Суббота, 27.05.2017, 18:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Волонтеры спортивных соревнований

СТРАТЕГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

В данной статье рассматриваются методические приемы англоязычной лингвистической подготовки волонтеров для международных спортивных соревнований вообще и к Чемпионату Мира по Футболу 2018 года в частности. Выделяются три составляющих элемента подготовки, описываются источники и возможности их реализации.

Актуальность настоящего исследования связана с тем, что Россия все чаще становится местом проведения спортивных состязаний международного уровня. Летом 2013 года прошли всемирная универсиада в г. Казани и Чемпионат мира по легкой атлетике в г. Москве, в феврале 2014 года были успешно проведены Игры Зимней Олимпиады и Паралимпийские Игры в г. Сочи.

В 2018 году Россия получила право на проведение Чемпионата Мира по футболу. Город Волгоград вошел в число городов России, в которых будут проходить матчи Чемпионата. Проведение спортивного соревнования такого высокого уровня повышает престиж города и дает возможность продемонстрировать его перед мировым сообществом. Одной из важнейших задач успешного проведения спортивного соревнования международного уровня является построение единой многоязычной информационной среды для обеспечения эффективных коммуникаций между принимающей стороной и иностранными гостями в период его проведения.

Полезный и ценный опыт в области организации лингвистического обеспечения спортивных соревнований международного уровня дают подготовка и проведение Зимних Олимпийских Игр 2014 года в городе Сочи [1]. Прежде всего, там была создана Функциональная рабочая группа «Лингвистическое обеспечение Игр», которая в качестве основного направления своей деятельности поставила создание единой многоязычной информационной среды для обеспечения эффективных коммуникаций между принимающей стороной и иностранными гостями. План мероприятий программы лингвистического обеспечения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года включал создание информационно-справочных call-центров, которые в ходе соревнований осуществляли обслуживание гостей и участников Олимпийских игр на иностранных языках. Материалы единой информационной базы были переведены на десять иностранных языков (английский, французский, немецкий, китайский, турецкий, итальянский, японский, корейский, испанский и арабский языки). В ее состав были включены информация об объектах, оказывающих гостиничные, санаторнокурортные и экскурсионные услуги, услуги транспорта и связи, торговли, общественного питания и бытовые услуги. На картах-путеводителях города Сочи была представлена вся необходимая информация о городе с иллюстрациями. Были подготовлены проспекты и буклеты о городе Сочи на 10 иностранных языках. Были изготовлены информационные указатели на русском и английском языках.

В настоящее время, как отмечают исследователи волонтерского движения, ни одно крупное спортивное событие не может состояться без интенсивной и эффективной волонтерской работы. Волонтеры работают на безвозмездной основе, и от их усилий зависит успешность проведения соревнований. Волонтерское движение широко развито в мире и рассматривается как глобальный процесс объединения людей, стремящихся принести пользу своему народу, стране и мировому сообществу в целом.

Одним из слагаемых успеха работы волонтеров на спортивных состязаниях является владение иностранными языками, так как большинство участников и болельщиков приезжают из разных стран. Основным языком общения волонтеров является английский. Поэтому необходимо знание языка международного общения не только на уровне хорошего понимания, но и возможности выразить свои мысли, принять правильное решение в нужный момент.

В этой связи особую актуальность приобретает создание программы лингвистической подготовки волонтеров.

Что должен знать волонтер и уметь выразить на иностранном, в частности, английском языке? Нам представляется, что наиболее оптимальным вариантом является владение совокупностью из трех основных элементов:

1) спортивной терминологией;

2) информацией о городе и стране, месте проведения спортивного состязания;

3) фразами бытового общения.

Для того чтобы обучение выделенным элементам проходило успешно, следует всесторонне использовать опыт в создании методической поддержки лингвистической подготовки волонтеров спортивных соревнований, накопленный в нашей стране и за рубежом, а также имеющиеся ресурсы сети Internet.

Поделимся ценными находками, которые целесообразно взять за основу при подготовке волонтеров для Чемпионата Мира по футболу.

Приведем полезные ресурсы для успешной реализации первого элемента знаний волонтера. На сайте http://study-english.info/, предназначенном для изучающих английский язык, студентов, преподавателей вузов и переводчиков, представлен структурированный словарь футбольных терминов на русском и английском языках. Данный словарь обеспечит будущих волонтеров знаниями спортивной терминологии. Наименования и понятия футбольного дискурса в нем распределены по следующим рубрикам: а) Игроки; б) Игра; в) Мастерство игры; г) Наказания и травмы; д) Удары; е) Соревнования.

Здесь также имеется в наличии глоссарий футбольных терминов на английском языке.
Огромную пользу для подготовки волонтеров спортивных соревнований может оказать электронный учебник, представленный на сайте MOVILISE. Он представляет собой источник словарного состава и языковых упражнений для спортсменов. Благодаря его четкой структуре данный учебник может быть использован и как пособие по грамматике, построенное на темах, связанных со спортом. Кроме того, материалы представлены в зависимости от уровня владения английским языком в четырех уровнях: a) для начинающих, б) имеющих знания ниже среднего уровня, в) среднего и г) продвинутого уровней. Это означает, что изучение и/или совершенствование английского языка можно проводить индивидуально для каждого.

В программу рассматриваемого электронного учебника для спортсменов и всех, кто связан с миром спорта, входят 14 блоков, грамматический справочник, фонетический блок и вокабуляр.
Рассмотрим структуру представленных учебных блоков. Каждый блок начинается с информации о целях и задачах учебного материала (Aims and Objectives). В описываемом разделе упоминаются грамматические темы с отсылкой на грамматический справочник, и дается перечень слов, словосочетаний и фраз, связанных с тематикой учебного блока.

В разделе (Vocabulary) вводится словарный состав по определенной спортивной тематике. На данном этапе обучающийся имеет возможность неоднократно прослушивать и повторять за диктором слова, фразы и целые предложения, связанные с тематикой учебного блока. Следующие разделы (Vocabulary Practice & Comprehension), переходить к которым следует после освоения лексического материала, представляет собой практические задания и контроль понимания. Упражнения данного раздела разнообразны (Exposed Cloze; Multiple Choice), они развивают навыки аудирования и чтения, имеют различные варианты выполнения. Например, при выполнении упражнений на аудирование, обучающийся выбирает, будет ли он прослушивать задание с опорой или без опоры на текст.
Грамматический раздел (Grammar Practice) содержит упражнения по заявленным в учебном блоке грамматическим темам (Cloze, Exposed Cloze, Substitution, Transformation). Следует отметить, что в каждом упражнении вышеупомянутых разделов содержится помощь, когда можно в случае затруднения посмотреть правильные ответы. Завершаются упражнения оценкой (одобрительное замечание диктора, или совет выполнить его повторно) с демонстрацией достигнутого результата в процентном соотношении.

Затем следует раздел (Dictation), на этапе которого контролируются навыки письма и усвоение пройденного лексического и грамматического материала.

В заключение каждого учебного блока (Checklist) дается перечень умений и навыков, достигнутых обучаюшимся на конкретном этапе обучения, что, несомненно, является отличной мотивацией для дальнейшего обучения и уверенностью в своих собственных силах.

Для успешного владения будущими волонтерами информацией о городе-герое Волгограде на английском языке следует составить методическое пособие о его истории, развитии и памятниках культуры. Здесь также на помощь могут прийти электронные ресурсы, данные англоязычной версии Wikipedia, материалы, представленные в Британской Энциклопедии, презентации преподавателей, имеющиеся в сети Интернет. Однако данные источники следует тщательно отбирать и структурировать.

Для реализации третьего элемента подготовки волонтеров целесообразно использовать опыт, накопленный при подготовке к зимним Олимпийским Играм в городе Сочи. Русско-английский разговорник и словарь, подготовленный для этого спортивного форума школой английского языка EF. В содержание разговорника входят разделы: Основы английского, Повседневный английский, Еда и прием пищи, Английский для общения, Здоровье и скорая помощь, которые составляют необходимые сферы жизнедеятельности. С помощью такого разговорника даже не очень сведущий в английском языке человек поможет зарубежным спортсменам и болельщикам в решении повседневных ситуаций. Удачным приемом, обеспечивающим быстрый поиск информации, в данном разговорнике, является выделение каждой темы отдельным цветом.

Таким образом, структурированное и направленное обучение студентов- волонтеров с опорой на образовательные ресурсы сети Интернет наиболее полно подготовит их к ситуациям общения на крупном спортивном форуме - ЧМ по футболу. Такая качественная подготовка в области иностранного языка, в частности английского языка, во-первых, будет способствовать повышению престижа г. Волгограда, а во- вторых, обеспечит взаимопонимание между спортсменами, болельщиками и жителями города-героя, т.е. эффективную коммуникацию всех участников крупного спортивного соревнования.

Литература

1. Электронный ресурс - режим доступа - http://xn--2014-43dy0a8ao3 a 1e.xn--p1ai/lingvo.

___________________________

Комлева Л.А.
Волгоградская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: методика преподавания английского языка, лингвистическая подготовка, волонтеры, спортивная терминология, Интернет ресурсы.
SPORTS COMPETITION VOLANTEERS LINGUISTIC TRAINING STRATEGY
Komleva L.A.
Volgograd State Physical Education Academy
The given article deals with the volunteers’ English language training for the international sports competitions in general and the Soccer World Cup 2018 in particular. Three basic elements of the training system are outlined and Internet resources and their realization possibilities are described here.
Keywords: English language teaching methods, linguistic preparation, volunteers, sports terminology, Internet resources.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (02.03.2015)
Просмотров: 1362 | Теги: спорт, язык, соревнования, волонтер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь