Вторник, 16.10.2018, 00:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВНЕДРЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Н.И.Распопова

ВНЕДРЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация: В статье рассматривается актуальная на данный момент времени, парадигма высшего образования компетентностный подход. В статье рассматривается возможность повысить эффективность внедрения компетентностного подходов системе высшего образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, стратегические проблемы обгцества, способности, деятельность, профессиограмма, психограмма, профессия, реализация.

 

На современном этапе развития системы образования остро стоит проблема выбора парадигмы образования, которая могла бы эффективно решать проблемы современного общества.

В настоящее время в систему высшего образования активно внедряется компетентностный подход идея которого возникла до 2010 года приподготовке «Концепции модернизации российского образования» и в данный момент времени принимается как симптом смены целей образования и ценностных ориентаций. (4)Но реально не работает. С чем это связано? С тем, что сам подход плохой и не соответствует современным требованиям общества и реально не может решать ни тактические, ни стратегические проблемы общества. Или его реализация, технологии, алгоритмы внедрения не эффективны и в связи с этим подход, который мог бы на современном этапе развития общества, развития системы образования решать принципиально важные проблемы реально их не решает? Цель этого подхода, как в общем и любая цель высшего образования, готовить в рамках высшего образования высококвалифицированных специалистов, которые могли бы быть максимально успешными во всех сферах жизнедеятельности общества. Были бы способны в современном изменчивом мире успешно решать любые проблемы. Чтобы ответить на вышепоставленные вопросы и выбрать проблему, которую реально необходимо решать необходимо прежде всего разобраться с понятием компетенция, компетентностный подход. Компетентностный подход-это подход при котором внимание акцентируется на результате образования, на способности ребенка решать разные проблемы. Но компетентность состоит из компетенций и, следовательно, необходимо разобраться в понятии компетенция и возможности эффективного ее формирования.

Компетенция представляет собой систему умений, знаний и навыков, которые необходимы для успешного выполнения конкретного компонента конкретной деятельности. Рассматривая деятельность в качестве системы целесообразно условно разделить ее на элементы. Из них выделить психологические аспекты и на этой основе составить профессиограмму. Т.е. чтобы подобрать конкретные компетенции конкретной деятельности необходимо разработать профессиограмму.

А что собой представляет пофессиограмма?

Профессиограмма это документ, описывающий особенности конкретной профессии, раскрывающий специфику професионального труда и требований, предъявляемых к специалисту. Профессиограмма описывает производственно- технические, эргономические, социально-экономические,психологические, психофизиологические условия трудовой деятельности и требования, предъявляемые профессией к человеку. (5)

Далее необходимо составить психограмму т.е. документ, представляющий собой психологический портрет личности, портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

Ее содержание определяется целями профотбора, профобучения, профориетации. Ее можно выделить чисто теоретически из особенностей конкретного вида деятельности, из документов, инструкций и т.д.(4)Это реально и делается в системе образования. Но можно пойти другим путем. Он представляется более эффективным, хотя и более трудоемким. Провести комплексное исследование высококвалифицированных специалистов конкретного вида деятельности. Полученные данные классифицировать на то что:
- характерно в качестве общих свойств личности, определяющих успешность личности в современном обществе (например, Маслоу выделял 14 свойств личности характерных для успешной личности);
-характерно в качестве специальных способностей необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности.

Это и будут те компетенции, которые должны лежать в основе базовых общеобразовательных и базовых профессиональных циклов и более узкого профильного профессионального цикла.

Если подходить с этой точки зрения к организации учебного процесса, то очевидно, что такие дисциплины как БЖД, Культурология, Иностранный язык (который, не смотря на изучение его долгие годы по технологиям, которые используются в системе образования выучить нельзя и нужно ли?) вряд ли дают возможность быть успешными людьми.
Так какие дисциплины было бы целесообразно выбрать в рамках высшего образования для того, чтобы студент мог максимально эффективно социализироваться в обществе. Наверно те, что дают возможность эффективно решать проблемы взаимодействия, проблемы управления: общая психология, социальная психология, психология управления. Ведь все, что делает человек он делает для себя и для других людей и важно чтобы он это умел делать в сотрудничестве. Далее юриспруденция. В обществе человек должен жить по правилам, а для этого он должен их знать.

И экономика, в основе которой должен лежать человеческий фактор.

Следовательно, в рамках базового общеобразовательного цикла компетенции, которые необходимо сформировать должны иметь отношение к вышеперечисленным дисциплинам. Т.к. именно они дают возможность быть успешными в жизни.

Что касается компетенций базового профессионального цикла, то как было выше сказано они должны быть взяты из комплексного исследования высококвалифицированных специалистов конкретных видов деятельности.

Реально же на данном этапе внедрения компетентностного подхода создается впечатление, что те, кто создает компетенции сами не понимают ни то что собой представляют конпетеции, ни как компетентностный подход можно реально внедрить. Компетенции придумываются, компетенции абстракты, способ их реализации настолько сложен, что даже те, кто понимает суть этого подхода в предложенном варианте реализовать его не может. А ведь подавляющее большинство преподавателей высшей школы не являются даже педагогами, а так как это старшее поколение, то с психологией они вообще мало знакомы или незнакомы вовсе. Они являются учеными специалистами в конкретных видах деятельности, да и то не всегда. Ставить перед ними задачу подбирать компетенции, придуманные кем-то и подбирать материал, который мог бы эти компетенции развивать представляется безответственным поступком.

Т.о. для реализации компетентностного подхода в системе образования очень важно не только правильно выделить дисциплины, необходимые для повышения качества образования необходимого для решения проблемы повышения качества и уровня жизни общества на данном этапе развития общества. Но выделить реально значимые компетенции для повышения профессионального образования студентов. Далее не менее важным представляется проблема подбора материала необходимого для формирования компетенций. Перекладывание ответственности подбора материала на миллионы людей, занятых в системе образования- это значит изначально поставить крест на внедрении компетентносьного подхода в систему образования так как это очень серьезная и ответственная работа которую могут выполнить на высоком профессиональном уровне только очень высококвалифицированные специалисты конкретного вида деятельности. Следовательно, и поручить выполнение этой работы необходимо высококвалифицированным специалистам. Для этого они должны написать один учебник, состоящий из двух разделов. Один раздел теоретический, другой практический. Практический раздел должен состоять из реальных практических ситуаций из реальной жизни высококвалифицированных специалистов каждого направления с реальными способами решения этих проблем, которые можно использовать как в виде кейсов, так и в виде веб-квестов т.е. учебных моделей реальных ситуаций. И сделать этот учебник одним источником базовых, фундаментальных знаний, скелетом дисциплины, который будет высококвалифицированными специалистами корректироваться в связи с возникновением новых знаний в конкретном направлении. Он должен быть обязательным для изучения с бесконечным множеством дополнительной литературы, в том числе и информации из интернета, которую может и должен использовать преподаватель и сами студенты при самостоятельной работе.

В этом плане важным представляется и разработка критериев оценки усвоенной информации. Эти критерии должны быть экспериментально разработаны психологами на основе учебников и отражать реальные возможности
студентов при усвоении базового, фундаментального материала.

Литература

1. Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования: Материалы республиканской научно-практической конференции. - Казань. РПЦ «Школа», 2009
2. Компетентностный подход в образовании http://festival.lseptember.ru
3. Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г., Белова O.Л. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно- методическое пособие / под. ред. А.Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2012. — 72 с.
4. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.:Буки-Веди,
5. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: метод, пособие / М.В. Привезенцев, О.Н. Олейникова, А. А. Муравьева и др. — М.: Альфа-М, 2007. — 150 с.
6. Интернет-журнал «Эйдос». Эвристическое обучение. http://www.eidos.ru/journal/1998/0707.htm

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (05.04.2018)
Просмотров: 83 | Теги: компетентностный подход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь