Суббота, 23.03.2019, 09:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВОПРОСЫ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кривошей Н.Н.

ВОПРОСЫ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В процессе профессионального образования специалиста физической культуры и спорта серьезную роль играет педагогическая подготовка. Для того, чтобы грамотно строить и осуществлять процессы спортивной тренировки и физического воспитания необходимо знание педагогических основ физической культуры.

Деятельность специалиста физической культуры и спорта тесно связана с обучением занимающихся технике выполнения тех или иных упражнений, передачей определенных знаний по виду спорта или физической культуре в целом. Также важное место в работе спортивного педагога занимает воспитание у занимающихся качеств личности, необходимых не только в соревновательной деятельности, в процессе тренировок или занятий физической культурой, но и в повседневной жизни.

Таким образом, основными задачами курса педагогики физической культуры и спорта являются:

- овладение системой научно-прикладных знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности;
формирование у будущего специалиста научного мировоззрения, профессионально-педагогической направленности, содействие развитию педагогического мышления;

- привитие студентам опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного восприятия педагогической действительности в контексте будущей профессиональной деятельности, ознакомление с инновационным подходом к определению эффективности технологий обучения и воспитания в области физической культуры и спорта.

- формированиеумений диагностировать уровень своей педагогической подготовленности, намечать направления к самосовершенствованию.

Главным каналом приобщения каждого к физической культуре и одним из главнейших слагаемых системы воспитания человека в обществе служит физическое воспитание. В качестве одного из видов воспитания физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, характеризует всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельность воспитателя и воспитываемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами).

Педагогика физической культуры и спорта является профессиональной ветвью общей педагогики, связь с которой детерминируется тем, что все структурные и содержательные компоненты общей педагогики должны содержаться в ней в модифицированном виде. Это относится к целям, средствам, принципам, методам воспитания и обучения. Остановимся на целеориентировании занимающихся, которое в данной педагогике имеет два направления.

Начнем с первого-это достижение высоких личных результатов. Второе, скрытое для них до времени взросления,-подготовка через спорт к жизни и труду.

Эта цель в сознании спортсменов без направленных воздействий тренера редко актуализируется. Можно выделить еще одно важное уточнение. В занятиях спортом выделят два самостоятельных направления:

1. Ориентация в спортивных достижениях на общие способности человека, на достижение каждым личных, наилучших, результатов-это массовый и базовый спорт.

2. Достиженичеловеком предельных возможностей - это спорт высших достижений,или профессиональный спорт.

Он -вершина спортивной пирамиды, на которую поднимаются самые одаренные и талантлевые спортсмены.Каждое направление имеет свое социально,экономическое,политическое и соответственно педагогическое содержание.

Профессиональный спорт занимает совершенно особенное положение.Его можно охарактеризовать тем: прославление спортсмена своей страны,выявление предельно возможных двигательных способностей человека и получение прибыли,поскольку эта облость зрелищного и рекламного коммерческого предпринимательства с созданием дорогостоющего оборудывания и инвентаря. Здесь существует своя конфиденциальная педагогика с психологическим и медицинским обеспечением и значательным риском для здоровья спортсменов,так как идет постоянный творческий поиск - "шаги в неизвестное".

Считать, что педагогика спорта высших достижений - это вторая, более сложная часть педагогики спорта, она должна изучаться в послевузовский период, по мере приобретения выпускниками профессионального опыта.

Задачи педагогики заключаются в:

1. Выявлении места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.

2. Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.

3. Изучение, разработка и внедрение в практику данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.

4. Изучение и обобщение опыта работы ведущих специалистов, учителей физической культуры и тренеров с целью обогащения педагогики ФК и спорта нахождением новых, более эффективных, путей для достижения спортивных и воспитательных результатов.

5. Разработка содержания и методов гармонизации взаимоотношений занимающихся между их честолюбивыми стремлениями к победе в состязательной борьбе и альтруистическими потребностями учебного и воспитательного процессов, нуждающихся во взаимопомощи, сотрудничестве и сопереживании взаимных успехов.

6. Нахождении оптимального соотношения между требованием к гармоничному развитию тела спортсмена и необходимостью некоторого отступления от этого требования для достижения успеха в определенном виде спорта.

7. Внедрение положений ФК и спорта в практику учебно-воспитательного процесса в конкретных видах спорта и для каждого из заданных уровней спортивного мастерства.

8.Определение содержания и методики подготовки специалистов в вузах физической культуры.

В педагогике ФК и спорта только рассматриваются цели- чему учить и что следует воспитывать, а также разработан инструментарий, при помощи которого эти цели спортивным педагогом могут быть достигнуты,- это принципы, средства, методы, формы организации и ряд правил, требующих неукоснительного исполнения. Суть их известна из общей педагогики, которую, согласно учебному плану изучают на младших курсах в вузах физической культуры. Ставя новую сложную педагогическую задачу, спортивный педагог должен оценить сложившуюся ситуацию и в соответствии с ней выбрать наиболее целесообразным образом сочетать применение средств, принципов и методов для ее решения.

Это творческий процесс, требующий весьма основательных смежных с педагогикой знаний и владения методами педагогической диагностики. Ссылаясь на утверждение К.Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". Нужно знать человеческую природу и умело применять ее в каждом конкретном случае.В комплексе социальных факторов, направленных на развитие человека, физическому воспитанию принадлежит особа роль как виду воспитания, специально ориентированному на оптимизацию физического развития. В общей системе воспитания именно физическое воспитание признано вносить главный вклад в улучшение по качественным и количественным критериям физического развития индивида,придавать тем самым индивидуальному физическому развитию черты целесообразно направленного процесса. Основным фактором практического воздействия в процессе физического воспитания на пункционные свойства организма, а через них и на его структурно- телесные свойства служит активная двигательная деятельность воспитуемого, упорядочена так,чтобы обеспечить формирование рациональных способов выполнения двигательных действий,умений и навыков, а вместе с тем и активизировать развитие физических качеств, двигательных и связанных с ними способами индивида. Естественной по природным истокам и механизмам двигательной активности придается в процессе физического воспитания культурно- преобразованный характер. Это значит, что она осуществляется не спонтанно, а осмысленно- целенаправленно, по принципам, правилам и нормам, установившимся в сфере физической культуры, в формах типичных для этой сферы, соответствующих сути физического воспитания и способствующих его эффективности. Все это подводит к уяснению специфики тех задач, на решение которых направлено физическое воспитание. И очень важно, что в процессе физического воспитания, как и в любом целостном педагогическом процессе,решаются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспитания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом. Единство Физического и духовного развития человека, выражающееся, в том, что нормальное развитие личности невозможно без двигательной деятельности и что она приобретает значение одного из действеннейших факторов подлинного человеческого развития лишь при условии одухотворенности, объективно предопределяет взаимосвязь всех видов воспитания, в том числе физического, умственного, нравственного, эстетического. Рассматривать их как отдельные виды воспитания допустимо лишь в абстракции, в жизни же они тесно взаимосвязаны как единые стороны целого.

Главная же его цель заключается в удовлетворении интересов и запросов личности в конкретном виде физкультурно-спортивной
деятельности.Организация учебного процесса на базе педагогического комплекса обеспечивает в наибольшей степени соединение педагогической теории и инновационной практики в процесс формирования физкультурного образования. Объединение различных образовательных учреждений в единый педагогический комплекс открывает дополнительные ресурсы в процессе формирования физкультурного образования, создает необходимые условия для оптимального выбора средств содержания образовательных программ и внедрения высокоэффективных педагогических технологий обучения.

 

Литература
1. Б.А.Карпушин.Педогогика физической культуры. -М.,2013.г.с-285.
2. Л.П.Матвеев.Теория и методика физической культуры. -М.,1991.г.с-361.
3. В.М.Зауларский.Физические качества спортсмена. -М.,1970.г.с-167.
4. Н.М.Амосова. Раздумия о человеке. -М.,1978.г.с-318.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (07.03.2019)
Просмотров: 17 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь