительные профессиональные программы.

Роль МВД России в деятельности ведомственных вузов чрезвычайно высока. Следует четко понимать, что сегодня совершенствование системы подготовки кадров для органов внутренних дел невозможно осуществлять только в направлении изменения содержания и технологий образовательной деятельности. Необходимо также совершенствование системы управления образовательным процессом в образовательных организациях МВД России. Деятельность этих организаций должна быть ориентирована на решение актуальных, приоритетных задач оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. В этих целях проводится существенная работа, направленная на формирование у обучаемых необходимого объема фундаментальных и прикладных знаний, а также на выработку у них навыков и умений самостоятельной работы по направлениям их будущей профессиональной деятельности. Ведущую роль в этом призвана играть способность образовательной организации своевременно реагировать на запросы, возникающие в обществе и государстве, при сохранении накопленного опыта и потенциала.

Существующая необходимость удовлетворения запроса общества должна быть реализована в подготовке специалиста, легко адаптирующегося в различных постоянно изменяющихся жизненных ситуациях, в том числе связанных со служебной деятельностью, способного приобретать знания и применять их в оперативно-служебной деятельности, умеющего работать во взаимодействии в различных областях, обладающего конфликтной компетентностью. Поэтому предупреждение различных негативных процессов в области подготовки высококвалифицированных кадров органов внутренних дел и повышение качества профессиональной подготовки курсантов и слушателей непосредственно связано с совершенствованием системы управления образовательным процессом.

Для достижения целей образовательного процесса и формирования необходимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности сотрудника органов внутренних дел требуется изучение проблем управления образовательным процессом, выявление его специфики.

Следует учитывать, что основной задачей образовательного процесса является развитие личности, способной к самореализации в профессиональной деятельности, а своеобразие образовательного процесса заключается в том, что обучаемый (курсант и слушатель) должен овладеть как специальными, профессиональными знаниями, навыками оперативно-служебной деятельности, так и общими мировоззренческими, лежащими в основе духовных и нравственных ценностей. В связи с этим, как представляется, управлению образовательным процессом в вузах МВД России присущи определенные особенности, влияющие на процессы управления.

Как известно, основной целью управления является эффективное использование сил, времени, средств, различных ресурсов для того, чтобы достичь оптимального результата с наименьшей их затратой с точки зрения экономической эффективности. Управление ориентировано на обеспечение формулирования целей организации и их достижение, направление действий группы людей к общим целям, воздействие субъекта управления на объект управления. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Целью процесса обучения в образовательной организации является подготовка специалиста необходимой квалификации, определяемой, с одной стороны, государственным стандартом, с другой, - требованиями рынка труда, а в случае образовательных организаций МВД России - еще и требованиями заказчика. Цели обучения могут быть достигнуты посредством оперативного управления образовательным процессом с учетом инноваций, появляющихся новых форм организации учебно- воспитательного процесса и системного подхода к оценке качества обучения, включая его мониторинг.

Кроме того, управление образовательным процессом образовательной организации МВД России должно обеспечить управление деятельностью всех факультетов, кафедр, учебно-строевых подразделений и т.д. Требования управленческой науки, практический опыт свидетельствуют о том, что успех в системе высшего образования определяется заинтересованным участием каждого звена, подразделения, каждого сотрудника образовательной организации.

Здесь следует сказать о том, что особое место в системе высшего образования, и ведомственного в том числе, объективно принадлежит кафедре. На кафедре - основном ее звене - должны решаться стоящие перед образовательной организацией задачи. Именно она в лице профессорско-преподавательского состава обеспечивает непосредственный контакт с курсантами, слушателями, студентами и непосредственное идеологическое, учебное и научное воздействие на них. Успехи и недостатки в работе в значительной степени обусловлены деятельностью научно-педагогических сотрудников кафедры и ее руководителя.

Роль Министерства внутренних дел в деятельности своих образовательных организаций весьма высока, поэтому и существуют особенности управления образовательным процессом в них. Прежде всего, это то, что заказчиком специалистов является МВД России и существует специфика профессиональной подготовки кадров с учетом оперативно-служебной направленности. В связи с этим укрепляется тенденция расширения практической составляющей обучения: увеличение числа практических занятий, в том числе деловых игр, с использованием специализированных полигонов, привлечение сотрудников органов внутренних дел, обладающих значительным опытом оперативно- служебной деятельности, к таким занятиям и т.д.

Управление образовательным процессом предопределено государственным заказом, который, соответственно, оказывает на него существенное влияние. Государственный заказ, учитывающий требования общества и нужды практики на сегодняшний день, а также на близкую, среднюю и далекую перспективу, непосредственно влияет на перспективное планирование, позволяющее реализовать возможности опережающего управления.

Многогранность и сложность целей говорит о необходимости учитывать то обстоятельство, что управление образовательным процессом, несмотря на наличие общих алгоритмов управления, не может строиться на основе готовых рецептов, а предполагает творческий подход, позволяющий адекватно отражать вариативный характер возможных решений. Помимо этого, управление образовательным процессом носит ярко выраженный воспитательный характер и осуществляется на различных уровнях: администрация, преподаватель, курсант (слушатель). Не менее важно отметить, что существует необходимость укрепления обратной связи образовательных организаций с комплектующими органами и выпускниками.

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что управление образовательным процессом в образовательных организациях системы МВД России обеспечивает сохранение его системности и целостности, а также возможность влияния на составляющие элементы системы ведомственного образования, на эффективность его функционирования, результатом чего становится достижение целей образовательного процесса.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (48) 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (22.06.2019)
Просмотров: 14 | Теги: МВД, подготовка кадров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь