Воскресенье, 04.12.2016, 21:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В.И.Филина, Н.А.Фомина

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В тексте статьи представлены результаты авторского эксперимента по проведению уроков физической культуры в начальных классах на основе использования комплексов сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.

Цель исследования заключается в выявлении эффективности развития компонентов внимания учащихся как важного для обучения в школе психического процесса.

В результате внедрения в педагогический процесс комплексов ритмической гимнастики произошли существенные изменения показателей устойчивости, распределения, объема и переключения внимания у испытуемых экспериментальной группы. Выявлены корреляционные взаимосвязи объема внимания с проявлениями двигательной координации.

Ключевые слова: компоненты внимания, физическое воспитание младших школьников, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика.


Введение. Ведущее место в современной системе образования занимают вопросы становления гармонично развитой личности ребёнка, формирования у учащихся потребности к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физической культурой.

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального школьного образования (2011 г.) предъявляет и новые требования к содержанию уроков по физической культуре. Акцент смещается в сторону решения мета- предметных задач. Метапредметность характеризует выход за рамки предметов, но не уход от них. Предлагается формировать не только знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки к самостоятельной организации учебной деятельности младших школьников, к решению задач и проблем [2].

Вместе с тем, занятия физическими упражнениями по-прежнему рассматриваются исключительно с позиций развития физических качеств и формирования жизненно важных двигательных навыков. Тем самым, умаляется роль и значение физической культуры в процессе школьного образования, а утверждение о единстве физического и умственного в ребенке носит декларативный характер [4].

В то же время известно, что сформированность познавательных процессов у младших школьников, в том числе внимания, определяет успешность их дальнейшего обучения. Данные статистики свидетельствуют о том, что 90% всех жалоб со стороны учителей и родителей приходятся на недостаток внимания и усидчивости у детей, а проблемами нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего.

По нашему мнению, одним из перспективных направлений повышения эффективности процесса физического воспитания младших школьников может стать использование ритмической гимнастики. Известно, что применение системы сюжетно- ролевой ритмической гимнастики в процессе обучения детей дошкольного возраста в рамках образовательных программ обеспечивает ярко выраженную интеграцию двигательной и познавательной деятельности, что способствует значительному повышению уровней двигательного и психического развития детей [4, 5].

Данная педагогическая система используется в практике физического воспитания дошкольников в рамках комплексной программы воспитания и обучения «Детский сад 2100» [2]. На ее основе разработаны методики сюжетно-ролевой ритмической гимнастики для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи [1, 3]. Сформирована и апробирована система адаптивного физического воспитания для дошкольников с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности. Учеными доказана эффективность применения музыкально- двигательных средств в формате сюжетно-ролевой игры для сопряженного развития двигательных и психических способностей дошкольников [1, 3, 4].
Начальная школа является переходным периодом в жизни ребенка. Игра по- прежнему входит в состав ведущих видов деятельности первоклассника. Поэтому логично предположить, что высшее проявление игровой деятельности - сюжетно-ролевая игра -может стать главной линией организации занятий по физической культуре. А интеграция со средствами ритмической гимнастики позволит эффективно решать задачи двигательного и психического развития школьников начальных классов.

Таким образом, с целью совершенствования процесса физического воспитания и развития младших школьников, целесообразно, на наш взгляд, разработать физкультурные занятия на основе использования комплексов ритмической гимнастики сюжет- но-ролевого характера.

Целью исследования явилось выявление эффективности использования в процессе физического воспитания младших школьников ритмической гимнастики сюжет- но-ролевого характера для развития параметров внимания.

Мы предполагали, что использование средств сюжетно-ролевой ритмической гимнастики окажет эффективное воздействие на развитие внимания как важного познавательного процесса, обусловливающего интеллектуальную деятельность школьников начальных классов.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи.
1. Определить уровни развития компонентов внимания у школьников 7 лет.
2. Выявить взаимосвязь уровня развития внимания и параметров двигательной подготовленности младших школьников.
3. Разработать содержание физкультурных занятий на основе использования комплексов ритмической гимнастики сюжетно-ролевого характера и экспериментально обосновать их эффективность для развития внимания у школьников первых классов.

Методическая часть. При определении исходного уровня развития внимания были получены достаточно низкие результаты. По показателю распределения внимания у 57,8% детей выявлен очень низкий уровень развития. Кроме того, более половины детей продемонстрировали низкий и очень низкий уровень в устойчивости и переключении внимания. Более высокие показатели отмечены лишь в объеме внимания: средний и высокий уровень развития продемонстрировали более 50% школьников.

Все параметры внимания, за исключением объема, характеризуются уровнями развития от «очень низкого» до «низкого» и «среднего».

Основной педагогический эксперимент продолжительностью 9 месяцев был проведен с сентября 2013 по май 2014 г. включительно с привлечением в качестве испытуемых учеников 1-х классов. Эксперимент проходил на базе Негосударственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа (НОУ СОШ) «Академическая гимназия» г. Москвы.

В экспериментальной группе (15 человек) занятия с испытуемыми проводились с использованием комплексов сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, представленных в методических рекомендациях к комплексной программе «Детский сад 2100» Образовательной системы «Школа 2100» [5]. В контрольной группе (15 человек) уроки проходили по традиционной методике.

Оценка уровня развития внимания младших школьников проводилась до и после эксперимента с помощью методики, разработанной Р.С. Немовым (1994).

Результаты эксперимента. При определении уровня развития внимания в начале эксперимента не было получено статистически значимых межгрупповых различий по исследуемым показателям (Табл. 1).

Так при определении продуктивности внимания были получены значения 4,26±0,37 баллов в экспериментальной группе и 4,19±0,48баллов в контрольной группе, что соответствует низкому уровню развития исследуемого показателя. Сходные значения мы получили и при оценке уровня развития переключения и распределения внимания. А вот при определении объема внимания были получены данные, свидетельствующие о высоком уровне развития как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Показатели объема внимания составили 9,07±1.53 и 9,31±0,24 баллов в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Это, по нашему мнению, может быть связано с тем, что современным школьникам приходится воспринимать большие объемы информации.

Таблица 1
Показатели развития компонентов внимания в контрольной и экспериментальной группах младших школьников до и после эксперимента

Второе тестирование показало, что использование средств сюжетно-ролевой ритмической гимнастики позволило улучшить развитие показателей устойчивости, переключения и объема внимания в экспериментальной группе, а вот в контрольной группе наблюдается процесс замедления развития исследуемых показателей. Например в экспериментальной группе показатели устойчивости с 4,01±0,37 баллов увеличились до 6,99±0,34 баллов, полученные различия статистически достоверны (Р<0,05).

Таблица 2
Уровень развития внимания младших школьников до и после эксперимента

Как видно из таблицы 2, в экспериментальной группе после эксперимента устойчивость и переключение внимания с низкого уровня перешли на средний, а объем внимания - со среднего на высокий уровень развития, что также свидетельствует о положительном влиянии средств сюжетно-ролевой ритмической гимнастики на развитие внимания младших школьников.
Кроме того, при определении устойчивости внимания в экспериментальной группе более 50% испытуемых продемонстрировали высокий и средний уровни развития, тогда как в контрольной средний уровень отмечен только у 8% детей, а высокий не выявлен.

С целью определения взаимосвязи между показателями двигательной подготовленности и компонентами внимания нами был проведен корреляционный анализ по Браве-Пирсону (r). В ходе исследования не удалось выявить сильных взаимосвязей между исследуемыми показателями (Табл. 3).

Таблица 3
Коэффициенты корреляции (r) между показателями двигательной подготовленности и компонентами внимания младших школьников


Примечание: 1- сгибание разгибание рук в упоре лежа, 2 - прыжок в длину с места, 3 - сгибание и разгибание туловища из положения лежа, 4 - вис, 5 - наклон вперед из положения сидя, 6 - бег 1000м, 7 - челночный бег 3Х 10м.

Самый высокий коэффициент корреляции получен между объемом внимания и челночным бегом (r=0,46), что свидетельствует о наличии взаимосвязи средней силы. Полученные данные подтверждают имеющиеся теоретические знания о взаимосвязи развития познавательных процессов и координационных способностей [1, 3, 4]. Это позволяет сделать вывод о возможном влиянии на развитие внимания упражнений координационной направленности, которые составляют основу ритмической гимнастики.

Таким образом, в ходе экспериментальной работы было выявлено, что использование комплексов сюжетно-ролевой ритмической гимнастики на уроках физической культуры с младшими школьниками оказывает благоприятное воздействие на развитие компонентов внимания.

Литература

1. Максимова, С.Ю. Методика физического воспитания на основе сюжетно- ролевой ритмической гимнастики для старших дошкольников с ЗПР: монография / С.Ю. Максимова. - Волгоград: ВГАФК, 2004. - 120с.
2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011. - 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Прописнова, Е.П. Структурно-функциональная направленность сюжетно- ролевой логоритмической гимнастики: учебно-методическое пособие / Е.П. Прописно- ва, Н А. Фомина. - Волгоград: ВГАФК, 2004. - 92с.
4. Фомина, Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в детском саду: учебное пособие / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Е.П. Прописнова. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007. - 244 с.
5. Фомина, Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика: методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников / Н.А. Фомина. - Москва: Изд. Дом РАО, «Баласс», 2008. - 144 с.
http://www.google.ru/url?source=transpromo&rs=rssf&q=//translate.google.com/community? source=all

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (12) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (10.06.2016)
Просмотров: 89 | Теги: ритмическая гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016