Вторник, 23.10.2018, 05:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

А.Н.Никитенко, Ю.Н.Шувалов

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Волевая регуляция является частным случаем произвольного управления поведением и деятельностью человека. Она характеризуется значительными морально-волевыми усилиями, направленными на преодоление препятствий и трудностей, выбора целей и путей достижения их, т.е. является механизмом самомобилизации человека.

В обыденной жизни такая самомобилизация обозначается как «сила воли». Поэтому очень часто в быту людей делят на волевых и безвольных. Такой обобщенный подход к оценке «силы воли» человека, по мнению Е.П. Ильина, не оправдан, так как он сильно упрощает картину.

Конкретное содержание волевой регуляции психологи объясняют силой мотива, борьбой мотивов, возникновением эмоционального подъема, смыслом действий, силой потребностей и другими факторами. Все это свидетельствует о трудности измерения волевых проявлений человека. Еще А.Ц. Пуни писал, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями (со всеми присущими им особенностями), которые человек преодолевает.

Вместе с тем, существует моральный компонент воли, который не является специфичным при разных волевых проявлениях. Как отмечал И.М.Сеченов, воля это деятельная сторона разума и морального чувства.

Следовательно, проявления воли зависят от нравственных черт характера. Кроме преодоления значительных трудностей этот компонент обеспечивает нравственное поведение человека. Наличие у человека прочных убеждений, целостного мировоззрения и стойких убеждений Л.И. Божович связывает не просто с волевой регуляцией, а с волевой организацией личности человека. Отсюда становится понятным, что формирование волевой сферы личности человека обусловлены его нравственным воспитанием. При воспитании человека и его морально- волевой подготовке в первую очередь необходимо заботиться о формировании целостной личности, у которой хорошо развиты мотивы, имеющие общественную направленность.

Для получения профессии педагога по физической культуре и спорту в ВУЗы приходят молодые люди с достаточно сформированными жизненными установками и моральными ценностями. Как правило, это квалифицированные спортсмены, которые получили достаточную хорошую «закалку» в спортивной деятельности. Однако разные условия этой деятельности создают различные предпосылки для развития морально-волевой сферы человека.

Целью нашего исследования было определение показателей морально-волевой сферы студентов-спортсменов, обучающихся на факультете физической культуры Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого.

Для реализации этой цели были выбраны следующие методики психодиагностики: «Уровень терпеливости» (Е.П.Ильин, Е.К. Фещенко); «Уровень упорства» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко); «Оценка выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова); «Уровень проявления совестливости» (Е.П. Ильин); «Уровень вспыльчивости» (Е.П. Ильин, П.А.Ковалев); «Структура агрессивного поведения» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и В.С. Чермянин); фактор «G» опросника Р.Б. Кеттелла.

Статистический анализ проводился по специализированной программе MS Office Excel. При определении уровня достоверности полученных данных применялся t-критерий Стьюдента. Достаточным считался 95% уровень достоверности полученных результатов.

В эксперименте приняли участие студенты-спортсмены факультета физической культуры в количестве 63 респондентов (48 мужчин и 15 женщин). Все респонденты были распределены на четыре группы (табл. 1): «Единоборства» (карате, фехтование, бокс, борьба, пауэрлифтинг); «Игровые виды спорта» (футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, хоккей); «Циклические виды спорта (лыжные гонки, бег, плавание, велосипед); «Ациклические виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, акробатика, спортивные танцы, тяжелая атлетика, туризм).

Таблица 1
Характеристика студентов-спортсменов, обучающихся  на факультете физической культуры

Можно отметить, что стаж спортивной деятельности у женщин был в среднем на 1 год выше, чем у мужчин. К тому же, женщины превосходили мужчин в спортивном мастерстве (спортсменов высоких разрядов в два раза больше).
Достоверных различий по проявлениям морально-волевых показателей между представителями ациклических и циклических вводов спорта мы не обнаружили, поэтому результаты их были объединены в одну группу.

Анализируя результаты полученных данных у мужчин (табл. 2), можно отметить, что достоверные различия обнаружены по следующим показателям: проявления упорства (t = 2,05; р < 0,05) оказались выше у студентов спортсменов, занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта (1 группа), по сравнению с представителями игровых видов спорта (2 группа); самоконтроль за деятельностью (t = 2,46; р < 0,05) у спортсменов первой группы выше, чем у занимающихся единоборствами (3 группа).

Таблица 2
Особенности развития морально-волевой сферы  студентов-спортсменов

Спортсмены первой группы превосходят членов третьей по общей оценке самоконтроля (t = 2,38; р < 0,05); косвенная вербальная агрессия у спортсменов игровых видов спорта выше, чем у участников первой и третьей групп (t = 2,16; р < 0,05) и (t = 2,66; р < 0,05) соответственно.

Анализируя результаты полученных данных у женщин (табл.3), мы обнаружили, что достоверные различия наблюдаются по таким показателям как самоконтроль в эмоциональной сфере (t = 2,15; р < 0,05): спортсменки, занимающиеся циклическими и ациклическими видами спорта превосходят своих сверстниц, занимающихся игровыми видами. Зато по показателям косвенной физической, прямой физической и общей агрессивности вторые превосходят первых (t = 2,15; р < 0,05), (t = 2,45; р < 0,05), (t = 3,31; р < 0,01) соответственно.

Таблица 3
Особенности морально-волевой сферы студенток-спортсменов

Правда, моральная нормативность, несмотря на повышенную агрессивность у студенток-спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта выше, чем у их подруг из первой группы (t = 3,84; р < 0,01). По всей видимости, жесткие правили игрового поединка заставляют спортсменок следовать нормам морали.

В целом анализ средних результатов показателей морально-волевой сферы у всех испытуемых выявил тот факт, что использованы далеко не все резервы (особенно связанные с повышением моральной нормативностью), заложенные в воспитании спортсменов.

Список литературы

1. Ильина Е.П. Психология воли. /Е.П.Ильин. - СПб Питер, 2009 - 368с.
2. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.03.2018)
Просмотров: 95 | Теги: морально-волевая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь