Вторник, 06.12.2016, 20:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Влияние стрелкового спорта на повышение профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел

М.В.Палехин, ЕВ.Запевалин

Влияние стрелкового спорта на повышение профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел

Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требуют повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. Проведение реформ в нашей стране повлекло рост преступности, осложнение криминальной обстановки. В этих условиях от профессионализма работников ОВД во многом зависит поддержание правопорядка и обеспечение безопасности российских граждан.

Одной из составляющих высокого профессионализма работника органов внутренних дел является владение оружием. Именно на этом акцентируется внимание в руководящих документах МВД России, где указано, что огневую подготовку рядового и начальствующего состава необходимо считать одним из важнейших направлений  в решении задач, стоящих перед органами внутренних дел на современном этапе. Проблема повышения боевой подготовленности сотрудников ОВД остается актуальной, так как оперативная обстановка требует решительных мер со стороны всех ветвей власти для пресечения криминального насилия и организованной преступности.

В организационно-методических указаниях МВД России определено, что продолжением учебного процесса по огневой подготовке являются: стрелковые тренажи, спортивные мероприятия по стрельбе из боевого оружия [1, с. 11]. Спортивная работа в органах внутренних дел проводится в целях вовлечения всех сотрудников в регулярные занятия спортом и направлена на повышение их профессионального мастерства и организацию досуга [2, с. 303].

Спорт исторически сформировался именно как специальная сфера выявления и сравнения человеческих возможностей. Поэтому общей целью всех типов деятельности в сфере спорта в конечном итоге является ранжирование соперников и определение на этой основе победителя. Наиболее яркой формой показа уровня подготовленности спортсмена и возможности достижения им результата выступает спортивное соревнование.

Соревнование, состязание, конкурс следует рассматривать как сложносоставное явление, представляющее собой форму, объединяющую деятельность соперников и необходимые для этого условия, то есть способ организации соревновательной деятельности [3, с. 21].

Способом подготовки стрелка-спортсмена (как и любого другого спортсмена), является спортивная тренировка. Тренировка – это форма воспитания и обучения, предусматривающая совершенствование техники, повышения функциональных возможностей спортсмена при тщательном контроле со стороны тренера и врача. Разучивание, отработка элементов техники в ходе тренировки должны вызвать у стрелка интерес, желание совершенствоваться, шлифовать какие-то один – два элемента или весь комплекс [4, с. 6].

В течении учебно-тренировочного процесса происходит становление спортсмена, проводится планомерная и целенаправленная тренировка, способствующая повышению уровня тренированности и поддержанию  его длительное время. Она направлена на достижение высоких результатов и совершенствования стрелкового мастерства. В процессе проведения спортивной тренировки решаются задачи воспитания, укрепления здоровья, совершенствование техники упражнения, тактического мышления, физических и психоэмоциональных качеств.

Усилия, которые прилагаются на тренировках, должны быть посильными, закрепляющими достижения, постоянно развивающими волю и уверенность в себе. Поставив цель – достичь ее, это принцип тренировок [5, с. 158].

Правильно построенная спортивная тренировка определяет комплекс положительных биологических и психических изменений, способствует целесообразному и прогрессивному развитию тренированности спортсмена, повышения его физической работоспособности, созданию оптимальных условий для достижения максимальных результатов [6, с. 449].

Эффективность учебно-тренировочных занятий по стрельбе зависит от уровня реализации теоретических и методических принципов отражающих закономерности построения тренировочных занятий. Строгое следование основным принципам построения тренировки – необходимое условие успешного обучения технике выполнения выстрела, ее освоения и дальнейшего совершенствования.

Однако здесь необходимо учитывать особенности подготовки стрелка-спортсмена в образовательных учреждениях системы МВД России, в рамках групп спортивного совершенствования. В распоряжении тренера – руководителя ГСС, находится период в пять лет. Данный срок является явно недостаточным для подготовки спортсмена необходимой квалификации.

Кроме того, необходимо учитывать, что в силу специфики стрельбы из боевого оружия, в отличие от других видов спорта (таких как дзюдо, бокс, волейбол и т.д.), приходится сталкиваться с полным отсутствием обучаемых, которые ранее занимались бы такой стрельбой. Навыки же приобретенные в других видах стрелкового спорта (стендовая стрельба, стрельба из малокалиберного оружия и др.), могут дать при занятиях стрельбой из боевого оружия как положительный, так и отрицательный результат.

Это, обусловлено тем, что с самого начала учебно-тренировочного процесса, тренеры обращают основное внимание на узконаправленные тренировки и вполне понятно, что ряд необходимых новых качеств выработать теперь значительно труднее, чем в начале обучения.

Здесь же можно отметить, что в стендовой стрельбе подготовка стрелка начинается с 11 – 13 лет и требования к выполнению норматива на спортивные квалификации «кандидат в мастера спорта» и «мастер спорта», составляют 14 – 16 и 15 – 17 лет соответственно, а занятия с курсантами начинаются с 17 – 19 лет.

К тому же если учитывать нахождение в новых, непривычных после «гражданской» жизни условиях, влияние учебной и физической нагрузки, несение службы в различных нарядах, то курсантов первого года обучения можно смело вычеркивать из расписания тренировок. Все эти факторы в комплексе тоже оказывают свое отрицательное воздействие и создают дополнительные трудности руководителям групп спортивного совершенствования.

При построении тренировочного занятия обычно используют несколько средств воздействия на спортсмена. Подбирая упражнения, следует учитывать эффекты воздействия каждого из них на двигательную и психическую сферу обучаемого, их взаимное влияние. Оно зависит от последовательности упражнений, их объемов, интенсивности выполнения и может быть как положительным, так и отрицательным.

Например, стрелковая разминка выступает составной частью в ходе проведения учебно-тренировочного занятия. Если в разминке выполнять общеразвивающие упражнения с повышенными физическими и психоэмоциональными нагрузками, то у спортсменов возникает необходимость в отдыхе (на него уходит дорогое время), на какой-то срок снижается точность выполнения уже освоенных технических действий. И то, и другое несколько уменьшает эффективность тренировочного занятия. Непродолжительное по времени выполнение выстрелов по мишени в начале тренировочного занятия, не вызывая утомления, готовит спортсмена к совершенствованию более сложного действия – переноса стрельбы. Эффект такого учебно-тренировочного занятия бывает значительным.

На различных возрастных этапах подготовки стрелков-спортсменов, по мере роста спортивного мастерства, с увеличением количества соревнований, повышаются требования к технической и психологической подготовленности спортсменов. Это характеризует этапы спортивного отбора в группу спортивного совершенствования и формирования сборной команды образовательного учреждения.

Усложнение упражнений, повышение напряженности их выполнения и увеличение объемов учебно-тренировочной работы должны проходить при постоянном педагогическом контроле за физическим и психологическим состоянием обучаемых. Обучая стрелка и готовя его к соревнованиям, необходимо знать, повышается ли его мастерство, справляется ли он физически и психологически с объемом выполняемых нагрузок, какие функциональные изменения происходят в его организме.

Только постоянный контроль и учет содержания тренировок и соревнований, анализ результатов дают информативные данные, на основе которых принимается решение о внесении поправок, изменений в учебно-тренировочный процесс. В постепенности нарастания сложности упражнений, увеличении объемов и напряженности их выполнения, в посильности общих нагрузок – залог роста спортивных результатов и надежности выступлений спортсменов на соревнованиях различных уровней.

Учет перечисленных принципов построения тренировок при планировании учебно-тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях позволит более вдумчиво подбирать средства воздействия на обучаемых и ускорит повышение мастерства (квалификации) стрелков-спортсменов.

Таким образом, роль огневой подготовки в деле повышения профессиональной подготовки работников МВД не является чем-то принципиально новым, однако, решение проблемы обучения умелому владению боевым оружием в условиях усиления преступности в стране требуют тщательного анализа противоречий между содержанием профессиональной деятельности и методикой огневой подготовки.

Исходя из этого проблема повышения боевой подготовленности сотрудников органов внутренних дел средствами огневой подготовки продолжает быть актуальной, так как оперативная обстановка и неблагоприятный прогноз развития преступности в стране требуют осуществления решительных и адекватных мер со стороны правоохранительных органов для решения одной из наиболее приоритетных задач – обуздания криминального насилия и организованной преступности.

Литература

1. Примерная программа учебной дисциплины «Огневая подготовка» для образовательных учреждений МВД России. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 25 с.

2. Торопов В. А. Огневая подготовка: Учебник / Под общ. ред. В. П. Сальникова. – М.: Объединенная редакция МВД России, 2004. – 400 с.

3. Красников А. А. Основы теории спортивных соревнований: учеб. пособие для вузов физической культуры и спорта. / А. А. Красников. – М.: Физическая культура, 2005. – 160 с. с ил.

4. Петров В. П. Тренировка стрелка из пистолета. – М.: ДОСААФ, 1975. – 79 с. с илл.

5. Потапов А. Приемы стрельбы из пистолета: Практика СМЕРШа / А. Потапов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 576 с.: ил. – (Спецназ).

6. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 528 с.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (12.01.2016)
Просмотров: 172 | Теги: стрелковый спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016