Пятница, 09.12.2016, 14:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА НА ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

З.В.Криницына

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА НА ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Имидж организации есть целостное восприятие её различными группами общественности. Статья знакомит читателя с внутрикорпоративным имиджем, основными детерминантами которого являются культура предприятия и социально-психологический климат. Внутренний имидж оказывает прямое воздействие на приверженность персонала компании. Уровень приверженности работников зависит от их лояльности, вовлечённости и доверия предприятию. Приверженные работники в большей степени склоны к проявлению творчества и инициативы, что имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности организации.

Ключевые слова: внутренний имидж, приверженность, лояльность, вовлечённость, доверие, метод семантического дифференциала, уровень приверженности.

 

Фактором успешной деятельности организации в области управления персоналом является формирование внутреннего имиджа компании. Основная цель его создания заключается в том, чтобы сформировать у работников благожелательное отношение к компании, повысить удовлетворённость от работы, создать благоприятную морально-психологическую атмосферу. Эта деятельность поможет получить компании устойчивые преимущества перед конкурентами и персонал, преданный своему делу.

Структура факторов, влияющих на внутрикорпоративный имидж, является единой для любой компании. К ним относятся следующие факторы: уровень лояльности руководства к персоналу; уровень информационной открытости руководства; предоставленные социальные гарантии; уровень престижности фирмы; возможность карьерного роста; фирменный стиль предприятия; моральная атмосфера в организации; представления персонала о миссии и стратегии компании. Однако количество и разнообразие факторов для каждой организации может быть разным.

Внутренний имидж организации напрямую влияет на формирование приверженности персонала. Как отмечает М.И. Магура [1], «приверженность персонала - это социально-психологическая установка, характеризуемая доброжелательным, корректным, искренним, уважительным отношением к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанным выполнением сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдением норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия.

Приверженность работников своей организации является психологическим состоянием, которое определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего поведения и то, как они воспринимают организацию».

Приверженность персонала представляет собой особую психологическую связь работника с организацией, которая включает три составляющих: чувство вовлечённости в работу, лояльность предприятию и доверие ценностям организации. Вовлечённость в работу заключается в сильном желании работника прилагать значительные усилия в интересах организации. Вовлечённость может быть достигнута, если работа побуждает у людей готовность к дополнительным усилиям, не ограничивающихся должностными инструкциями; чувство самоуважения, основанное на удовлетворенности своими профессиональными достижениями и своей работой, а также заинтересованность в достижении результатов своей работы. Лояльность предприятию выражается в сильном желании остаться его работником, несмотря на трудности. Лояльность предполагает, что данная работа вызывает у сотрудников удовлетворённость содержанием работы, ощущение внимания и заботы со стороны организации, удовлетворённость своей карьерой, а также уверенность в целесообразности длительной работы в данной организации. Доверие организации состоит в личном принятии работником целей и ценностей предприятия. Доверие зависит от того, в какой мере люди информированы о положении дел в организации, гордятся самим фактом свой работы в данной организации, видят единство собственных целей и целей организации, а также считают справедливой оценку своего труда со стороны организации [2].

Поддержание приверженности персонала является необходимостью для любой компании по нескольким причинам: это основа для репутации фирмы в глазах клиентов и персонала; сохранение коммерческих секретов; использование резервов и ресурсов для максимальных результатов в работе; более высокая ответственность сотрудников; верность компании даже в самые кризисные для неё моменты; быстрая адаптация к меняющимся условиям. Приверженность влияет на текучесть персонала, абсентеизм и результативность деятельности работников. Для формирования приверженности работников необходимо использовать разнообразные инструменты внутреннего PR: информационные (корпоративные СМИ, такие как газета, сайт, бюллетень); аналитические (фокус-группы, анкетирование, обратная связь); организационные (собрания, праздники, соревнования, тренинги); коммуникационные (выступления руководства, специалистов) [3].

В томской компании, в которой проводилось исследование, активно используются следующие инструменты внутреннего PR: система обучения сотрудников с использованием тренингов по командообразованию, мастерству продаж, тренинги для руководителей; программа «Лучший сотрудник года»; программа оздоровления сотрудников, предусматривающая посещение тренажерного или спортивного зала; программа отдыха сотрудников и корпоративные праздники, отмечающиеся совместно с руководителями.

Для оценки внутрикорпоративного имиджа используются как количественные, так и качественные методы исследования. Метод семантического дифференциала даёт возможность совмещения этих методов. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап - качественное исследование, задача которого сформулировать гипотезы о состоянии корпоративной культуры и социально-психологического климата как основных детерминант внутреннего имиджа компании. Были проведены интервью с директором по персоналу, менеджерами, специалистами и рабочими, чтобы определить факторы, которые позитивно или негативно влияют на внутренний имидж.

Гипотезы о состоянии внутрикорпоративного имиджа проверялись в ходе второго (количественного) этапа исследований. Для проведения исследования была разработана анкета, включающая 15 вопросов, оцениваемых методом семантического дифференциала и 8 открытых вопросов. В исследовании участвовали 123 сотрудника: 11 человек - руководители, 38 человек - специалисты, 74 человека - производственные рабочие.

Анализируя полученные результаты, были сделаны выводы о том, что в целом работники считают работу в компании престижной, удовлетворены режимом и условиями труда. Однако уровень оплаты труда не соответствует объёму и сложности выполняемых задач. Производственные рабочие отметили сильный недостаток информации, необходимой им для работы, и низкие возможности повышения квалификации и роста. Сотрудники отмечают, что руководство не поддерживает инициативу и предложения персонала по совершенствованию работы.

Для определения уровня приверженности сотрудников компании были определены её три составляющие: аффективная приверженность - степень идентификации сотрудника с организацией, вовлечённости и эмоциональной привязанности к организации; текущая (продолженная) приверженность - степень осознания сотрудником цены, которую он заплатит за уход из организации; нормативная приверженность - степень осознания долга перед организацией. Полученные результаты представлены в таблице.

Результаты исследования внутреннего имиджа и приверженности персонала

Из таблицы видно, что внутрикорпоративный имидж у сотрудников компании сформирован как позитивный. При этом приверженность и её составляющие имеют только положительные значения, хотя приверженность руководителей выше, чем у других сотрудников. Можно сделать вывод о том, что персонал организации удовлетворён работой в компании и действует во благо организации. Приверженность персонала является системообразующим компонентом внутрикорпоративного имиджа, при высоких показателях которого люди будут стремиться к благожелательной деятельности по отношению к этой организации, разделять её ценности и цели и гордиться тем, что они являются сотрудниками этой организации.

Список литературы

1. Магура М.И. Приверженность работников своей организации: дис. канд. психол. наук. Московский государственный университет (МГУ). Защищена 1999.05.14. 149 с.
2. Доценко Е. Измерение приверженности персонала компании с помощью опросной методики // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Психология бизнеса: управление персоналом в государственных организациях и коммерческих структурах». Часть 2. Институт практической психологии. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001.
3. Журавкова М.В. Приверженность фирме: несколько практических рекомендаций руководителю. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Сборник статей. Вып. 1. Архангельск: Изд-во Поморского гос. университета, 2001. 324 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(10). 2013

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (22.08.2016)
Просмотров: 102 | Теги: имидж | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016