Суббота, 23.03.2019, 09:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИТБОЛ-АЭРОБИКОЙ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ

Клочко Н.В.

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИТБОЛ-АЭРОБИКОЙ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается влияние одного из направлений детского фитнеса - фитбол аэробики на организм детей. Описано воздействие свойств фитбола на опорно-двигательный аппарат, внутренние органы.

Ключевые слова: детский фитнес, фитбол, фитбол-аэробика, аэробика, направления детского фитнеса, осанка, заболевания позвоночника.

 

Введение. Современный этап развития физической культуры характеризуется стремительным формированием новых направлений. В настоящее время осуществляется поиск новых подходов, средств, методов и форм организации занятий в связи со снижающимся уровнем здоровья детей и падением интереса к традиционным занятиям физическими упражнениями.

Одним из путей решения поставленных задач,по мнению В.В. Борисовой, Т. А. Шестаковой, Е.Г. Сайкинойи других[1, 9] является детский фитнес.

B. В. Борисова, Т.А. Шестакова[1] детский фитнесс определяют как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему оздоровления детей и подростков средствами современных фитнесс-технологий, постоянно обновляющую свой арсенал средств и методов.

Детский фитнес позволяет удовлетворить потребность детей в физической активности, повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, приобщить их к здоровому образу жизни.

В фитнес-индустрии существует большое многообразие направлений фитнеса в работе с детьми. В.В. Борисова и Е.Г. Сайкина [1, 7] выделяют следующие направления детского фитнеса:

гимнастическо-атлетическое направлене: ритмическая гимнастика, терра- аэробика, классическая аэробика, степ-аэробика, аэрофитнесс, силовые направления аэробики (с гантелями, эспандерами и др. утяжелителями), стретчинг, семейная гимнастика (на основных движениях гимнастики), фитбол-гимнастика, элементы шейпинга, калланетики, художественной гимнастики, креативная гимнастика и др.);

игровое направление: подвижные, музыкальные, развивающие, игры, эстафеты и элементы спортивных игр; танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе»; двигательный игротренинг; игровой стретчинг; игры по станциям (круговая тренировка, круговая аэробика) и др.;

танцевальное направление: аэроданс; ритмопластика, все направления танцевальной аэробики: хип-хоп, фанк, джаз, латина, афро, фолк и др. (также на степах и фитболах: "Танцы на мячах"); основы хореографии и современного танца и др.

Основное содержание работы. Анализ исследований по вопросам часто используемых направлений детского фитнеса, свидетельствует о том, что фитбол- аэробика является наиболеераспространенным направлением.

C. В. Кузьмина [3] определяетфитбол-аэробику как вид оздоровительной аэробики с использованием больших гимнастических мячей (фитболов).

Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях.

Первыми стали использовать мячи большого размера врачи из Швейцарии в 1909 году для лечения людей с заболеваниями позвоночника (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева).

В 1955г. СюзанКляйн-Фогельбах- швейцарский врач-физиотерапевт - впервые применила фитболы с лечебной целью в занятиях с больными церебральным параличом.

С 1989 года американский врач-физиотерапевт Джоан Познер-Майер, использоваламячи для восстановления больных после травм опорно-двигательного аппарата. В дальнейшем были разработаны оздоровительные программы для детей.

Положительные результаты врачей заинтересовали и специалистов в области оздоровительной физической культуры.

Рассматривать влияние занятий фитбол-аэробикой на организм детей необходимо с учетом двух аспектов: свойств фитбола и специфических особенностей аэробики.

По мнению Г.Н. Пономарева, С.В. Кузьминой [6], эффективность воздействия занятий фитбол-аэробикойна организм детей в значительной мере обусловлена свойствами фитбола (формой, размером, цветом и упругостью) и многофункциональностью (фитбол можно использовать в качестве опоры, предмета, утяжелителя, тренажера, препятствия, массажера, ориентира). Каждое из этих качеств оказывает свое влияние на их физическое и психоэмоциональное состояние, и имеетоздоровительный лечебно-профилактический эффект от занятий.

Как считают Е.Г.Сайкина, С.В. Кузьмина[8], оздоровительный эффект занятий на фитболах обусловлен рядом биомеханических факторов. Прежде всего, это функционирование мышц и систем организма, способствующих поддержание позы и сохранения равновесия при выполнении физических упражнений в положении сед на мяче, и низкочастотные колебательные движения, которые приводят к положительным адаптационным сдвигам во время выполнения физических упражнений.

Постоянное удержание равновесия при выполнении упражнений сидя на фитболе, содействуетукреплению мышц спины и брюшного пресса, создает хороший мышечный корсет, обеспечивающий формирование правильной осанки и закрепление навыка правильной позы при сидении.

Амортизация мяча во время выполнения упражнений способствует улучшению обмена веществ, кровообращения и микроциркуляции в межпозвоночных дисках и внутренних органах. Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук[7]полагают, что амортизационная функция фитбола способствует разгрузке и мобилизации различных отделов позвоночника, улучшает метаболизм, кровообращение и микроциркуляции в межпозвоночных дисках и внутренних органах. Поэтому фитбол-аэробика обладает большим оздоровительным потенциалом, заключающимся в возможности влияния на опорно-двигательный аппарат, формирования правильной осанки, лечения сколиоза, остеохондроза, кифоза у детей, что подтверждается экспериментальными исследованиями С.В. Кузьминой, А.В. Лавровой, И.П. Пановой, Г.Н. Пономаревым и др.

По мнению В.В. Мелихова [4] эффективностьзанятий на фитболахзаключается в том, что по своему воздействию упражнения на фитболе схожи с иппотерапией - лечением верховой ездой. Человеку необходимо постоянно удерживать равновесие, вовлекая в работу (статическую и динамическую) множество мышц туловища.

Е.Г.Сайкина, С.В. Кузьмина[8] в своих работах пишут о том, что вибрационное воздействие мяча на организм имеет обезболивающее действие, активизирует регенеративные процессы. Благоприятное воздействие вибрации на позвоночный столб, суставы и окружающие ткани оказывает профилактическое и корригирующее воздействие на осанку ребенка. Улучшение оттока лимфы и венозной крови, увеличение сократительной способности мышц, оказывает стимулирующее воздействие на функцию коры надпочечников, желудка, печени, улучшает работусердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма.

Экспериментальные работы Г.Н. Пономарева, С.В. Кузьминой, И.П. Пановой, Л.В. Чаплыгиной, П.В. Кравцевич подтверждают, что занятия фитбол-аэробикой способствуют развитию физических способностей.

В результате исследований выявленокорригирующее воздействие фитбол-аэробики на организм детей с нарушениями речи (Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук, Т.С. Овчинниковой и А.А. Потапчук), детским церебральным параличом (Ю.А. Ковалева,В. В. Мелихов), слабослышащих детей (В.В. Вербина, С.А. Дробышева).

Ценность упражнений с фитболом заключается в совместном включении двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов при выполнении упражнений. Такого мнения придерживаются Т.С. Овчинникова и А.А. Потапчук [7].

Форма фитбола (шар)дает возможность максимального соприкосновения ладони с его поверхностью, что немаловажно в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики рук.

Фридрих Фребель,немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, утверждал, что первой игрушкой, подаренной ребенку, должен быть шар-мяч, т.к. мячявляется средством развития личности ребенка и знакомства малыша с окружающим миром.

Различные цвета фитболов по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. В педагогике и медицине давно используется направленное влияние цвета на организм (хромотерапия).

Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышая активность симпатического отдела вегетативной нервной системы и усиливая возбуждение центральной нервной системы. Холодные цвета (синий, голубой) оказывают трофотропный эффект, т.е. успокаивают, снижая активность симпатического отдела и повышая активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. В связи с этим уменыпаютсячастота дыхания, сердечных сокращений, артериальное давление[8].

Аэробика, по мнению К. Купера, - это систематическое применение продолжительных, умеренных по интенсивности физических упражнений для укрепления здоровья.

Исследования ученых (Е.О. Ковшура, Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова и др.) [2, 5] показывают, что в ходе аэробных занятий происходит оздоровление организма. Аэробные нагрузки укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и другие системы организма; наблюдается увеличение аэробной работоспособности и выносливости. В результате занятий аэробикой происходит укрепление мышц, увеличение их эластичности и выносливости, улучшения подвижности в суставах.

Занятия фитбол-аэробикой проводятся с использованием музыкального сопровождения.

По данным многих авторов (В.А. Кручинин,А.Т. Брыкин, Ю.В. Смирнова и др.), изучавшихвлияние музыкального сопровождения занятий физическими упражнениями,музыка способствует преодолению нарастающего утомления и повышению работоспособности, воспитывает чувство ритма, такта, выразительности движений, музыкального вкуса; решает задачи эстетического, нравственного и умственного воспитания.

Исследования Ю.Г. Коджаспирова показывают положительное влияние музыки на занимающихся физическими упражнениями. Это дает основания полагать, что занятия фитбол-аэробикой, выполняемые под музыкальное сопровождение содействуют развитию музыкально-ритмических способностей, координации движений, повышают физическую работоспособность за счет улучшения эмоционального состояния занимающихся.

Взаимодействие уникальных свойств фитбола иаэробной нагрузкипри выполнении физических упражненийповышает оздоровительное эффектфитбол- аэробики на детский организм.

Заключение. Использование фитбол-аэробикив работе с детьми способствуе тформированию правильной осанки, укреплению мышц, профилактике заболеваний. Эмоциональность занятий фитбол-аэробикой, связанная с использованием разноцветного, упругого мяча, музыкального сопровождения, танцевальных упражнений, повышает интерес и мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Положительный эмоциональный фон снижает утомление, что способствует более эффективному процессу формирования двигательных умений и навыков, развитию физических качеств.

Литература

1. Борисова, В. В. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания дошкольников и младших школьников. Учеб.-метод, пособие / В. В. Борисова, Т. А. Шестакова,- Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.H. Толстого, - 2011. - 84 с.
2. Ковшура, Е.О.Оздоровительная классическая аэробика: учебное пособие / Е.О. Ковшура. - Ростов н/Д: Феникс, - 2013. - 167 с.
3. Кузьмина, С.В. Комплексное воздействие упражнений фитбол-аэробики на развитие физических способностей младших школьников / С.В. Кузьмина. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - Санкт-Петербург, 2011. - № 2. -С. 161-165.
4. Мелихов, В.В. Фитбол-гимнастика для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. - Липецк:ГУ ИАЦ РФКиС ЛО, 2009. - 128 с.
5. Мякинченко, Е.Б.Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М.: ТВТ Дивизион, - 2006. - 304 с.
6. Пономарев, Е.Г.Комплексное воздействие упражнений фитбол-аэробики на физическое и эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста / Е.Г. Пономарев, С.В. Кузьмина. // Ученые записки. - 2011. - №2(72). - С. 161-164.
7. Потапчук, А. А. Двигательныйигротренинг для дошкольников / А. А. Потапчук, Т.С. Овчинникова. - СПб.: Речь, - 2009. - 176 с.
8. Сайкина, Е.Г. Теоретико-методические основы занятии фитбол-аэробикой: Учебное пособие по фитбол-аэробике для специалисте физической культуры дошкольных и школьных образовалельных учреждений и фитнес-центров / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, - 2011. - 114 с.
9. Сайкина, Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях / Е.Г. Сайкина: Монография. - СПб, 2008. - 64 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (25.02.2019)
Просмотров: 13 | Теги: Фитбол, детский фитнес, фитбол-аэробика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь