Четверг, 27.06.2019, 01:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

М. В. Прокудина, канд. экон. наук, доцент
Т. В. Долгих, канд. экон. наук, доцент

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В статье рассматриваются применяемые на практике современные технологии реализации образовательных программ с целью повышения заинтересованности студентов в образовательном процессе.

Ключевые слова: образование, образовательный процесс, инновационные методы обучения.

 

Преподаватели высших учебных заведений в настоящее время постоянно сталкиваются с проблемой отсутствия заинтересованности студентов в получении знаний и необходимостью ее мотивировать. Таким образом, особо актуальна сегодня проблема мотивации учебной деятельности студентов вузов.

Для повышения учебной мотивации студентов в образовательном процессе разработано множество разных (смешанных) форм инновационных образовательных технологий. В данной статье рассмотрим несколько форм инновационных образовательных технологий, которые используем в своей педагогической деятельности: «Перевернутый класс» (Flipped Class); «Дискуссия с соседом»; Кейс-стади.

За годы преподавательской карьеры знаем, насколько трудно удержать внимание аудитории, когда ведешь лекции в традиционном стиле: лектор является активным, а студенты пассивными слушателями, просто сидят и воспринимают информацию. Поэтому начали искать альтернативные методы работы со студентами. Решили применить образовательный метод под названием «Перевернутый класс» (Flipped Class), который разработали Джонатан Бергман и Аарон Сэме [1].

Смысл данного метода сводится к тому, что в конце очередной лекции студентам объявляют тему следующей лекции и просят их изучить данную тему самостоятельно и подготовить свои вопросы по трудным узловым моментам, которые могут возникнуть у них во время изучения нового материала.

По каждой теме читаемой дисциплины разработали очень подробные презентации в PowerPoint, с изложением материала и пошаговым решением типовых задач. Подготовленные презентации по электронной почте отправляем студентам, обучающимся по читаемым нами дисциплинам. Практически все студенты имеют ноутбуки, смартфоны или другие устройства и используют их постоянно, то есть неохваченных студентов нет. Таким образом, пришедший на лекцию студент уже получил представление о новой теме - еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Получается, что нет необходимости тратить лекционное время на теоретический материал. Освободившееся лекционное время затрачиваем на разбор наиболее сложных моментов в теоретической части и вопросов, возникших у студентов в процессе самостоятельного изучения презентации, а также на разбор и решение дополнительных ситуационных задач и примеров.

Применение метода «Перевернутый класс» имеет следующие положительные моменты:

- у студентов, пропустивших занятие, есть лекционный материал на электронной почте;

- есть возможность пользоваться в любое время и сколько угодно раз лекционным материалом;

- высвобожденное лекционное время тратится на закрепление пройденного материала и углубление знаний, полученных студентами самостоятельно.

На практических занятиях начали применять метод Эрика Мазура, который называется «Обсуждение с соседом» или «Дискуссия с соседом» [2]. Суть метода сводится к тому, что во время занятия студентам задают вопрос и просят самостоятельно в течение несколько минут обдумать варианты ответов, затем путем подсчета голосов выясняют, за какие варианты ответов проголосовали студенты (а, б, с). Если много неправильных ответов, то предлагается повернуться к соседу и рассказать ему, почему он так проголосовал. После обсуждения, на которое отводится несколько минут, идет повторное голосование. Как правило, правильных ответов становится гораздо больше. Эрик Мазур доказал, что студент, который правильно понял концепт, достаточно легко может убедить соседа в правильности своей точки зрения. Студент, который только что понял, как решить задачу, может объяснить своему соседу лучше, чем преподаватель. Потому что для студента это ново и он помнит, почему до этого он думал неправильно. Преподаватель же уже забыл, каково это - думать неправильно, потому что он потерял способность понимать, как трудно было тогда, в самом начале пути обучения.

На практических занятиях придерживаемся в основном самостоятельной работы студента с использованием метода Кейс-стади. Для этого разработали набор ситуационных задач по каждой изучаемой теме курса по 15 вариантам.
 
Таким образом, иа практическом занятии студенты получают расчетно- аналитическое задание, условие которого одинаково для всех, но варианты расчетной части у каждого студента индивидуальны. Во время практического занятия разрешается свободное передвижение по классу, совещание с сокурсниками, пользование презентациями на разных носителях. Задание считается выполненным, когда студент сделал расчетную часть и сформулировал грамотные экономические выводы и предложения. По мере выполнения задания каждый студент показывает результаты выполненной работы и получает баллы за урок. Такое активное проведение практического занятия имеет положительные результаты:

- каждый студент вовлечен в образовательный процесс, так как каждый заинтересован набрать баллы за урок;

- в результате совместных обсуждений каждый студент освоил новый материал и закрепил его решением индивидуального задания.

Основной проблемой внедрения в образовательный процесс современных технологий является значительное увеличение объема работы преподавателя в подготовительном периоде, хотя в итоге это приносит свои положительные результаты.

 

Список литературы

1. Перевернутый класс: технология обучения XXI века. http://www.ispring.ru/elearning-insi ghts/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya- 21-veka/
2. Twilight of the Lecture. http://harvardmagazine.com/2012/03/twilight-of- the-lecture
3. Peer Instruction: A User's Manual. https://www.pearson.com/us/higher- education/product/Mazur-Peer-Instruction-A-User-s-Manual/9780135654415.html

Источник: Научно-практический журнал «Социогуманитарный вестник» № 1(17). 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.05.2019)
Просмотров: 35 | Теги: образовательный процесс, инновационные методы обучения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь