Понедельник, 22.01.2018, 01:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Волшебный мир страны «Шахмандия»

Е.Я.Софронова

Волшебный мир страны «Шахмандия»

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для развития ребенка его позитивной социализации, видов деятельности, личностного и интеллектуального потенциала.

Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы - это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в мир волшебных шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно к точным наукам. Игра в шахматы очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка- это не только игра доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.

В старшей группе «Мичээр» МБДОУ детский сад «Кунчээнэ» дети с удовольствием занимаются в кружке «Страна Шахмандия». Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого надо запастись большим терпением. Чтобы малыши в свободное время занимались шахматами, организовали предметно-развивающую центр: «Страна Шахмандия». В центре имеются деревянные, пластмассовые, магнитные шахматные фигуры и доски разного размера, магнитная настенная шахматная доска ,где магнитные фигуры сделали своими руками вместе с детьми. На напольном шахматном поле размером 3х3 м. дети любят играть в подвижные, дидактические шахматные игры. Так же на этом поле решают задачи, изучают ходы, повторяют правила. Дети любят играть в настольные игры: лото «Шахматенок», различные пазлы, самодельную настольную игру- путешествие «Чуораанчык в стране Шахмандия», «Крестики- нолики». Дети с помощью родителей оформили красочные альбомы о знаменитых шахматистах.Малыши в свободное время рисуют героев страны Шахмандия и с любовью украшают стены.

Наши занятия проходят в доброжелательной атмосфер. Основная форма занятий - игровые ситуации. Программа по обучению игре в шахматы проста и доступна дошкольникам .Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Обучаясь в игре шахматы дети живут в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Любимыми героями нашей страны «Шахмандия» являются - мальчики Чуораанчык (Колокольчик) и Бэргэн, которые знакомят с жителями этой страны, рассказывают занимательные истории о героях сказочной страны. Они вместе с малышами играют в веселые игры,решают задачи, выполняют различные задания.

В первом этапе обучения Чуораанчык и Бэргэн знакомя с жителями сказочной страны, привлекают детей к продуктивной деятельности: лепят из пластилина и соленой тесты шахматные фигуры, рисуют фигуры, шахматную доску, делают аппликации. Это способствует закреплению знаний детьми названий фигур.Малыши быстрее запоминают и овладевают игрой в шахматы если это происходит через игры-инсценировки знакомых сказок, таких как например: «Шахматный колобок», «Репка», «Запретная фигура», «Теремок» и т.д.

На втором этапе обучения при изучении каждой фигуры детьми рисовались новые картинки ходов изучаемой фигуры. Такое образное восприятие помогает лучше усвоить правила игры и шахматную нотацию (названия шахматного поля). Задания Бэргэн и Чуораанчик дают через отгадывание шахматных загадок (решение примеров). В этом этапе детям лучше ,доступнее заниматься на фрагментах шахматной доски.

Особое внимание уделяется в усвоении правил игры в шахматы, которая содержит в себе ряд требований от игрока. Для лучшего запоминания правил придумали игру «Перейти поле». Тот, кто первым поднял руку и правильно сказал один пункт правила, делает один ход на поле. Кто первым перешел поле тот побеждает. Хочется заметить, что соблюдая правила шахматной игры ,ребенок вырабатывает в себе целый комплекс жизненно необходимых качеств, и что не менее важно, у ребенка вырабатывается свой собственный ,спортивный характер.

Только после того как дети познакомились со всем войском фигур переходим к следующему этапу - знакомство с шахматной игрой и с ее стратегией. Подводим к ее итогу - мату ( что в переводе: властелин-король умер). Для того чтобы детям было доступно понимание нападения фигуры используются дидактические игры- задания, которые малыши с удовольствием играют и на шахматной доске и на напольном шахматном поле: «Доставь секретный пакет Чуораанчику». -Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски ,где стоит Чуораанчык, не становясь на «заминированные» поля и на поля находящиеся под ударом черных фигур. «Кто быстрей». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Помоги Чуораанчику». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, они недвижимы и не могут побить белую фигуру). Такие игры как «Собери подарки для Чуораанчика», «Ловишки»,«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности», «Взятие», «Первый шах» позволяют закрепить , лучше освоить пройденный материал. Для ознакомления и закрепления пользуемся мультимедийной презентацией.

В нашем кружке занятия по обучению игре малышей в шахматы превращаются в увлекательное путешествие в мир шахмат. Игровая форма обучения дает возможность сохранять живой интерес к занятиям: дети не устают, просят еще поиграть. Но во время занятий обязательно нужно сделать разминку для глаз, физкультминутки, упражнения для осанки. Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности ориентироваться на плоскости .Развивает изобретательность и логическое мышление.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость внимательность и собранность .Ребенок ,обучающийся этой игре, становится самокритичнее , привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: Обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учится радоваться красивым комбинациям.

Физическую: Побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Коррекционную: Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседе длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Таким образом, обучение детей в шахматы помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств ,как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность. У ребят регулярно играющих в шахматы, развиваются умственные и творческие способности, логическое мышление с расчетом сложных вариантов, интуиция и предвидение ближайших событий, укрепляются внимание и память, формируется воля к победе.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (01.01.2018)
Просмотров: 15 | Теги: Шахматы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь