Среда, 22.02.2017, 07:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

СЕ. Ренчинова

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств

ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

Проблема контроля и оценки качества подготовки студентов в вузе является одной из самых важных в педагогической теории и практике, так как её решение позволяет определить эффективность и пути совершенствования содержания, методов и организации учебного процесса. Только объективные, достоверные, теоретически обоснованные измерения и оценки результатов обучения могут дать информацию о ходе педагогического процесса, выявить влияние тех или иных факторов на процесс обучения и его результаты.

В академии ведётся планомерная работа по обеспечению качества под­готовки специалистов на всех этапах обучения студентов, начиная с довузовской подготовки и проведения набора на первый курс и заканчивая мониторингом трудоустройства выпускников.

С целью повышения качества подготовки специалистов в академии создана система управления качеством образовательной деятельности, которая включает в себя следующее: качество субъекта получения образовательных услуг (аби-туриент, студент, слушатель, аспирант); качество объекта предоставления обра-зовательных услуг; качество ресурсного обеспечения (материально-техниче-ского, методического, кадрового, финансового и т.д.).

 

В академии складывается и достаточно эффективно действует много­уровневая и разветвлённая система контроля за ходом учебного процесса. Она включает в себя контроль за соблюдением расписания занятий; дидактической и методической деятельностью преподавателей со стороны коллег (через взаи

 

мопосещения занятий с их последующим обсуждением); созданием педагоги-ческих контрольно-измерительных материалов по всем преподаваемым дис­циплинам.

Одним из важнейших факторов менеджмента качества и управления учебным процессом в академии является систематический контроль и оценка учебных достижений студентов. Контроль учебных достижений студентов ака-демии направлен на формирование системных прочных и действенных знаний. Для реализации данной политики в области качества знаний в академии полу-чила развитие внутривузовская система тестирования.

Мониторинг качества образования студентов реализуется в ходе текущего, межсессионного, сессионного и итогового контроля. При этом используются как традиционные методики (тематический контроль, контрольные работы, зачё-ты, экзамены), так и инновационные (компьютерное и интернет-тестирование, рейтинговый контроль). В отчётном 2010-2011 уч. г. для контроля знаний сту-дентов ВСГАКИбыли использованы интернет-тренажёры. Интернет-тренажёры содержат теоретический минимум по отдельным дисциплинам, правильные решения заданий, подсказки к неправильным вариантам ответов, несущие практическую пользу при закреплении знаний и умений студентов.

Систему «Интернет-тренажёры в сфере образования» можно использовать в любое время и в любой точке доступа к сети Интернет, что особенно важно для студентов очно-заочной формы обучения, а также при применении дистан-ционных технологий обучения.

Система «Интернет-тренажёры в сфере образования» предусматривает:

-  тестирование студентов вузов в режимах «Обучение» и «Самоконтроль»
для подготовки к зачётам и экзаменам;

-  внутривузовское контрольное тестирование, организуемое препода-
вателем для промежуточного и итогового контроля знаний студентов;

- диагностическое тестирование для проведения входного контроля знаний
первокурсников;

-  полидисциплинарное тестирование студентов, поступающих в маги-
стратуру;

– тестирование при поступлении в аспирантуру.

Специфика педагогических измерений, проводимых в рамках системы «Интернет-тренажёры в сфере образования», вытекает из поставленной цели -оценки степени соответствия подготовки студентов требованиям ГОС и ФГОС, поэтому на первый план выходит характеристика качества подготовки группы студентов, а не отдельного студента. Степень соответствия содержания и ка-чества подготовки студентов требованиям ГОС и ФГОС устанавливается со­гласно модели освоения совокупности дидактических единиц. Подготовка сту-дента считается соответствующей требованиям стандарта, если он освоил все дидактические единицы (ДЕ) дисциплины. Для основной образовательной программы (ООП) показателем освоения дисциплины является доля студентов, освоивших все ДЕ дисциплины.

Проведённое в 2010-2011 уч. г. с 27 октября по 29 ноября диагностическое тестирование студентов ВСГАКИ определило реальный уровень знаний и умений студентов-первокурсников. С целью сохранения сетки расписания учебного про-цесса диагностическое тестирование по каждому предмету рассчитано на 80 минут. Диагностирование включает в себя: контроль, проверку, оценивание, анализ статистических данных, выявление динамики и прогнозирование даль-

нейшего обучения студентов. Получено 276 результатов по дисциплинам школь­ного курса: «Русский язык», «Математика» и «Информатика».

По русскому языку самый высший средний процент правильно выпол­ненных заданий показали студенты Гуманитарно-культурологического факуль­тета (60 %) и Института музыки (60 %). По математике и информатике самый высший средний процент правильно выполненных заданий показали студенты Института информационных технологий, экономики и управления (ИИТЭУ) (64 %); самый низкий средний процент правильно выполненных заданий показали студенты гр. 412 ИИТЭУ (20 % и 26 % соответственно).

Таким образом, полученные на основе результатов диагностического тес­тирования рейтинг-листы позволяют эффективно провести дифференциацию студентов по уровню подготовки по представленным дисциплинам и прове­дению дальнейших мониторинговых исследований качества обучения.

Ректорский контроль, на основании Положения о ректорском контроле ВСГАКИ от 28.10.2009 г., является обязательным элементом обучения, обеспе­чивающим усиление его ответственности за усвоение изучаемой образо­вательной программы по специальности/направлению подготовки. Ректорский контроль качества обучения студентов в академии проводится с целью опре­деления уровня имеющихся у студентов остаточных знаний, навыков и умений по учебным дисциплинам, изученным студентами в предыдущих семестрах и курсах.

В 2010-2011 уч. г. ректорский контроль был проведен с 10 марта по 25 мая с использованием системы «Интернет-тренажёры в сфере образования». Всего проведено 91 тестирование, получено 877 результатов.

Тестирование проводилось по дисциплинам блока ГСЭ: «Английский язык», «Культурология», «Отечественная история», «Политология», «Правове-дение», «Психология и педагогика», «Русский язык и культура –ечи», «Социо-логия», «Философия», «Экономика»; дисциплинам блока ОПД по специаль­ностям экономического профиля: «Менеджмент», «Мировая экономика», «Ста-тистика», «Экономика организации», «Экономическая теория»; дисциплинам блока ОПД - педагогического профиля: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Тестирование прошли студенты: Института музыки, Института танца, Института социально-культур­ной деятельности, наследия и туризма, Института информационных технологий, экономики и управления, Гуманитарно-культурологического факультета.

По дисциплинам блока ГСЭ итоги ректорского контроля за 2010-2011 уч. г. показали неплохие результаты по количеству правильно выполненных заданий, но большой разброс в усвоении всех дидактических единиц.

ОПД - по специальностям экономического профиля: результаты показали, что, в целом, студенты продемонстрировали положительный уровень по оста-точным знаниям, за исключением дисциплины «Мировая экономика» (гр. 431) - 46 % ДЕ.

По дисциплинам ОПД педагогического профиля: итоги тестирования по-казали, в целом, удовлетворительные знания по дисциплинам «Педагогика» и «Психология», процент правильно выполненных заданий составил выше 50 %. Количество освоенных ДЕ: 100 % - 6 студентов; 87,5 % - 12 студентов; 75 % -6 студентов; 62,5 % - 2 студента; 25 % – 2 студента; 0 % - 1 студент.

По дисциплине «ОБЖ»: гр. 333 - 47 % правильно выполненных заданий, освоивших все ДЕ - 0 %; гр. 343 - 45 % правильно выполненных заданий, ос-


воивших все ДЕ - 13 %. По дисциплине «Основы медицинских знаний и ЗОЖ»: гр. 333 - 45 % правильно выполненных заданий, освоивших все ДЕ - 0 %; гр. 343 - 47 % правильно выполненных заданий, освоивших все ДЕ - 0 %.

Таким образом, переход на новую систему образования, вероятно, повлечёт за собой уменьшение количества аудиторных часов и сокращение объёмов изучаемого материала по отдельным дисциплинам. В связи с этим активное внедрение в учебный процесс компьютерных технологий, в частности интернет-тренажёров, может существенно повлиять как на развитие и совершенствование подготовки учащихся, так и на повышение качества образовательного процесса в целом.


ISSN 2223-9324 Социогуманитарный вестник. 2012. № 1(8).

 

 


 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 464 | Теги: диагностическое тестирование, ректорский контроль, контрольно-измерительные ма-териалы, система «интернет-тренажёры», менеджмент качества | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017