Среда, 07.12.2016, 11:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИЦ 13-15 ЛЕТ

Д.И.Дегтярева, Н.Э.Дорошенко

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИЦ 13-15 ЛЕТ

На сегодняшний день становятся всё более актуально заниматься оздоровительной аэробикой. Её особенностями является то, что она развивает двигательную активность, способствует приобщению к здоровому образу жизни. Использование средств оздоровительной аэробики на уроках физической культуры позволит усовершенствовать процесс школьного физического воспитания. Данная статья посвящена выявлению влияния занятий оздоровительной аэробикой на физическую подготовленность школьниц 13 -15 лет.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, физическое воспитание, школьницы средних классов.


Введение. Изучение влияния занятий оздоровительной аэробикой на физическую подготовленность школьниц 13 -15 лет представляется весьма актуальным. Это связано с тем, что в последнее время процесс школьного физического воспитания подвергнут реорганизации. Каждая школа ищет новые пути для совершенствования системы образования, особенно в процессе уроков физической культуры [2]. Одним из способов достижения поставленных задач мы предполагаем в процессе школьного физического воспитания использование средств оздоровительной аэробики.
Её особенностью является то, что она развивает двигательную подготовленность и позволяет оставаться мотивированными к систематической двигательной активности, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий [4].

Для девушек 13-15 лет программы по оздоровительной аэробике очень важны. В них входят: систематическое применение продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой нагрузкой, которые способствуют укреплению здоровья. Уроки с использованием средств оздоровительной аэробики направлены на то, чтобы развить у учащихся стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию, а также развитию физических качеств [3; 5].

Занятия оздоровительной аэробикой обладают комплексным воздействием на организм. Они способствуют развитию выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости, а так же обучают различным двигательным действиям и приобщают к здоровому образу жизни [1; 6].

Таким образом, все вышеперечисленные особенности данного направления подтверждают актуальность и необходимость внедрения оздоровительной аэробики в урок физической культуры, тем самым способствуя повышению физической подготовленности школьниц 13 -15 лет.

В связи с этим цель исследования заключалась в изучении влияния занятий оздоровительной аэробикой на физическую подготовленность школьниц 13-15 лет.

Основная часть. Для достижения поставленной цели было организовано исследование с участием школьниц 13 -15 лет. Оно проводилось в течение шести недель (с 9 февраля 2015 г. по 22 марта 2015 г.) на базе МКОУ СОШ № 20 г. Волгограда. В эксперименте приняли участие школьницы среднего звена (8 класс) в количестве 22 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы (по 11 девушек в каждой). Контрольная группа занималась стандартными уроками физической культуры по программе, утвержденной школой. Экспериментальная группа в процессе урока физической культуры использовала средства оздоровительной аэробики. Всего было проведено 18 занятий.

В экспериментальной группе оздоровительная аэробика проводилась в подготовительной части урока, которая подразделялась на вводную, аэробную и партерную - prestretch (престретч). Структура представлена на рисунке 1.
 

Рис. 1. Структура подготовительной части урока физической культуры с использованием средств оздоровительной аэробики

В вводной части занятия выполнялись низкоамплитудные движения в медленном темпе под музыкальное сопровождение. Использовались следующие упражнения: наклоны головы и корпуса; круговые движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах, а также движения тазом вперёд-назад.

В аэробной части занятия применялись движения не сложные в координационном плане, выполняемые с невысокой амплитудой и определённой интенсивностью. Использовались движения, в которых задействованы большие мышечные группы - обычный шаг, приставные шаги с различными движениями рук, а также модификации различных шагов. Эти упражнения помогают подготовить организм к последующей нагрузке.

Заключительной частью разминки является prestretch. Здесь не следует использовать резкие, рывковые движения, необходимо плавное, с небольшой амплитудой «натягивание» мышечных волокон. В стейчинг-позициях следует минимизировать силовую нагрузку на части тела, принимающие непосредственное участие в удержании позы, используя перемещение общего центра масс. Эти упражнения нужны для предотвращения травматизма и растяжения мышц и связок.

В подготовительной части урока физической культуры мы использовали методы:
а) обучения двигательным действиям:
1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
2) расчленено-конструктивный;
3) сопряженного воздействия.
б) развития физических качеств:
1) равномерный. Подразумевал непрерывную работу в период определенного промежутка времени с одинаковой скоростью (вводная и аэробная части разминки);
2) переменный. Главное отличие от первого - это то, что упражнения выполнялись с разной интенсивностью.
в) общепедагогические методы - словесные и наглядные.

В данном исследовании применялось тестирование физических качеств: координационные способности (Проба Ромберга), гибкость (наклон туловища вниз со скамейки), скоростно-силовые способности мышц ног, рук, брюшного пресса и спины (присед, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа), взрывная сила (прыжок в длину с места).
Результаты тестирования в начале и в конце эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели изменения физической подготовленности школьниц 13-15 лет в педагогическом эксперименте (M±m), n=22

Примечание: достоверность определялась по t-критерию Стьюдента: *tтаб = 2,09 при а <0,05, **tтаб= 2,85 при а <0,01
Из таблицы видно, что после проведенного эксперимента результат пробы Ром- берга у экспериментальной группы увеличился на 40,5%, что говорит о повышении уровня физической подготовленности. При анализе результатов вестибулярной устойчивости на правую ногу средние показатели немного увеличились, однако различия эти статистически не подтверждаются (p>0,05).

Показатель гибкости (мост) в обеих группах у всех испытуемых изменился статистически недостоверно (p>0,05).
Увеличился и показатель гибкости (наклон вниз со скамейки), что статистически подтверждается (p<0,01).
У экспериментальной группы показатель скоростно-силовой выносливости (присед) статистически достоверно улучшился (р<0,01). В контрольной группе прирост носил недостоверный характер.

Изменение показателей скоростно-силовой выносливости (сгибание и разгибание рук) и взрывной силы носили недостоверный характер (p>0,05) в обеих группах.

Заключение. Подводя итоги проведенного эксперимента, направленного на выявление влияния занятий оздоровительной аэробикой на физическую подготовленность школьниц 13 -15 лет, следует отметить, что статистически достоверно в экспериментальной группе улучшились показатели: проба Ромберга с левой ноги, гибкость (наклон вниз со скамейки), а также скоростно-силовая выносливость (присед). В контрольной группе явных изменений физической подготовленности у девушек выявлено не было.

Улучшение данных показателей говорит о положительном тренировочном воздействии средств и методов оздоровительной аэробики на физическую подготовленность школьниц 13 -15 лет.

Литература

1. Гордеев Г.В. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг. - М.: Вече, 2001. - С. 61-80.
2. Дегтярева Д.И., Турчина Е.В. Современные фитнес-программы. Тенденции и перспективы российской фитнес-индустрии // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 3 (13). - С. 91-95.
3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: в 2-х т. Т. II. Частные методики. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 216 с.
4. Мартынов А.А. Методика проведения занятий по фитнес-аэробике в школе // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3, № 3. - С. 46-49.
5. Соловьева Е.Б. Комплексная система контроля физической подготовленности студенток, занимающихся оздоровительными видами аэробики: учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 50 с.
6. Фомина Н.А., Максимова С.Ю., Прописнова Е.П. Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры: учебное пособие. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2006. - 376 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (16) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (24.08.2016)
Просмотров: 46 | Теги: аэробика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016