Пятница, 02.12.2016, 22:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

С.А.Варданян, Н.Н.Балашова, доктор экономических наук, профессор
Волгоградский государственный аграрный университет

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена исследованию вопросов, касающихся определения основных проблем функционирования системы внутреннего аудита в аграрных предприятиях, выявлению особенностей и перспектив развития данных систем. Даны авторские трактовки дефиниции «внутренний аудит» и «управленческий аудит». Приводятся аргументы в подтверждение теории, согласно которой управленческий аудит - дальнейшая ступень развития системы внутреннего контроля посредством трансформации службы внутреннего аудита.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, аудит, внутренний аудит, управленческий аудит, цели и задачи контроля.

 

На сегодняшний день весьма актуальным является тот факт, что предприятиям аграрной сферы невозможно избежать рисков в ходе своей деятельности. Целесообразно их предвидеть, при этом стараясь одновременно еще и снизить эти риски до минимального уровня. Для достижения этой цели необходимо вести постоянный и своевременный контроль как за деятельностью работников, так и компании в целом путем правильной постановки экономической, правовой работы, бухгалтерского (финансового) учета и отчетности.

Эффективный процесс управления аграрным предприятием и соответствующую правильно организованную систему внутреннего контроля (далее - СВК) нельзя отделить друг от друга, не нарушив при этом эффективность всей системы управления. Этим объясняется потребность в постоянно действующем и эффективном элементе, который входит в СВК и является ее неотъемлемой частью.

На наш взгляд, этим элементом, который помогает обеспечить собственников и руководителей необходимой информацией по функционированию всех ее подсистем, является подразделение внутреннего аудита.

Образование в отечественных аграрных предприятиях подразделений внутреннего аудита и их нормативное регулирование на сегодняшний момент является актуальным, сложным, но в то же время интересным вопросом.

Основными задачами внутреннего аудита являются, в первую очередь, предотвращение потерь ресурсов, оптимизация бухгалтерского учета и организация необходимых изменений внутри аграрного предприятия. Особенностью внутреннего аудита также является и то, что он осуществляется в момент совершения и документального составления финансово-хозяйственных операций. Это позволяет своевременно обнаруживать все недостатки в работе и принимать необходимые меры к их устранению.
Международный Институт внутренних аудиторов раскрывает следующее определение дефиниции внутреннего аудита: «Внутренний аудит - это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на усовершенствование деятельности организации» [ 1].

Мы считаем, что сегодня данный термин должен нести в себе более подробную информацию, так как это важно для понимания особенностей работы внутреннего аудита. На наш взгляд, под внутренним аудитом следует понимать установленную внутренними правилами компании деятельность по контролю за всеми составляющими управления и различными сторонами функционирования компании, которая осуществляется служащими специального контрольного органа в процессе помощи органам управления фирмы в рамках установленных нормативов, в соответствии с экономической целесообразностью для предприятия, а также с соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета.

В качестве одной из основных целей внутреннего аудита выступает предоставление руководству сельскохозяйственной компании объективной, надежной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности в связи с достижением общекорпоративных целей и по соблюдению соответствующих стандартов ведения бизнеса.

Технически функции внутреннего аудита выполняют либо специально выделенная служба, либо отдельный аудитор, который состоит в штате хозяйствующего субъекта. Кроме этого, эту работу могут выполнять ревизионная комиссия, ревизоры, внутренние аудиторы, внешние аудиторы и смешанные группы аудиторов.

Необходимо отметить, что, в зависимости от организационно-правового контекста, внутренний аудит является эксклюзивным для каждого хозяйствующего субъекта. Значительное внимание здесь отводится учету специфики его финансово- хозяйственной деятельности. В экономической литературе обычно выделяются следующие формы его организации: создание собственной службы внутреннего аудита; аутсорсинг; косорсинг.

Создание собственной службы внутреннего аудита возможно в том случае, если сотрудники компании хорошо знакомы с внутренней структурой предприятия и отраслевыми особенностями бизнеса. Безусловно, положительным моментом является и то, что когда аудиторские задания выполняются собственными штатными сотрудниками, то полученные ими навыки и опыт остаются внутри фирмы. Кроме этого, руководство компании может использовать внутренний аудит как основу для профессионального роста, приобретения определенных навыков и карьерного роста будущих управленческих кадров.

Аутсорсинг (от англ. Outsourcing - выполнение всей совокупности функций или только конкретной части по управлению компанией сторонними специалистами) предполагает полную или частичную передачу функций по ведению внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту.

Суть же косорсинга заключается в том, что в рамках компании создаются органы внутреннего аудита, но, тем не менее, в некоторых случаях при особой необходимости могут привлекаться эксперты специализированной компании или внешние консультанты.

Выбор того или иного способа организации службы внутреннего аудита во многом определяется видом, сферой и масштабами деятельности организации, которые необходимо рассматривать перед планированием [2].

Субъект внутреннего аудита должен оценить эффективность существующих систем контроля и управления бизнес-процессами, предпринимательскими и финансовыми рисками, выявить события, препятствующие достижению поставленных целей развития организации. В условиях экономической неопределенности внутренний аудит получает возможность продемонстрировать свою необходимость для собственников и менеджмента организаций.

Не менее важным является и то, что правильно организованная служба внутреннего аудита помогает уменьшить и расходы предприятия, которые связаны с проведением внешнего аудита. Это возможно в том случае, когда внешний аудитор сможет полагаться на результаты, полученные в процессе проведения внутреннего аудита, что в дальнейшем поможет сократить объем действий, выполняемых внешним аудитором.

Среди наиболее проблемных аспектов внутреннего аудита в аграрных предприятиях можно выделить:
- небольшой объем необходимых методических разработок;
- возможная неэффективность действующей нормативно-правовой базы, занимающейся регулированием внутреннего аудита;
- низкий опыт деятельности аудиторов;
- недостаточное количество квалифицированных кадров;
- отсутствие унифицированных форм необходимых документов;
- отсутствие автоматизации внутреннего контроля за деятельностью.

Указанные проблемы могут привести к пробелам, связанным не только с организацией внутреннего аудита, но и к проблемам в теории и практике.

Большое значение по повышению эффективности работы компании можно добиться путем интеграция внутреннего аудита с управленческим учетом, которые совместными усилиями должны образовать такую систему, с помощью которой появится возможность поиска и мобилизации всех допустимых резервов по экономии ресурсов, по рационализации технологических процессов, по уменьшению себестоимости произведенной продукции, работ и услуг и по повышению конкурентоспособности компании [3].

Мы считаем, что следующей ступенью развития СВК в аграрных предприятиях является расширение сферы деятельности сотрудников службы внутреннего аудита и наделение их в дополнение к контрольным определенными управленческими функциями. Таким образом, состоится переход от узкоспециализированной службы внутреннего аудита к более разноплановой службе управленческого аудита. При таком подходе произойдет эволюционное развитие в самой концепции внутреннего аудита, он расширит сферу своих целей, задач, функций, методов и т.д. Это будет ярким примером оптимизации и повышения эффективности деятельности внутреннего аудита.

Нами предложено авторское определение дефиниции управленческого аудита. Управленческий аудит - это деятельность по независимой оценке состояния различных аспектов хозяйственной жизни предприятия, субъектом которой является обособленная служба в структуре системы внутреннего контроля, исполняющая функции по оперативному контролю бизнес-процессов и финансовых результатов, а также наделенное управленческими полномочиями по разработке рекомендаций, корректировок и исправлению ошибок и недочетов при работе систем финансового и нефинансового учета, планирования, экономии, маркетинга, логистики и т.д.

Но, кроме этого, и в этом отличие управленческого аудита от внутреннего, проверке могут подвергаться и различные нефинансовые аспекты, например, показатели производительности труда, эффективности логистического снабжения, качества работы служб сбыта и маркетинга и т.д. И при выявлении отклонений от норм службой управленческого аудита оперативно будут даны рекомендации для исправления ситуации.

Правильно сложенная работа службы управленческого аудита должна направлять работников организации, особенно при условии экономического кризиса, соблюдать действующее законодательство, придерживаться нормативных актов, разработанных предприятием внутренних планов, правил и процедур, своевременно предупреждать и минимизировать риски, связанные с непредвиденными расходами или потерями репутации организацией.

В качестве примера эффективного применения службы управленческого аудита можно рассмотреть практику ЗАО «Русский Аграрный Проект». В данном агрохолдинге служба внутреннего аудита была внедрена в 2008 г. в виде обособленного независимого отдела в структуре бухгалтерии. Основными задачами службы являлись проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета, проведение ревизионных проверок в подразделениях предприятия, разработка рекомендаций для управленческого учета в сфере бюджетирования.

Помимо чисто аудиторских функций, данная служба в ЗАО «РусАгроПроект» стала выполнять и другие, например: разработка учетной политики для предприятий холдинга; внедрение единых учетных принципов; проведение аудита дочерних предприятий и филиалов (финансового, налогового и управленческого); подготовка и контроль исполнения рекомендаций по итогам проверок; консультирование по вопросам экономики, бухучета, налогового и трудового законодательства специалистов и руководителей предприятий холдинга; сопровождение налоговых проверок предприятий; взаимодействие с внешними аудиторами; контроль исполнения отдельных статей бюджетов; анализ договоров на бухгалтерские и налоговые риски.

Подобный подход со стороны руководства холдинга к вопросу наделения полномочиями службы внутреннего аудита обусловлен тем, что в этой службе работают специалисты, обладающие глубокими специальными познаниями, навыками и умениями, что может приносить пользу в различных секторах управления холдингом. Таким образом, по сути, в данном холдинге с расширением полномочий службы внутреннего аудита состоялась трансформация последней в службу управленческого аудита.
Как итог от внедрения службы управленческого аудита в холдинге ЗАО «РусАгроПроект» можно назвать то, что существенно уменьшились штрафные санкции со стороны государства, банков, бизнес-партнеров, которые раньше могли иметь место в связи с недостатками действовавшей системы учета и управления; повысилась эффективность производства благодаря изменениям в системе логистики и отношений с поставщиками сырья, что также произошло благодаря работе управленческих аудиторов; повысилась рентабельность производства за счет изменения системы бюджетирования на основе рекомендаций, данных службой управленческого аудита.

Большое значение при определении объективности проводимого управленческого аудита отводится степени его независимости от других составляющих структуры управления. Данное требование должно быть гарантировано путем подчинения и обязанностью представления отчетов только определенному кругу лиц, которые назначили эту деятельность, то есть руководству фирмы или ее собственникам.

В связи с тем, что менеджеры не всегда способны точно оценить ситуацию, они должны использовать ту информацию, которой в полной мере владеет управленческий аудит. Именно этот инструмент, результатом работы которого выступает всесторонняя информация обо всех аспектах деятельности фирмы, поможет провести анализ и повысить эффективность принятия решений службой менеджмента. Именно благодаря управленческому аудиту, менеджеру удается по-новому взглянуть на вещи и оценить качество принятых управленческих решений [4].

Наиболее эффективные перспективы при создании службы управленческого аудита для аграрных предприятий заключаются, во-первых, в том, что это позволит органу управления компанией установить эффективный контроль над структурными подразделениями организации. Во-вторых, осуществляемые управленческими аудиторами проверки и анализ помогут выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития. И, в-третьих, управленческие аудиторы могут выполнять и консультативные функции, что касается должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в организации.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в современных условиях становления и развития рыночных отношений, предоставляются большие возможности внутреннему аудиту продемонстрировать свои возможности и доказать свою необходимость как собственникам, так и менеджменту компаний. Для этого целесообразным является расширение функций и наделение широкими управленческими полномочиями службы внутреннего аудита. Таким образом, состоится переход от узкоспециализированного внутреннего аудита к более разноплановому управленческому аудиту. При организации отдела управленческого аудита у руководства компаний появляется мощный инструмент, с помощью которого можно повысить эффективность бизнеса и достичь новых высот.

Библиографический список

1. Балашова, Н.Н. Синхронизация системы финансовой и управленческой отчетности агрохолдинга на основе интеграции оперативных сегментных статей [Текст] / Н.Н. Балашова, Е.Ф. Перепёлкина, В.А. Мелихов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2015.- № 2. - С. 107-118.
2. Институт внутренних аудиторов. Определение внутреннего аудита [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iia-ru.ru/inner auditor/definition of internal audit/
3. Мелихов, В.А. Система внутреннего аудита и верификации когерентно- интегрированной отчетности агропромышленных холдингов [Текст] / В.А. Мелихов // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2015. - № 1 (37). - С. 228-233
4. Орлова, О.Е. Проблема организации внутреннего контроля [Текст] / О.Е. Орлова // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2012. - № 6. - С. 26-32.

Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование № 3 (39), 2015

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (06.04.2016)
Просмотров: 151 | Теги: Аудит | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016