Вторник, 23.07.2019, 10:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ВОПРОСЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИХАЙЛОВА Т.Н.

ВОПРОСЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самоактуализация, общекультурная компетентность, потребности, способности, принцип дополнительности, национальная безопасность, сотрудник органов внутренних дел.

Специфика профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел открывает достаточно широкие возможности для его самоактуализации. В статье подробно рассматривается теория самоактуализации, разработанная А. Маслоу. Наряду с потребностью в самоактуализации, обосновывается необходимость овладения курсантами высших учебных заведений МВД России принципом дополнительности, являющимся эффективным инструментом развития их общекультурной компетентности.

 
Сотрудники органов внутренних дел России призваны обеспечивать общественный порядок и национальную безопасность государства, охранять права и свободы граждан, их возможность жить и трудиться в своей стране, свободно и уверенно проявляя свои творческие способности, чувствуя полную безопасность и защищенность.

В Федеральных государственных стандартах высшего образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (уровень специалитета), утвержденных Минобрнауки России 19 декабря 2016 г., определены требования к результатам освоения программы специалитета, в соответствии с которыми у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

Основу профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел России, бесспорно, составляет его общекультурная компетентность. Побудительным фактором овладения общекультурными компетенциями является мотивация курсантов образовательных организаций МВД России. Мотив формируется как потребность [4, с. 67]. В данном случае мы предполагаем появление потребности в овладении общекультурными компетенциями у курсантов ведомственных вузов в контексте реализации идей их самоактуализации. Другая сторона мотива - цель. Для сотрудников органов внутренних дел главной целью является обеспечение общественного порядка и национальной безопасности своей страны. Таким образом, мотивация сотрудников органов внутренних дел состоит в формировании потребности в овладении общекультурными и профессиональными компетенциями, с одной стороны, и в формировании цели их образования - обеспечения общественного порядка и национальной безопасности своей страны, - с другой.

Сегодня в научных кругах достаточно широкое распространение получила теория самоактуализации человека в жизни, разработанная А. Маслоу. Ученый понимает самоактуализацию как очень редко реально встречающееся у людей состояние. По мнению А. Маслоу, самоактуализирующихся людей - единицы. К такому заключению он пришел по итогам научного исследования вопросов самоактуализации, в ходе которого изучал личности известных людей (например Альберта Эйнштейна, Джейн Аддамс, Элеоноры Рузвельт, Альберта Швейцера, Альдуса Хакели, Уильяма Джеймса, Бенедикта де Спинозы). Самоактуализировавшимися личностями в ходе исследования им были признаны Линкольн и Томас Джефферсон, частично подходящими под это понятие он счел Гете, Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина, Томаса Мора [6, с. 215].

Самоактуализация понимается А. Маслоу как актуализация всех потенциальных способностей для достижения цели стать тем, чем ты должен стать в жизни, цели достичь в жизни всего, на что ты способен. Для самоактуализации необходимо появление потребности в ней. Такая потребность в самоактуализации как высшая потребность, в соответствии с учением А. Маслоу, должна появиться, если удовлетворены базовые потребности. Базовые потребности составляют в трактовке ученого иерархию, в соответствии с которой в первую очередь должны быть удовлетворены физиологические потребности. Это потребности в еде, одежде, тепле, сне и т.п. Затем должна быть удовлетворена потребность человека в безопасности, защищенности от всевозможных угроз жизни и здоровью (стабильность, порядок, свобода от страха и тревоги). После - потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), а затем - потребность в уважении и признании (престиж, статус, репутация, слава). Позже в своих работах А. Маслоу выделил еще два уровня: уровень познавательных способностей и уровень эстетических потребностей.

Самыми сильными являются физиологические потребности. Если они не удовлетворены, то у человека, по теории А. Маслоу, об удовлетворении других потребностей вопрос не возникает. Если удовлетворены все базовые потребности, только тогда возможно появление высшей потребности - потребности в самоактуализации. Причем, самоактуализировавшийся человек представляется не как человек, которому что-то добавлено, а как «обычный человек, у которого ничего не отнято» [7].

Однако позиция А. Маслоу об иерархичности и поэтапном удовлетворении потребностей человека является, по мнению многих ученых, ошибочной. Например, если нет уверенности в полной безопасности, все-таки можно думать об удовлетворении потребности в признании или даже о самоактуализации. На наш взгляд, стремление к самоактуализации должно быть доминирующим в любом случае. В частности, человек не всегда ест досыта и не всегда бывает хорошо одет, но он учится, чтобы получить образование и самоактуализироваться в жизни. Субординация названных потребностей теоретически допустима, хотя в реальности она очень часто не наблюдается. Если руководствоваться уровнем требований к самоактуализации, которые предъявляет А. Маслоу и по которым даже Эйнштейн не попадает в число самоактуализирующихся или самоактуализированных личностей, то говорить о самоактуализации в процессе образования обычных школьников и студентов не имеет никакого смысла.

Поэтому, как нам представляется, вопросы самоактуализации необходимо рассматривать с учетом большей степени приближения к реалиям жизни. С целью применения теории самоактуализации к курсантам высших учебных заведений МВД России мы предлагаем трактовать ее более демократично: каждый способен на самоактуализацию на том или ином уровне в соответствии с его реально проявившимися способностями. Самоактуализация личности может произойти даже без полного удовлетворения низших физиологических потребностей. В связи с этим базовые (физиологические) потребности и потребность в самоактуализации рассматриваются нами как дополняющие друг друга противоречия (в данном случае речь идет о применении в педагогике принципа дополнительности, разработанного датским физиком Нильсом Бором) [5].

Курсанты высших учебных заведений МВД России, по нашему мнению, тоже относятся к категории самоактуализирующихся личностей, которые добились удовлетворения своих базовых потребностей и теперь добиваются в процессе своего обучения более высокого уровня самоактуализации. Необходимо отметить, что сегодня в науке используют различные термины, близкие по своему значению термину «самоактуализация»: «самоутверждение», «самовыражение», «самораскрытие», «самореализация» [1].

Таким образом, самоактуализация личности в нашем понимании есть достижение ею максимального уровня своего развития, на который она способна благодаря реализации всех своих потенциальных способностей. При этом можно ориентироваться с некоторыми оговорками на иерархию базовых потребностей в формулировке А. Маслоу. Не следует требовать, чтобы эти потребности удовлетворялись только тогда, когда удовлетворена предыдущая потребность из иерархического списка. О самоактуализации можно думать независимо от того, удовлетворены или нет базовые потребности. Даже при неполной удовлетворенности низших физиологических потребностей можно начинать реализацию своих способностей и талантов для достижения некоторого уровня самоактуализации. Потребность в самоактуализации - это укорененная в познании потребность, унаследованная по каналам вертикальной трансмиссии, по генетическим каналам, а также возникшая по горизонтальной трансмиссии в результате социализации и инкультуризации. По мнению Е.В. Ильиной и А.А. Пытиной, самоактуализация является необходимым условием полноценного развития и социализации современного человека [3].

Сегодня самоактуализация - это действительно уникальная потребность в достижении того, что суждено достичь человеку в своей жизни, чтобы стать самим собой. Это фундаментальная, укорененная потребность, владеющая человеком всегда и зовущая его вперед к его мечте стать самим собой, стать тем, чем он должен стать в своей жизни. При этом процесс самоактуализации (самореализации) бесконечен [2].

В нашей модели формирования общекультурной компетентности сотрудников органов внутренних дел в контексте их обучения в экспериментальной группе мы формируем вначале потребность в самоактуализации как фактор формирования искомой компетентности. Наряду с потребностью в самоактуализации мы обеспечиваем сотрудников возможностью овладения принципом дополнительности, являющимся эффективным инструментом достижения общекультурной компетентности.

Общекультурная компетентность курсантов высших учебных заведений МВД России является важнейшей компетентностью, обеспечивающей цивилизованное выполнение сотрудниками органов внутренних дел своих профессиональных обязанностей [8].

Анализ практики рассмотрения и разрешения уголовных дел показывает, что до сих пор имеют место нарушения прав граждан со стороны сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих свою профессиональную деятельность. Это свидетельствует о том, что уровень общекультурной компетентности сотрудников органов внутренних дел, к сожалению, еще низок. В связи с этим преподаватели высших учебных заведений МВД России должны взять на себя ответственность за фундаментализацию образования и овладение обучаемыми всей совокупностью компетенций, закрепленных в государственных стандартах высшего образования по той или иной специальности. Выпускники высших учебных заведений МВД России - сотрудники органов внутренних дел с помощью преподавателей в рамках образовательного процесса должны найти путь к самоактуализации в своей профессиональной деятельности. Ведь, как необходимо признать, данный вид деятельности открывает очень широкие возможности для процесса самоактуализации в целях обеспечения национальной безопасности страны.

 
Библиографический список:

1. Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 26-32.
2. Идинов А.А. Самореализация личности во внепроизводственной сфере общества: Дис. ... канд. философ. наук. Фрунзе, 1990. 171 с.
3. Ильина Е.В., Пытина А.А. Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности // Вестник Костромского государственного университета. 2009. № 3. С. 353-356.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2008. 312 с.
5. Макаров А.Б. Принцип дополнительности Н. Бора и проблема его статуса // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии и наук. 2012. Вып. 12. С. 98-109.
6. Маслоу А. Мотивация и личность / 3-е изд. СПб: Питер, 2014. 400 с.
7. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб: Евразия, 1999. 351 с.
8. Стародубцев М.П., Соколов М.И. Развитие общекультурных компетенций сотрудников полиции как педагогическое условие решения задач обеспечения общественной безопасности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. Вып. 126. № 8. С. 163-168.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (49) 2017.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (12.07.2019)
Просмотров: 12 | Теги: самоактуализация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь