Понедельник, 25.09.2017, 01:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

ВНЕШНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

ВНЕШНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

В.Н.Гузенко

Аннотация. Статья посвящена значению междисциплинарных исследований, образующих методологические основы экологического права России. Предпочтение отдается анализу влияния внешних оснований на эволюцию экологического права РФ.

Ключевые слова: методологические основы экологического права, взаимодействие общества и природы, законы развития природы, устойчивое развитие, экологическая безопасность.

 
Современные научные правоведческие исследования отличаются разнообразием. Создаваемые при этом методологические конструкции становятся все менее «размытыми» и все более отражают объективные процессы, проистекающие в социальной, научной, нормативно-правовой, духовной и окружающей нас среде.

Методологические подходы к экологическому праву основаны на знаниях не только естественных, но и общественных наук, в том числе и общей теории права. Тем не менее еще в конце 70-х гг. XX в. юриста, всерьез рассуждавшего о проблемах права окружающей среды или экологического права, коллеги встречали с удивлением - нет такого права! Действительно, в словосочетании «экологическое право» первичным является термин «экология». Охват человеческих знаний об «экологии» впечатляет - от философии до математики. С другой стороны, любая наука - дитя нужды. А если нужда охранять природу? Ответ очевиден - бесспорно, природа больна, а связанные с этим проблемы лежат не столько в схоластической плоскости, сколько представляют собой чисто практический интерес.

Актуальность исследования методологических оснований современного экологического права объясняется многочисленными экономическими и экологическими проблемами, стоящими перед обществом. Так, принятая Правительством в 2012 г. государственная программа РФ «Охрана окружающей среды на 2012-2020 гг.» указала на недостаточную заинтересованность хозяйствующих субъектов в экологической модернизации производства, на низкую долю инвестиций в ВВП России. Все это не только ограничивает развитие экологического сектора экономики, но и снижает конкурентные преимущества российской экономики в сфере развития ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий. И все это происходит на фоне мощного антропогенного воздействия на природную среду и опасностей, вызванных экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

Для последовательного развития экологического права и совершенствования его правовых норм необходимо обращение к физической картине мира, что позволит осуществить реализацию тех методологических оснований, которые обусловлены влиянием внешних факторов. В ряду последних все чаще выделяют естественные законы развития природы и их обязательный учет в процессе любой человеческой деятельности; положения взаимодействия общества и природы, выработанные философской, социологической, политической науками; закономерности устойчивого социально-экономического развития и ряд других оснований.

Основные положения взаимодействия общества и природы были выработаны современной наукой. Н.Н. Моисеев [8, с. 36-38] в своих философских размышлениях выделил в ряду таковых, подчеркивая тем самым историческую и экономическую обусловленность взаимодействия общества и природы:
- невозможность человеческого существования без обеспечения оптимальных природных условий;
- неизбежность воздействия человеческой деятельности на окружающую среду в процессе своей деятельности.

Действительно, взаимодействие общества и природы имеет глубокие исторические корни. Жизнь человека неразрывно связана с потреблением природных ресурсов, а природная среда является не только условием, но и средством существования человека.

Тем не менее человечество слишком долго шло к осознанию того, что его жизнедеятельность немыслима вне благоприятной, генетически многообразной окружающей среды обитания. В СССР и в современной России богатства природы казались безграничными, и потому нещадно эксплуатировались ради сиюминутных выгод. Как известно, общество с высоким качеством жизни нами до сих пор не построено.

Ученые, изучая глобальные экологические проблемы современности, приводят весьма интересную аналогию: если сжать срок существования Земли до одного года, то получится, что человечество появилось на планете всего лишь час назад. Достижения в области научно-технического прогресса (выработка электроэнергии, расщепление атома, освоение космического пространства), в этом случае, начались лишь в последнюю минуту. Если принять во внимание, что Земля существует около 4 млрд лет, сохраняя практически все это время экологический баланс, напрашивается вывод - этот баланс был нарушен именно человечеством в ходе неизбежного развития общественного производства.

В настоящее время количественные и качественные изменения в общественном производстве, которое является основной формой взаимодействия общества и природы, а также основой существования и развития общества, многократно усилили давление на природу.

Несмотря на все новые витки экономического кризиса, современная промышленность продолжает интенсивно наращивать развитие наиболее опасных для природы отраслей. Так, на начало XXI в. под воздействием цветной металлургии нарушенными землями были признаны 10 %, под воздействием угольной промышленности - 9 %, нефтедобывающей промышленности - 9 %, газовой промышленности - 7 %, черной металлургии - 4 % от общей площади нарушенных земель РФ соответственно [7].

Природная среда не остается безучастной к производимым в ней изменениям. На вызов человека реагируют климат планеты, геофизика Земли и практически вся ее биота. Императив разумного экологического развития столкнулся с извращенной потребительской идеологией общества и терпит одно поражение за другим.
Человечество уподобляется неразумному паразиту, умерщвляющему свою альма-матер. Земля - красивейшая, небольшая планета Солнечной системы. Переселение человечества в космос - утопия. Другого обетованного для нас мира нет и, вероятно, в обозримом будущем не будет. Однако человек не хочет осознавать, что мир природы жестко лимитирован и на «конечной» планете ничего бесконечного быть не может.

По мнению специалистов, существующие темпы добычи рентабельных запасов российской нефти могут быть исчерпаны через 10 лет, а запасы газа - через 20 лет [5]. Даже более оптимистичные прогнозы не позволяют рассчитывать на улучшение экономических показателей страны. Мы увлеклись преимущественно мониторингом - комплексным наблюдением за состоянием окружающей среды (ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Осуществлять непрерывное наблюдение необходимо, полученные при этом данные позволяют оперативно принимать меры, направленные на невозможность ухудшения экологической обстановки территорий. В то же время только мониторинга крайне недостаточно, так как сегодня уже нужно знать не только состояние природного капитала страны, но и с какой скоростью мы его расходуем. Важно иметь и четкую стратегию распоряжением природными богатствами в интересах не только настоящего, но и будущих поколений.

В экологии «только по одежке можно протягивать ножки». Нельзя не отметить, что Россия в настоящее время располагает системой мониторинга, созданной еще в СССР в 80-х гг. прошлого века. Устаревшее лабораторное оборудование не позволяет осуществлять контрольные мероприятия в онлайн-режиме [10]. По данным упомянутой выше Государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012-2020 гг.», «плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей сети в Российской Федерации не соответствует международным стандартам. Количество гидрометеорологических наблюдательных пунктов составляет от 74 до 85 % от минимально необходимого количества. При этом 38 % городского населения России проживает на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха».

Эксперты Давосского экономического форума, прошедшего в 2013 г., среди множества системных рисков, угрожающих человечеству, выделили наиболее опасные по последствиям. Первый из них непосредственно относится к настоящему исследованию и определен как «перекос в решении экономических проблем в ущерб экологическим» [3]. Антропогенный прессинг на природу увеличивается, а ее возможности самовосстановления оказались небезграничными. Как следствие, качество окружающей среды вызывает все большую тревогу. Многочисленные негативные последствия хозяйственной деятельности не устраивают ни одну из национальных экономик, а любой путь, ведущий к деградации окружающей среды, рассматривается как тупиковый. Тем не менее правительства всех стран предпочитают решать в первую очередь финансово-экономические проблемы. Последствия могут быть непредсказуемыми, и эксперты сомневаются в возможности их «бескровного» преодоления.

Разумеется, мы никого не призываем к возврату в пещеры. Научно-технический прогресс позволяет удовлетворить многие потребности общества, и расставаться с благами цивилизации большинство из нас не желает. В этом конфликте интересов человека и природы остро встает вопрос о несовершенстве экологической безопасности общества, его устойчивом развитии, которое невозможно без учета объективных природных факторов.

Устойчивое развитие и экологическая безопасность так активно обсуждались на международных конференциях и научных симпозиумах, так много было написано статей, что, казалось бы, сказано все. Не было только законодательной ясности в определении этих категорий.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла 2-я Конференция ООН по окружающей среде, где была принята Декларация по окружающей среде и развитию. Принцип заботы о людях, имеющих право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, был выделен как основополагающий [11]. Категория «устойчивое развитие» фигурирует по тексту не только Декларации Рио-де-Жанейро, но и «Повестки дня на XXI век», принятой на этом же международном форуме и определившей главные шаги к достижению экологически устойчивого развития.

Ратификация данных международных документов повлекла за собой принятие двух указов Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 и от 1 апреля 1996 г. № 440 «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» соответственно.

«Устойчивое развитие» в них также не определяется, но уточняется, что переход к устойчивому развитию возможен в случае сбалансированного решения многочисленных социально-экономических проблем, стоящих перед российским обществом. Сбережение и восстановление природных ресурсов при этом являются обязательным условием. Указание в тексте Указа № 440 на прямую зависимость улучшения качества жизни от соблюдения пределов хозяйственной емкости биосферы позволяет предположить, что под устойчивым развитием следует признавать такое социально-экономическое развитие, которое не нарушает природных основ функционирования человечества.

В дальнейшем Концепция устойчивого развития явилась основой для Национальной стратегии России, утвержденной Президентом РФ в 2009 г., где одним из ее видов выделена экологическая безопасность России [12]. Под «экологической безопасностью» ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) понимается «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [13].

В 2002 г. Правительство принимает Экологическую доктрину РФ [9], а в 2012 г. Президентом утверждаются «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.», документ, не являющийся нормативным актом и не имеющий регистрационного номера.

Как и 20 лет назад, прошедших с момента принятия Декларации Рио, стратегической целью государственной политики в области экологии по-прежнему является решение социально-экономических задач (п. 7 Основ государственной политики в области экологического развития). Это означает, что государство, ответственное за состояние окружающей среды, все еще не может гарантировать своим гражданам состояние защищенности их жизненно важных интересов, да и природе в нашей стране тоже живется плохо.

Государство теперь не скрывает проблем в природоохранной сфере. На Президиуме государственного совета по экологии в 2010 г. ныне экс-министр Минприроды Ю.П. Трутнев открыто заявил, что природоохранные вопросы уже около 100 лет находятся на обочине внимания нашего государства. В декабре 2013 г., на ставшей уже традиционной пресс- конференции, В.В. Путин произнес, что «экологические вопросы не должны мешать развитию страны и ее инфраструктуры». Не видим смысла комментировать сказанное.

Между тем множащиеся проблемы в сфере экологии показывают, что научные законы не нам писаны, если писаны, то не читаны, если читаны, то не поняты. И не потому, что современный человек глуп, а потому, что элементарно экологически не грамотен. Всем известен ВИЧ, иначе возбудитель СПИДа. Среди ряда гипотез его внедрения в людскую среду одна из них может вызывать интерес. ВИЧ удивительно точно был предсказан в конце 60-х гг. XX века. Краткая формулировка прогноза гласила: «В 80-е гг. появится гриппоподобное заболевание с высокой степенью летальности». Основанием для подобного предположения явились два экологических правила. Первое - экологическая ниша не может пустовать. Второе - пустующую экологическую нишу всегда быстро заполняет мелкий по размерам, очень изменчивый и эволюционно более примитивный организм. Гипотетически возможно, что экологическая ниша в человечестве как биологическом образовании была освобождена в результате впечатляющих успехов медицины в борьбе с инфекционными и эпидемиологическими заболеваниями (чума, сибирская язва, холера, малярия). Стратегия уничтожения оказалась быстрой и опасной. Во всяком случае, в борьбе с опасными инфекциями следовало бы опасаться полной победы - уничтожения. Не остереглись, и в природе образовалась недопустимая пустота (экологическая ниша). И дремавший где-то на задворках эволюции ВИЧ бурно стал занимать свободную экологическую нишу. ВИЧ изменчивей вируса гриппа примерно в десять раз. Борьбу с гриппом ведут уже достаточно долго, и известно, сколь она «успешна». Ежегодные эпидемии различных вирусов гриппа (например, H5N1 - птичий, H1N2 - свиной и другие штаммы), в результате которых возникает острая необходимость закрывать на карантин образовательные учреждения целых городов и поселков, печальная традиция последних лет.

А представим, что если в результате этой «войны» с гриппом, проводимой без учета объективных законов развития природы, случится одна-единственная мутация (генетическое изменение наследственных свойств) ВИЧа, и страшная болезнь начнет передаваться воздушно-капельным путем?! Какой же окажется расплата человечества за свою экологическую неосведомленность?

В этой связи правдоподобно и не менее угрожающе выглядит еще один системный риск, выделенный давосскими экспертами - мутации бактерий по скорости опережают все достижения ученых по созданию антибиотиков. Если антибиотики не будут работать, то пандемия может начаться от любой, даже незначительной инфекции.

Законы развития природы объективны. В силу их действия и благодаря им человек появился, эволюционировал и продолжает существовать. Законы развития природы императивны. В отличие от законов, создаваемых обществом, природные ни при каких обстоятельствах изменены быть не могут. Человек в процессе своей деятельности вправе открывать и изучать механизм их действия, учитывать и применять их при осуществлении любой своей деятельности как непреложное условие.

Еще четыре столетия назад Джордано Бруно сказал: «Хочешь изменить мир вокруг себя, прежде изменись сам». Человечество никогда не имело перед собой такой цели, а вот желание «перекроить» мир вокруг себя возникало часто. Свидетельством тому являются проекты, реализация которых могла случиться, породив, возможно, даже необратимые последствия для региональных экологических систем. Так, в 2000-е гг. Президент Сапармурат Ниязов решил создать в пустыне полярный оазис с айсбергами и переселить туда пингвинов. Параллельно было решено посадить реликтовый лес площадью 1 000 кв. км в окрестностях Ашхабада. Проекты не были осуществлены только ввиду смерти С. Ниязова.

Не реализованным осталось предложение В. Жириновского прорыть с территории Белоруссии подземный тоннель длиной 90 км, который соединил бы Калининградскую область с остальной территорией России.
Постоянно реанимируют проект поворота северных рек России в Среднюю Азию. Зародился проект еще при Сталине. При строительстве каналов, по которым вода сибирских рек должна была перебрасываться на хлопковые поля, предлагалось использовать в мирных целях даже взрывы атомных бомб. Проект был закрыт в 1986 г. по финансовым причинам.

Современные технологии позволяют осуществить каждый из перечисленных выше проектов. И чем больше расширяются пределы возможностей человека-преобразователя, тем большая ответственность ложится на него перед будущими поколениями землян.

Правило социально-экологического равновесия гласит, что развитие и существование человечества возможны до тех пор, пока сохраняется равновесие между антропогенным давлением на окружающую среду и ее способностью к самовосстановлению.

М.М. Бринчук, посвятив не одну работу анализу сущности, роли и структуре методологических оснований, отмечает, что «при разработке и реализации методологических оснований экологического права важно принимать во внимание объективные условия и состояние современного этапа общественного развития во всем его многообразии и проявлениях» [1; 2]. Следуя этим рекомендациям, нами были учтены наиболее значимые характеристики современного кризисного состояния экологической, экономической, социальной и правовой сфер общества.

Характерной особенностью проведенного анализа социально-природных взаимоотношений является их многогранность и междис- циплинарность. Именно эти возникающие научные взаимосвязи формируют методологические основы экологического права, что в конечном итоге способствует формированию системы правовых норм, призванных гармонизировать отношения общества и природы. Современное экологическое право, как наука, не только не отрицает, но и всячески приветствует такие исследования, рассматривая их как перспективные [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бринчук, М. М. Внешние методологические основания развития экологического права: закономерности развития природы, положения общественных наук о взаимодействии общества и природы, потенциал природы / М. М. Бринчук // Экологическое право. - 2011. - № 1. - С. 2-7.
2. Бринчук, М. М. Методологические основания экологического права: сущность, роль и структура / М. М. Бринчук. - 2010. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.juristlib.ru/ book_9600.html. - Загл. с экрана.
3. Газета.ру. Всемирный экономический форум оценил главные риски десятилетия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.gazeta.ru/business/2013/01/08/4917041.shtml (дата обращения: 30.11.2014). - Загл. с экрана.
4. Гузенко, В. Н. Социальная обусловленность экологического права / В. Н. Гузенко // Современные научные исследования. Вып. 1. Концепт. - 2013. -ART 53473. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/article/846/-Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - Загл. с экрана.
5. Запасы нефти в РФ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://vvva2009.livejoumal.com/ 1125.html (дата обращения: 30.11.2014). - Загл. с экрана.
6. Заседание Госсовета по экологии под председательством Медведева. Основная тема заседания Госсовета РФ 27 мая 2010 г. «О совершенствовании государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ecorussia.info/ru/ news/konets-ekologicheskogo-nigilizma/ (дата обращения: 30.11.2014). - Загл. с экрана.
7. К заседанию Правительства Российской Федерации 21 февраля2008 года// ПРЕСС-РЕЛИЗ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. minfin.ru/ru/official/index.php?pg4=9&id4=5741 (дата обращения: 30.11.2014). - Загл. с экрана.
8. Моисеев, Н. Н. О необходимых чертах цивилизации будущего: философские заметки / Н. Н. Моисеев // Вестник экологического образования в России. - 1998. - № 2.
9. Распоряжение Правительства РФ «Об экологической доктрине Российской Федерации» от 31 августа 2002 г. № 1225-р. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2014).
10. Реформирование законодательства в сфере охраны окружающей среды Российской Федерации : докл. Ю. П. Трутнева на Президиуме Госсовета по экологии 27 мая 2010 г., г. Элиста. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: // www.kremlin.ru/transcripts/7872 (дата обращения: 30.11.2014). - Загл. с экрана.
11. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию : принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, г. Рио-де- Жанейро, 3-14 июня 1992 года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/riodecl. shtml (дата обращения: 30.11.2014). - Загл. с экрана.
12. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г № 537. - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2014).
13. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2014).

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2015. № 2 (27)

Категория: Экология | Добавил: x5443x (18.11.2015)
Просмотров: 247 | Теги: зкологическое право, природа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь