Понедельник, 23.07.2018, 11:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Влияние занятий физической культурой на психическое здоровье учащихся среднего школьного возраста

В.Р.Абрамова

Влияние занятий физической культурой на психическое здоровье учащихся среднего школьного возраста

Аннотация. Автором проведено исследование влияния занятий физической культурой на психическое здоровье учащихся среднего школьного возраста.

Ключевые слова: физическая культура, психическое здоровье, анкетирование.

 

Негативные тенденции в психическом состоянии здоровья подрастающего поколения, остро проявив - шиеся в последние годы, поставили перед общеобразовательными учреждениями новые задачи. Среди них наиболее важные: воспитание у детей потребности в сохранении и укреплении психического здоровья; формирование у подрастающего поколения понимания здорового образа жизни; формирование социально- психологического и интеллектуального компонентов физической культуры.

Низкий уровень сформированности ценностных ориентации в области физической культуры у взрослого населения является одной из главных причин недостаточной физкультурно-спортивной активности учащихся общеобразовательных школ. Не секрет, что в настоящее время в учебных заведениях возрастает распространенность табакокурения, наркомании, алкоголизма учащихся. В конечном счете, это приводит к тому, что только 1117% школьников выполняют требования, предъявляемые программой по физической культуре, а здоровые дети составляют лишь 40-45% от общего числа обучающихся в общеобразовательной школе.

Проблему формирования социально-психологического и интеллектуального компонентов физкультурно- спортивной деятельности изучали многие специалисты. Однако в существующих педагогических технологиях комплексное изучение данной проблемы не получило должной разработки. В частности, недостаточно освещенными остаются вопросы структуры мотивов и потребностей учащихся к урокам физической культуры; степень владения учителем физической культуры основными методами и приемами формирования мотивации и стимулирования физкультурно-спортивной деятельности учащихся; влияние уровня сформирован- ности мотивов, потребностей и знаний в области физической культуры на показатели психического здоровья учащихся.

Цель данного исследования: изучение влияния занятий физической культурой на психическое здоровье учащихся.

Базой экспериментального исследования явилась Чурапчинская средняя общеобразовательная школа» Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия). В эксперименте участвовали учащиеся 8-х классов в количестве 48 человек.

Учитывая, что психическое здоровье определяется направленностью личности на активность, позитивное восприятие окружающего мира и людей, внутреннее состояние личности для отслеживания состояния психического здоровья учащихся были избран опросник САН для оперативного определения самочувствия, активности и настроения; анкета на изучение отношения учащихся к своему здоровью.

Анализ результатов анкетирования отношения учащихся к своему здоровью показал следующее: первый вопрос направлен на определение типологии респондентов в зависимости от их отношения к своему здоровью и деятельности по организации здорового образа жизни. Согласно полученным данным, около половины опрошенных определило состояние своего здоровья как «нормальное» — 51,4% до эксперимента, после — 45,5%; оценивают уровень своего здоровья выше среднего — 31,8%, из них 8,8% чувствуют себя абсолютно здоровыми, после эксперимента соответственно 36,4% и 13,6%; оценивают неудовлетворительно до эксперимента — 15,8% опрошенных, после 9,1%, из них 4,6% определяют свое здоровье как «очень плохое». Результаты показывают, что после эксперимента оценка собственного здоровья респондентами изменилась в пользу улучшения.

В следующем вопросе анкеты респондентам предлагалось определить наиболее характерные для их образа жизни негативные способы и условия жизнедеятельности. Ранжированный перечень негативных состояний и условий жизнедеятельности до и после эксперимента представлен в таблице 1.

Таблица 1
Негативные состояния и условия жизнедеятельности

Как видно из таблицы, для состояния каждого третьего респондента характерно отсутствие полноценного отдыха, необходимого для восстановления собственных сил. Меньше половины респондентов указало на наличие у себя хронических заболеваний, чуть меньше опрошенных — на наличие переутомления и, как следствие, неудовлетворенность жизненной ситуацией. После эксперимента ответы учащихся изменились, по всем вопросам наблюдается снижение показателей негативного состояния и условий жизнедеятельности, что показывает прирост оптимистичного настроя, что также является одним из показателей эмоционального благополучия и психологического комфорта, свидетельствующего о психологическом здоровье.

Респондентам задавался вопрос, предпринимают ли они какие-либо меры для поддержания собственного здоровья. Меры, применяемые респондентами для поддержания собственного здоровья, достаточно типичны не только для подростков, но также и для всего населения. В основном это пассивная форма способов поддержания своего здоровья, направленная на его сохранение, но не обеспечивающая его формирование и укрепление.

Сознательно занимаются физическими упражнениями или спортом 27,3%, следят за режимом сна и отдыха лишь 18,2% из опрошенных. После эксперимента эти показатели увеличились — соответственно 72,7% и 45,5%.

При этом девочки более внимательны к своему здоровью: в исключении вредных привычек, в отношении заботы о здоровом питании, соблюдения режима сна и отдыха.

О состоянии профилактической направленности медицинских услуг свидетельствует тот факт, что лишь 22,7% указали, что посещают врачей с профилактической целью. К концу эксперимента динамики ответов в этом вопросе практически отсутствует.

Данные результаты подводят к выводу о том, что учет психологических аспектов физической культуры, психологических и физиологических возрастных особенностей учащихся при выполнении физической нагрузки положительно влияет на умственную деятельность и психическое здоровье учащихся.

Мы считаем, что взгляд на школьную физкультуру с психологической точки зрения, которая на первый план выдвигает развитие личности учащегося и укрепление его психического здоровья, отражает новое, зарождающееся направление — гуманизацию физкуль- турно-спортивной деятельности.

Литература:

1. Ананьев В. А. Психология здоровья: учебное посо- бие.Кн.1.Концептуальные основы психологии здоровья.— СПб: 2006.— 384с.
2. Дружилов С. А. Психическое здоровье и экология личности/ С. А. Дружилов // Успехи современного естествознания.— 2012.—№ 12.— С.12-15.
3. Психология здоровья: учебник для вузов/ под ред. Г. С. Никифорова. — СПб: Питер, 2006.— 607 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.06.2018)
Просмотров: 25 | Теги: психическое здоровье, физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь