Понедельник, 27.05.2019, 04:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МЕТОДА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

Е.А.Нешпор

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МЕТОДА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особой роли индивидуального направления в системе перевоспитания осужденного, организованного в исправительном учреждении. Автор статьи рассматривает область применения индивидуального метода воздействия как одного из основных условий организации исправительного процесса.

Ключевые слова: индивидуальная работа, исправительные учреждения, воспитание, осужденный, изучение личности.

 

Особенностью любой воспитательной деятельности является то, что ее положительные результаты начинают объективно проявлять себя не сразу после применения определенных воспитательных приемов и средств, а постепенно, через определенный отрезок времени, когда новые черты, привычки, взгляды достаточно закреплены в сознании человека. Это особенно характерно для исправительной работы, проводимой в местах лишения свободы. Воспитательное воздействие на лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, складывается, по характеру численного охвата, из индивидуальной воспитательной работы и групповой, по тематическому направлению из психолого-педагогической, культурно-массовой, физкультурно-спортивной работы. Результаты этой масштабной воспитательной деятельности всесторонне проверяются, главным образом после освобождения осужденных, когда лица, отбывшие наказания, начинают жить и трудиться в социуме, строить свои отношения с ним на основе правил общежития. В условиях отсутствия постоянного контроля, как правило, выявляются те черты личности, которые в полной мере характеризуют освобожденного - асоциальные привычки, взгляды, навыки, не изжитые в местах лишения свободы, или, напротив, новые положительные черты характера, которые были привиты ему воспитателями. На свободе проявляют себя также успехи и недостатки, а иногда и серьезные промахи в организации процесса перевоспитания в отдельном исправительном учреждении.

Обычно организация массовой воспитательной деятельности в пенитенциарном учреждении осуществляется на достаточно хорошем уровне. Но как бы грамотно не был организован процесс массовой воспитательно-исправительной деятельности, цели перевоспитания заключенных могут быть достигнуты только в результате сочетания ее с индивидуальной воспитательной работой, с учетом характерных особенностей личности заключенного, характера совершенного им преступления и его общественной опасности.

Невозможно говорить о перестройке сознания, о выработке определенных моральных качеств и привычек без знания людей. Исходя из вышесказанного понятно, что мастерство воспитателя состоит в том, чтобы определить и выявить те пороки характера и пробелы воспитания, которые привели к совершению преступления. Далее следует приступить к выбору совокупности конкретных воспитательных средств, при помощи которых можно эффективно воздействовать на личность осужденного в нужном направлении.

Как правило, осужденный, совершивший преступление, попадает в исправительное учреждение в том возрасте, когда у него сложился характер, сформировались убеждения, интересы, стремления и жизненные идеалы. Поэтому без глубокого исследования обстоятельств, условий, среды, в которых происходило формирование морально-психологических качеств личности, нельзя грамотно построить процесс исправления и перевоспитания правонарушителя.

Автор подчеркивает, что в осуществлении практики индивидуального подхода исправительно-воспитательного процесса необходимо знать, что индивидуализации подлежат все средства воспитательного воздействия на осужденных: режим, общественно полезный труд, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. Результат от применения данных средств исправительного воздействия целиком зависит от особенностей личностей, отбывающих наказания. И здесь нет панацеи! Если одно средство может оказать положительное воздействие на одного осужденного, то по отношению к другому будет малоэффективным, а в отношении к третьему - вообще дать отрицательный результат. Совершенно очевидно, что с лицом, имеющим высшее образование и осужденным за преступление в сфере экономики, индивидуальный воспитательно-исправительный процесс будет строиться на иных принципах, чем работа с малограмотным осужденным, отбывающим наказание за хулиганство. Нельзя одинаковыми методами и средствами вести индивидуально-воспитательную работы с осужденными, впервые попавшими в исправительное учреждение, и с лицами, неоднократно отбывающими уголовное наказание, а также с несовершеннолетними и взрослыми осужденными и т.п.

Вместе с тем индивидуальный подход не следует понимать как подбор совершенно уникальных, абсолютно индивидуализированных средств исправительно-воспитательного арсенала.

Подобный узкий, в понимании проблемы, подход к «индивидуализации» воспитательно-исправительной работы может свести на нет все усилия. Несмотря на то, что коллектив осужденных состоит из лиц, наделенных индивидуальными чертами, испра- вительно-воспитательная работа едина, так как подчинена, в конечном итоге, реализации одной цели - перевоспитания осужденных с дальнейшим пресечением постпенитенциарного рецидива. Анализ жизненного опыта, знаний, навыков, привычек лиц, отбывающих наказания, во многом предопределяет весь комплекс мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления успешного исправительно-воспитательного воздействия. Отмечу, что следует помнить о том, что, покидая исправительное учреждение, бывший осужденный должен обладать не только общим набором стандартных качеств характера, но и быть индивидуумом, с присущими лишь ему личностными особенностями.

Воспитательная работа конкретна. Поэтому она должна базироваться на знании конкретных особенностей осужденного. Индивидуальный подход обусловлен физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигнальных систем); психологическими (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти и т.п.) и личностными (нравственные качества, черты характера, мотивы поведения, отношение к труду и др.) особенностями.

Индивидуальный подход к конкретной личности осужденного предполагает подразделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению и перевоспитанию на четыре периода:

1) а) Изучение представленных характеристик, материалов личного дела и т.п.
б) Содействие процессу адаптации осужденного к условиям лишения свободы, выполнению режимных требований ИУ.

2) Выбор конкретных форм и мер наиболее эффективных средств воспитательного воздействия, отобранных на основе анализа психолого-личностной характеристики.

3) Непосредственное включение осужденного в воспитательно-исправительный процесс.

4) Подготовка к освобождению (ресоциализации), адаптации к условиям жизни на свободе и закрепление результатов перевоспитания.

Необходимость выявления первого периода вытекает из смысла ст. 97 УИК РФ, которая регламентирует порядок приема осужденных в исправительные учреждения. Начальной стадией этого периода является организация воспитательной деятельности, в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка, а также осуществление работы по приему вновь прибывших осужденных в исправительные учреждения .

Все вышесказанное подтверждает особую важность и необходимость применения дифференцированных индивидуальных форм воспитательной работы в стенах исправительного учреждения.

Осуществляя руководство воспитательного воздействия на осужденных, сотрудник ФСИН должен помнить о личностных особенностях субъектов, отбывающих наказания. В анализ психологической характеристики личности входит подробное изучение всех материалов дела осужденного. Вынесению приговора предшествует тщательное и всестороннее изучение особенностей виновного, черт характера, которые привели к совершению противоправного деяния. Весь спектр данных исследований необходим для дальнейшего определения классификации осужденных, в целях организации их последующего исправления и перевоспитания. Изучение осужденного предполагает определение психологической структуры его личности.

В таблице представлена характеристика личности в структурном отношении.

Таблица
Структурный состав личностной характеристики

Изучая личность лишенного свободы, необходимо выяснять мотивы совершения им преступления и отношения к содеянному. О моральных качествах осужденного можно судить, в первую очередь, по его отношению к труду, к родным, к другим осужденным, к администрации пенитенциарного учреждения. Неоднократно отмечаю, что весь спектр воспитательно-исправительных мер должен проводиться на основании глубокого изучения личности каждого осужденного, с учетом характера совершенного им преступления, профессии, возраста, образования и других особенностей.

Анализ личностной характеристики предполагает также учет ее эмоционально-волевых качеств, свойств мышления, памяти, внимания и т.п. Необходимые данные в изучении личности осужденного собираются из индивидуальных бесед с ним, знакомства с личным делом, изучении продуктов трудовой и творческой деятельности . Весь процесс сбора общей личностной психолого-педагогической характеристики должен подчиняться определенной системе. Только в этом случае изучение личности конкретного лица, отбывающего наказание, будет полным и всесторонним, а выбранные меры воздействия целенаправленными и объективными. Необходимо помнить, что качества личности изменяются в результате исправительно-воспитательного воздействия, влияния других осужденных и сложившейся в данном месте лишения свободы обстановки. Поэтому необходим постоянный динамический характер ознакомления с осужденным, т.е. систематические, сопоставляемые между собой наблюдения. Такой метод изучения позволяет определять и наблюдать тенденции роста позитивного развития личности и влиять на их дальнейшее формирование. Поскольку личность формируется в труде, учебе, общественной жизни, ее изучение должно опираться, прежде всего, на деятельность лиц, отбывающих срок тюремного наказания. Чем более многогранными являются эти формы деятельности и чем качественнее проводится наблюдение за ними, тем полнее выводы о характерных особенностях изучаемого осужденного. Обнаружение сходных проявлений в различных аспектах деятельности осужденного повышает достоверность выводов о ней. Поэтому индивидуальный подход к изучению личности осужденного заключается в комплексном, всеохватывающем анализе.

Автор статьи отмечает далее, что одним из необходимых свойств изучения личности осужденного является объективность. Так как данные о личности являются, по своему характеру, косвенными доказательствами, то они дают основания для предположений, которые нуждаются в проверках, уточнениях, сопоставлениях. Только после проведения анализа всех собранных материалов появляется возможность принять решение о выборе индивидуальных и групповых воспитательно-исправительных мер воздействия. Существуют различные методы изучения лиц, прибывших в места лишения свободы. Одни работники пенитенциарных учреждений кропотливо изучают личные дела вновь прибывших, другие знакомятся сами с самими осужденными, а потом уж с их делами. Более правильным представляется первый метод, позволяющий начать личное знакомство с осужденным, зная о многих обстоятельствах из его прошлого, профессии, положения и т.п. Если воспитатель предварительно изучит материалы дела осужденного перед беседой с ним, то это, как правило, дает возможность провести разговор более целенаправленно.

Предварительное изучение дела осужденного помогает также правильно решить вопрос о его трудоустройстве и направлении в ту или иную бригаду с учетом конкретных профессиональных навыков, физического состояния и интересов. А.С. Макаренко писал, что «наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям». Таким образом, изучение личности осужденного не должно прекращаться ни на один день. Администрации мест лишения свободы следует постоянно интересоваться теми изменениями в поведении осужденного, которые произошли в результате исправительного воздействия, индивидуальной и групповой формы исправительно-воспитательной деятельности с лицом, отбывающим наказание.

Показатель эффективности проведенного индивидуального исправительного процесса в стенах конкретного исправительного учреждения (ЭИИП) предлагаю рассчитывать по формуле: расчет положительной динамики личности осужденного

где ЛХОО - личностная характеристика, готовящегося к освобождению осужденного, а ЛХВО - личностная характеристика вновь прибывшего осужденного. Желательно данную сверку проводить ежеквартально, учитывая все положительные и отрицательные изменения, произошедшие в период осуществления перевоспитательной деятельности.

Обращаясь к нормативно-правовой базе Российской Федерации, отмечаю, что принцип индивидуализации исправительного процесса закреплен в ст. № 109 . В странах ближнего зарубежья также широко введен в практику перевоспитания индивидуальный метод работы с осужденными. Статья № 101.4 УИК Азербайджана предусматривает проведение воспитательных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей личности . Аналогичная норма закреплена в п. 4 ст. 104 закона Республики Беларусь и в п. 3 ст. 124 УИК Республики Казахстан . В целях осуществления рассматриваемого принципа проводится дифференциация средств и методов исправительного воздействия на осужденных (в соответствии с требованиями принципа доступности), в формах индивидуальных бесед и консультаций. Для осужденных, у которых недостаточно развиты те или иные способности, разрабатывают, организуют и применяют на практике дополнительные задания, упражнения воспитательно-корректирующего характера. Обращаясь к практике организации индивидуально-исправительного воздействия на осужденных в Республике Таджикистан, согласно п. 3 ст. 115 УИК РТ разъясняет, что для проведения наиболее продуктивной индивидуальной воспитательной работы необходимо анализировать и учитывать психическое состояние и другие особенности личности осужденного. Применение метода индивидуального воздействия является особенно эффективным при вовлечении осужденного в различные виды практической деятельности. При осуществлении рассматриваемого принципа работнику ИУ, организующего воспитательно-исправительное воздействие, следует грамотно сочетать коллективные и индивидуальные формы деятельности, систематически и всесторонне изучая не только личностные особенности отдельных осужденных, но и уровень развития всего коллектива в целом. Воспитателю необходимо умело содействовать благоприятному созданию такой обстановки, при которой сам коллектив осужденных смог бы оказывать на отдельных лиц, отличающихся повышенной агрессией, озлобленностью, являющихся постоянными нарушителями правил внутреннего распорядка, воздействия.

В заключение автор отмечает, что путь перевоспитания является длительным и сложным процессом, в основе которого лежит первичное детальное изучение личностных особенностей осужденного, а также мотивов совершенных им противоправных действий, с последующим выбором наиболее соответствующих и эффективных мер перевоспитания, осуществляющихся в групповой и индивидуальной формах деятельности. Проблема творческого поиска повышения результативности индивидуальной работы с осужденными остается всегда актуальной и значимой, так как непосредственно способствует осуществлению главной цели - перевоспитанию, а также является профилактикой практики пост пенитенциарного рецидива.

 

Библиографический список

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
2. Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний (настоящий Кодекс утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 г. № 908-IQ).
3. Закон Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 241-З (Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2015, 2/2239).
4. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2016 г.)
5. Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2001 г., № 7, ст. 505; 2003 г., № 12, ст. 683; 2004 г., № 7, ст. 455; 2005 г., № 3, ст. 127; 2008 г., № 3, ст. 190, № 12, ч. 1, ст. 987; 2010 г., № 7, ст. 552, № 12, ч. 1, ст. 810; 2011 г., № 6, ст. 443; 2012 г., № 4, ст. 255, № 7, ст. 716, № 12, ч. 1, ст. 1018; 2013 г., № 12, ст. 880).
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 4. 1984. Библиографическое описание издания. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т.
7. Семенова С.Л. Общая психология для юристов: Учеб. пособие / Семенова С.Л.; под науч. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008.
8. Лукичев О.В., Раськевич А.А. Воспитательное воздействие на осужденных в исправительных учреждениях и семье. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2. 2008.

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института" № 3 (58) 2016


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (14.05.2019)
Просмотров: 26 | Теги: осужденные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь