Пятница, 27.04.2018, 01:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ

В.Н.Рыбкина, Е.П.Зайцев,  Российская Международная академия туризма, г.Москва

ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ

С включением предмета «Физическая культура» в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин была поставлена задача - повысить уровень образованности будущего специалиста как важнейшее условие его профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности.

Вклад физической культуры должен был состоять в обеспечении студентов знаниями о жизнедеятельности человека и здоровом образе жизни. Научить студента владеть всем арсеналом знаний, практических умений и навыков, сохраняющих и укрепляющих здоровье, развить его психофизические способности и качества личности.

Целью физического воспитания стало формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Преподавание физической культуры в Московском филиале Российской Международной Академии Туризма (РМАТ) должно было не только приспособиться к изменениям образовательного стандарта, но при адаптировании программ иметь общую профессиональную направленность, обеспечивающую возможность, выпускнику и будущему специалисту, включиться в профессиональную деятельность без больших моральных и психофизических издержек. Другими словами, важным условием подготовки специалистов была выбрана Профессионально- Прикладная Физическая Подготовка (ППФП).

Так эти четыре буквы стали символом общей концепции преподавания предмета «Физической культуры» в Московском филиале РМАТ, которая действует и сегодня.

Проект перехода на новый образовательный стандарт ставил задачу о его внедрении в учебный процесс и обучении студентов таким дисциплинам ППФП как: спортивно - оздоровительный туризм и туристское спортивное многоборье, ориентирование, топография и спортивное ориентирование, с закреплением полученных знаний и умений участием в массовых спортивных праздниках и соревнованиях, походах и путешествиях.

Острой необходимостью стало укрепление кафедры преподавателями не только владеющих знаниями физической культуры, но и профильными дисциплинами ППФП. Была проведена определенная работа по закреплению персонала, сейчас там работают два мастера спорта СССР и Заслуженный путешественник России.

Именно эти специалисты внедряли государственный образовательный стандарт - предмет «Физическая культура» в практику. Так родилась многолетняя программа профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) - как средство адаптации к профессиональной деятельности студентов.

Отсутствие у Московского филиала РМАТ собственной спортивной базы тормозило внедрение программ, методик и всего проекта. Решение об интенсивном использовании природных ландшафтов для проведения занятий по дисциплинам ППФП компенсировало отсутствие спорткомплекса.

Помогла близость к известному Измайловскому лесопарку Москвы, который стал для студентов не только местом для отдыха, но и огромным лесным стадионом - полигоном для практических занятий по освоению дисциплин ППФП, и местом занятий физической культурой.

Теперь там проводятся походы выходного дня и ежегодный массовый эко-познавательный поход «Майская прогулка». Измайловский лесопарк один из любимых спортсменами - ориентировщиками Москвы и на его территории проводятся множество соревнований по спортивному ориентированию. Естественно, что и на другие парки всегда имеются качественные спортивные карты. Так у нас появились полигоны и карты, которые были удачно освоены преподавателями и студентами.

Очень сложно было разыскать в центре Москвы подходящие скверы - бульвары для проведения занятий. Нашли выход и для занятий со студентами факультета, который располагался около «Третьяковской галереи». Для них полигоном послужила территория бульвара «Болотная площадь», набережная Москвы реки и территория у гостиницы «Россия»! (ныне не существующей). Была использована спортивная карта уникального старта 1999 г. спортсменов - ориентировщиков «У стен Кремля».

Нашелся небольшой исторический парк «Нескучный сад» и спортивная карта. Всего несколько станций на метро от факультета, где проводились занятия со студентами. Для нас это был не просто участок лесопарка, а крутой берег реки Москвы, дающий возможность тренироваться на рельефе.

И если лесные стадионы служат полигонами индивидуального обучения в основном связанного с соревновательным процессом, то поход - это коллективное мероприятие со своими целями и задачами спортивно- оздоровительного туризма.

В Московском филиале РМАТ уже сложилась традиция весной проводить массовый поход «Майская прогулка». Так в первой прогулке в 2005г., которая проходила в окрестностях г. Сходня Московской области, участвовало 400 студентов! Прогулка прошла успешно и носила эколого-оздоровительный характер. На привале студенты сдавали полевой зачет по ориентированию на искусственных предметах - «Лабиринт».

Спортивно-познавательные и эколого-образовательные походы, под руководством преподавателей, совершали студенты все эти годы и к известному водопаду «Гремячий» на р. Вондиге Сергиево-Посадского района Московской области, а с 2008 года к ним примкнули студенты колледжа «Гостиничного сервиса».

Чуть не вслепую, с ошибками и успехом были внедрены и государственный стандарт и вариативная программа по физической культуре дающая возможность осваивать дисциплины ППФП: спортивно- оздоровительный туризм и туристское спортивное многоборье, ориентирование, топографию и спортивное ориентирование.

Со временем мы разработали систему оценки дисциплин ППФП - промежуточные зачеты. Это диктовалось не только сеткой часов, но временами года и погодными условиями, с которыми приходится считаться. Самыми эффективными промежуточными зачетами служат соревнования и походы. Контрольным тестом и для преподавателей и студентов служил «Лабиринт». Так через «Лабиринт» на «Майской прогулке» сдали зачет 400 чел., и только 10 ошиблись в определении контрольных пунктов!

На массовых соревнованиях по спортивному ориентированию «Российский азимут», проходивший по всей России, который прошел и под Москвой на склонах р.Сходня, на популярном у москвичей спорткомплексе «Планерное», где участвовало 6000 человек. В том числе наши 520 студентов, которые закончили дистанции, несмотря на дождливую погоду! Группа студентов - волонтеров помогала в судействе соревнований и другим службам.

Охватывая такое количество студентов в массовых мероприятиях, мы проверяем то, чему не один год их обучали, именно на стартах, в личном контакте со студентами и под контролем самого жесткого «преподавателя» - секундомера.

Никому, и даже в наше время интернета, еще не удалось придумать какие-либо методики для замены соревновательной деятельности! Лучшего контрольного теста мы не знаем!

За достаточно длительное время внедрения дисциплины ППФП мы обнаружили тенденции, к внедрению индивидуального и коллективного обучения в учебный процесс. К индивидуальным дисциплинам мы в основном отнесли дисциплины связанные с ориентированием, а к коллективным - с туризмом.

В довузовское обучение мы успешно включили одну из дисциплин ППФП - ориентирование на местности. В активе довузовского обучения функционировали 70 профильных классов - учащихся образовательных школ 8-11 классов расположенных в Москве. Внедряя программу ППФП в образовательные школы, мы столкнулись с дилеммой - как уложиться в мизерное количество часов отведенных для обучения, и иметь выход на лесной стадион - спортивную карту?

Проделав определенную работу, мы обеспечили все 70 профильных классов качественными спортивными картами и сегодня убеждаемся в правильности выбранного пути, встречая на первом курсе Московского филиала РМАТ ребят, прошедших обучение, еще учась в школе, и естественно с ними, уже студентами, нам легко работать.

Вписавшись в государственный образовательный стандарт предмет «Физическая культура» и обкатав его на практике, мы перешли к совершенствованию программ, методов преподавания, повышению организации учебного процесса и юстированию традиционных направлений обучения в Московском филиале РМАТ.

Необходимо отметить, что совершенствование физической и технической подготовки, повышение своей спортивной квалификации, подготовки к выступлениям на слетах и соревнованиях, к походам и путешествиям студенты могут осуществлять, посещая секции. Секции предоставляют возможность совершенствоваться в избранном виде спорта. Выступать в составе сборных команд Московского филиала РМАТ на слетах и соревнованиях, осуществлять дальние походы и путешествия.

За этот период мы обнаружили удачную сопутствующую тенденцию.

Внедряя дисциплины ППФП, и проводя занятия на природных ландшафтах и в лесопарках, мы попутно обучали студентов и одной из дисциплин ОБЖ - «Выживание человека в природной среде в экстремальных ситуациях», очень важной в жизни и в профессии. В дальнейшем обучении мы намерены развивать это направление.

Сегодня можно констатировать: образовательный стандарт предмета «Физическая культура», под названием ППФП внедрен в учебные программы студентов Московского филиала РМАТ.

За все годы внедрения стандартных, вариативных и адаптированных программ преподавания основ «Теории и практики физической культуры», прививая студентам ежедневную потребность к совершенству своего тела и духа, мы стремились к гармоничному развитию личности.

За эти годы интенсивной организационной работы небольшой коллектив преподавателей физической культуры, пройдя все ступени внедрения созданных ими программ обучения студентов, и особенно дисциплин ППФП, на практике пришли к выводу, что в экспериментальном порядке следует создать «Концепцию единой, непрерывной, многолетней учебной программы по внедрению и обучению дисциплин ППФП, от школьников и студентов колледжа, до студентов высшего образования и аспирантов».

Список литературы

1. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно- методическое пособие - М. ФЦДЮТиК, 2006 г. - 600с., илл.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.01.2018)
Просмотров: 85 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь