Воскресенье, 19.11.2017, 22:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В СЕКЦИИ КАРАТЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

А.А.Кузнецов
Сургутский государственный университет, Сургут, Россия

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В СЕКЦИИ КАРАТЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Карате — это не только вид спорта, но и глубокая философия, приверженцы которой на протяжении всей жизни должны придерживаться особых этических норм и принципов. Также карате учит не нападать, а защищаться, то есть это возможность овладеть навыками самообороны, что тоже привлекает студентов, не занимавшихся единоборствами. Таким образом, студенты приходят заниматься в секцию карате, чтобы удовлетворить не только потребность в двигательной активности, но и духовно окрепнуть.

Ключевые слова: карате, качество жизни, оценка.

 
Развитие физической культуры и спорта в студенческой среде — чрезвычайно актуальная проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья будущих специалистов [1]. Говоря о роли спорта в подготовке к жизни и будущей профессии, нельзя ограничиваться только решением задач развития и совершенствования различных функций организма. Спортивная подготовка через «метод приучения к практическим действиям и поведению» обеспечивает воспитание необходимых качеств — самодисциплины, настойчивости, упорства в преодолении трудностей, уверенности в себе, решительности и способности проявлять максимальные усилия и в спортивной, и трудовой, и общественной деятельности [1].

Как оценить влияние занятием спорта в целом на жизнь студента? Качество жизни — прежде всего оценка человеком степени удовлетворённости различными аспектами жизни, ощущаемого качества жизни, субъективные ощущения индивида, формирующегося на основе условий жизни, эмоционального состояния и т.д. [2]. Оценка качества жизни — новое и перспективное направление психофизиологии, которое даёт возможность точнее оценивать нарушения в состоянии здоровья человека, определить наиболее рациональный метод тренировки, а также оценить ожидаемые результаты по параметрам, которые находятся на стыке научного подхода специалистов и субъективной точки зрения спортсмена [3].

В последнее время правительством Российской Федерации много сделано для развития студенческого спорта. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г. ставит задачей увеличить долю студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, с 34,5 (2009 г.) до 80 % (2020 г.). С рекомендациями о создании студенческих спортивных клубов в вузах выступил президент страны, возглавив попечительский совет ассоциации студенческих клубов России, который курирует создание и деятельность студенческих спортивных клубов в Российской Федерации. Основная задача клубов, основанных на студенческом самоуправлении, — сделать студенческий спорт доступным и массовым. Поэтому студенческие клубы открывают в вузах новые, востребованные студентами спортивные секции, улучшают материально-техническое оснащение уже имеющихся секций, создают систему соревнований и спортивно-массовых мероприятий. Всё это направлено на привлечение студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом и популяризацию здорового образа жизни.

В Сургутском государственном университете доля студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом в спортивных секциях вуза, составляет 6 % (272 чел.) от общего числа студентов дневного отделения (4 599 чел.). Доля студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом помимо секций вуза, составляет 11 % (486 чел.). С каждым годом число студентов, желающих заниматься в спортивных секциях вуза, растёт. Растёт и интерес к соревнованиям, проводимым в вузе, увеличивается число участников спартакиад среди неспортивных факультетов вуза, число болельщиков. В связи с этим особый интерес представляет изучение влияния занятий физической культурой и спортом в свободное время на качество жизни студентов (КЖ).

Рассмотрим этот вопрос на примере секции карате. Карате — это не только вид спорта, но и глубокая философия, которая подразумевает под собой выполнение этических норм и принципов всю сознательную жизнь. Вероятно, в первую очередь молодёжь привлекает именно это. Во-вторых, карате учит не нападать, а защищаться, то есть это возможность овладеть навыками самообороны, что тоже привлекает студентов, не занимавшихся единоборствами. Таким образом, студенты приходят заниматься в секцию карате, чтобы удовлетворить не только потребность в двигательной активности, но и духовный аспект.

Целью настоящей работы является изучение влияния спортивной секции карате на качество жизни студентов, занимающихся в этой секции.

Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1) провести теоретический анализ источников по данной проблеме;
2) подобрать методику оценки качества жизни;
3) провести опрос по выбранной методике для выявления характера изменения физического и психического компонента у студентов-спортсменов и незанимающихся спортом.

Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие 20 студентов разных специальностей, занимающихся в секции вуза — карате; в контрольную группу вошли 40 студентов разных специальностей Сургутского государственного университета. Для оценки КЖ, связанного со здоровьем, использовалась русифицированная версия методики SF-36 (созданная и рекомендованная МЦИКЖ), включающая 36 вопросов для выявления субъективной оценки качества жизни респондентами. Вопросы с помощью ключа переводятся в значения восьми шкал, характеризующих физический и психический компоненты здоровья. Количество баллов в оценке от каждой шкалы — от 0 до 100. Большее число баллов соответствует наиболее высокому КЖ.

Результаты исследования и их обсуждение. У студентов-спортсменов на фоне высокого «физического функционирования» (PF — 96,25±6,66 балла против 92,25±6,19 (р < 0,02)) выявлено статистически значимое снижение показателей шкалы «влияние физического состояния на ролевое функционирование» (RP) и резкое снижение болевого порога (BP) относительно студентов, не занимающихся спортом, — соответственно 76±12,96 балла против 61,5±17,25 при р < 0,001.

Особенности психического компонента здоровья у студентов-спортсменов заключаются в более высокой жизнеспособности (VT) — 72,75±9,93 балла против 65,87±10,49 у студентов, не занимающихся спортом (р < 0,05).

Для выяснения соотношения высоких и низких показателей шкал, характеризующих различные аспекты здоровья респондентов, проведён анализ с использованием принятых нами градаций КЖ.

При изучении соотношения высоких и низких показателей по шкалам психического состояния установлено, что у студентов-спортсменов не выявлено случаев с низкими значениями по шкалам «жизнеспособность» (VT) и «оценка психического здоровья» (MH), а у студентов, не занимающихся спортом, плохое КЖ по этим шкалам (р < 0,01).

При этом у спортсменов чаще отмечаются высокие значения по шкале MH (p < 0,05).

Выводы. У студентов-спортсменов на фоне высокого «физического функционирования» отмечается снижение показателей шкалы «влияние физического состояния на ролевое функционирование» и резкое снижение болевого порога относительно студентов, не занимающихся спортом.

Особенности психического компонента здоровья у студентов-спортсменов заключаются в более высокой «жизнеспособности». У студентов- спортсменов в 90 случаев установленные высокие показатели КЖ по шкале «физическое функционирование» а у студентов, не занимающихся спортом в 82 %.

У студентов-спортсменов значительно чаще отмечаются низкие показатели по таким шкалам, как «влияние физического состояния на ролевое функционирование» и «интенсивность боли», чем высокие. У студентов-спортсменов не выявлено случаев с низкими значениями по шкалам «жизнеспособность» и «оценка психического здоровья» в отличие от студентов, не занимающихся спортом.

Совмещение учёбы в университете с занятиями спортом приводит к повышению качества жизни. Однако при этом отмечается снижение болевого порога на фоне выраженного повышения уровня физического функционирования.

Список литературы

1. Оринчук, В. А. Оценка качества жизни и роли физической культуры в формировании здорового образа жизни студентов первых курсов вузов / В. А. Оринчук, А. Н. Оринчук, Н. В. Лапчинская, А. С. Большев // Физическая культура и спорт студенческой молодёжи в современных условиях: проблемы и перспективы развития : материалы IV Меж- дунар. юбил. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию каф. физ. воспитания и спорта. - Тула : Изд-во Тул. гос. ун-та, 2008. - С. 155-157.
Поступила в редакцию 1 октября 2015 г.
2. Заяц, А. А. Оценка качества жизни у студентов различных вузов г. Гомеля / А. А. Заяц // Адаптационно-компенсаторные механизмы регуляции функционирования в современных экологических условиях : материалы науч.-практ. конф. молодых учёных и студентов, посвящ. 10-летию образования Гомел. гос. мед. ин-та, 23-24 нояб. 2000 г., Гомель / [Редкол. : С. В. Жаворонок и др.]. - Мозырь : Белый ветер, 2000. - С. 67-68.
3. Wenger N.K., Mattson M.E., Furberg C.D. et al. Assessment of quality of life in clinical trials of cardiovascular therapies // Amer. J. Cardiol. - 1984. - Vol. 54. - P. 908-913.

Для цитирования: Кузнецов, А. А. Влияние занятий в спортивной секции карате на качество жизни студентов / А. А. Кузнецов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 147-151.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.10.2017)
Просмотров: 27 | Теги: карате | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь