Суббота, 30.05.2020, 05:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Влияние ситуационно-имитационной подготовки на повышение подготовленности сотрудников полиции

Н.А.Игошин

Влияние ситуационно-имитационной подготовки на повышение подготовленности сотрудников полиции

В статье представлены обобщённые результаты многолетней работы по выявлению факторов, оказывающих положительное воздействие на повышение уровня подготовленности сотрудников полиции в ходе проведения учебных занятий. Проведённый автором анализ влияния ситуационно-имитационной подготовки на результаты образовательного процесса позволяет сделать выводы о приёмах и способах проведения интерактивных занятий, направленных на совершенствование процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции.

Ключевые слова: кадровая политика МВД России, полиция, профессиональная подготовка, повышение эффективности подготовки сотрудников полиции, приёмы и способы проведения занятий, интерактивные занятия.
 

Анализ дидактических средств и приёмов, которые используются при моделировании образовательного процесса, вместе с гуманистическими началами исследований системы отношений «правопорядок - человек - общество» составляют основу методологического подхода при создании типовых ситуационно-имитационных задач, направленных на решение организационно-педагогических проблем подготовки сотрудника полиции в образовательных организациях МВД России.

В результате проведённого анализа бала выявлена прогрессирующая динамика степени подготовленности курсантов после использования ситуативно-имитационных задач при проведении занятий с курсантами, обучающимися на факультете подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка. Выявленные изменения подготовленности курсантов выражаются в следующем:

1) наблюдается положительное влияние решения ситуационно-имитационных задач на процесс самовоспитания личности будущего сотрудника полиции - личности правоохранительного типа поведения, что находит своё отражение в повышении с 10 % до 40 % результативности обучения и самосознания;

2) ситуационно-имитационная подготовка даёт возможность обучающимся значительно раньше осознать свою профессиональную пригодность и социальную значимость выбранной профессии, качественные показатели выпускников после решения ситуационно-имитационных задач возрастают с 40 % до 67 %;

3) оценка сотрудниками территориальных подразделений, назначенными в качестве наставников, деятельности курсантов экспериментальных групп по итогам ситуационно- имитационных и интегрированных занятий повышается от 10 % до 60 % по отношению к обучающимся в обычных группах.

Признаками положительного влияния ситуационно-имитационной подготовки на процесс формирования профессиональных качеств сотрудника полиции являются:

- во-первых, рост с 38-40 % до 60-65 % осознания обучающимися несоответствий между желаемой и реальной оперативной обстановкой на административной территории органа внутренних дел;

- во-вторых, наблюдаемая тенденция к повышению от 30 % до 50 % уровня дифференциации курсантами своих личностных и деловых качеств, необходимых сотруднику полиции;

- в-третьих, рост от 10 % до 45 % осознания необходимости самосовершенствования, связанного с пониманием трудностей правоохранительной деятельности в целом и охраны общественного порядка, в частности;

- в-четвёртых, понимание обучающимися несоответствия уровня самооценки профессиональной готовности уровню экспертных требований к качеству подготовленности курсантов- выпускников образовательных организаций МВД России.

В ходе применения ситуативно-имитационных задач при проведении учебных занятий по дисциплинам специализации были выявлены основные направления повышения профессиональной готовности курсантов факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка. Эти направления тесно связаны с созданием определённых психолого- педагогических условий:

1) самоконтроль личностных оценочных суждений;

2) осознанный подход к пониманию и восприятию трудностей, связанных с прохождением правоохранительной службы;

3) осознание необходимости владения научно-профессиональной терминологией и понятиями;

4) определение субъектно-ориентирован- ных целей самовоспитания и их дальнейшая самореализация;

5) использование в процессе самовоспитания группового имитационного моделирования различных социально-проблемных ситуаций правоохранительной деятельности, направленных на коррекцию индивидуальных профессиональных способностей и овладение профессиональными эталонными образцами поведения;

6) психологическое вовлечение обучающихся в искусственно создаваемые и практически существующие нормативные профессиональные отношения, в которые вступает сотрудник полиции при прохождении службы в территориальных органах МВД России («сотрудник - сотрудник», «сотрудник - гражданин», «сотрудник - правозащитник»). Понятие «правозащитник» здесь подразумевает представителей государственных или общественных организаций, осуществляющих контрольно- надзорные функции по отношению к полиции, а также лиц, законно представляющих интересы граждан;

7) постоянное совершенствование уровня самосознания обучающегося, направленное на себя как на субъект профессиональной правоохранительной деятельности.

С учётом перечисленных условий, в группах экспериментального обучения курсантов применялись приёмы, которые оказывают позитивное влияние на процесс развития и формирования профессиональной готовности будущих сотрудников полиции, в т.ч.:

1) постановка самоцели, исходя из требований, предъявляемых к сотруднику полиции;

2) самостоятельная оценка курсантами своей деятельности и своих достижений с позиции: «Я - актуальный»;

3) сопоставление себя с другими обучающимися посредством существующих наглядных форм контроля учебной деятельности курсантов;

4) применение приёмов прямого внешнего контроля в сочетании с указаниями, замечаниями, требованиями в адрес обучающегося руководствоваться существующими нормативными, формально и неформально закреплёнными, требованиями;

5) использование приёмов наглядной демонстрации, состоящих в предоставлении возможности обучающемуся «поставить себя на место другого (других)»;

6) применение методов учебной идентификации или приложение на себя модели поведения и обязанностей других людей в ходе решения конкретных ситуационно-имитационных задач;

7) наращивание сложности решаемой обучающимися правоохранительной ситуации, вплоть до преднамеренного её завышения;

8) увеличение эмоционально-волевых нагрузок на обучающихся в ходе ситуационно- имитационного моделирования; и т.д.

При проведении анализа профессиональной подготовки сотрудников полиции в группах экспериментального обучения было выявлено полутора-двукратное, по сравнению с исходными данными, увеличение степени направленности обучающихся на подготовку по выбранной специальности (направлению подготовки). В качестве критерия оценки были выбраны вербализованные характеристики будущей профессиональной деятельности. Неэкспериментальные группы также продемонстрировали положительную динамику подготовленности, однако с наблюдаемым временным отставанием от экспериментальной группы.

Подводя итоги анализа результатов группы экспериментального обучения, можно констатировать:

1) уменьшение естественного отсева курсантов из процесса профессиональной подготовки;

2) более раннее проявление самосознания социальной и личной значимости правоохранительной деятельности;

3) рост профессиональной подготовленности во время прохождения преддипломной практики;

4) высокую оценку профессиональных, организационно-методических и деловых качеств курсантов в период преддипломной практики;

5) рост готовности и желания курсантов после окончания обучения проходить службу в подразделениях по охране общественного порядка.

Итоговые оценки результатов эксперимента определялись на основе изучения характеристик курсантов, составленных руководителями практики от территориальных органов, в которых проходила преддипломная практика.

Осуществляемая в настоящее время образовательными организациями МВД России подготовка курсантов по специальности «Правоохранительная деятельность» реализуется на основе организационно-методического построения образовательного процесса в тесной взаимосвязи с решением задачи государственного заказа на подготовку сотрудников органов внутренних дел, владеющих компетенциями, необходимыми для выполнения служебных обязанностей сотрудников полиции в территориальных органах МВД России.

Проблема правоохранительной деятельности является одной из наиболее сложных из-за неопределённости самого понятия: при желании к понятию «правоохранительная» можно отнести что угодно - от контроля за соблюдением чистоты и порядка в общественных местах, тишины в вечернее и ночное время, до профилактики, пресечения и документирования преступлений против личности, общества, государства, а также привлечения к ответственности лиц, их совершающих, и исполнения наказаний, назначенных этим лицам. Отсюда при создании учебно-методического комплекса по специальности (направлению) «Правоохранительная деятельность» следует учитывать объективные и субъективные факторы обеспечения правопорядка органами внутренних дел (полицией) и понимание того, что весь комплекс образовательного процесса может влиять на курсанта в виде аудиторных, практических, самостоятельных и других занятий только в течение времени, которое определено федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В 2008-2015 гг. управлением учебно-методической работы с привлечением научно-педагогического состава Санкт-Петербургского университета МВД России проведены изучение и анализ подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка по различным направлениям деятельности органов внутренних дел, в т.ч.:

- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

- розыск лиц;

- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

- обеспечение правопорядка в общественных местах;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

- охрана имущества и объектов, в т.ч. на договорной основе;

- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- осуществление экспертно-криминали- стической деятельности и др.

В результате были выбраны следующие направления подготовки сотрудников полиции по специальности 40.05.02 - «Правоохранительная деятельность»:

1) 40.05.02 Правоохранительная деятельность (второй уровень высшего образования) с присвоением квалификации - юрист и сроком обучения 5 лет по очной форме (6 лет по заочной форме). В рамках данного направления предусмотрены следующие специализации:

- воспитательно-правовая работа в органах внутренних дел (подготовка специалистов для подразделений по работе с личным составим на факультете по подготовке сотрудников для подразделений по работе с личным составом и факультете заочного обучения);

- оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел - деятельность оперуполномоченного уголовного розыска (подготовка специалистов для оперативных подразделений уголовного розыска на факультете подготовки оперативных работников и факультете заочного обучения);

- оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел - деятельность оперуполномоченного по борьбе с экономическими преступлениями (подготовка специалистов для оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями на факультете подготовки оперативных работников);

- административная деятельность органов внутренних дел - деятельность участкового уполномоченного полиции (подготовка специалистов для подразделений по обеспечению охраны общественного порядка на факультете подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка и факультете заочного обучения);

- административная деятельность органов внутренних дел - сотрудник подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения (подготовка специалистов для подразделений ГИБДД на факультете подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка);

- оперативно-поисковая деятельность органов внутренних дел (подготовка специалистов для оперативно-поисковых подразделений на факультете № 7);

2) 40.02.02 Правоохранительная деятельность (среднее профессиональное образование) с присвоением квалификации - юрист и срок обучения - 3 года 4 месяца по заочной форме. Данное направление предусматривает специализацию по административной деятельность органов внутренних дел - деятельность участкового уполномоченного полиции (подготовка специалистов для подразделений по обеспечению охраны общественного порядка на факультете заочного обучения).

В целях повышения эффективности подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка приказом МВД России от 7 мая 2008 г. № 404 был создан факультет подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка Санкт-Петербургского университета МВД России, задача которого - подготовка кадров для МВД России по специальности 40.05.02 - «Правоохранительная деятельность», специализация «Административная деятельность органов внутренних дел». Подготовку учебно-методического комплекса по данной специализации взяла на себя кафедра административной деятельности органов внутренних дел, сосредоточив основные усилия на организации взаимодействия с руководством перечисленных факультетов и, в частности, с руководством факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, на котором осуществляется подготовка специалистов в рамках двух узких специализаций: «деятельность участкового уполномоченного полиции» и «сотрудник подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения».

Начало подготовки специалистов по специализации «Административная деятельность органов внутренних дел» в Санкт-Петербургском университете МВД России связано с созданием в 2001-2002 учебном году групп подготовки сотрудников ГИБДД и участковых уполномоченных полиции. Курсанты обучались по специальности 023100 - Правоохранительная деятельность, специализация - административная деятельность органов внутренних дел на факультете подготовки оперативных сотрудников.

В целях качественного освоения общепрофессиональными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями, формируемыми в ходе изучения дисциплин специализации, научно-педагогическим составом кафедры административной деятельности органов внутренних дел был инициирован процесс создания учебно-полигонного комплекса. Развитие профессионально-специального учебно-полигонного оборудования осуществляется по пути создания специализированных учебных аудиторий:

1) методический кабинет специальных дисциплин;

2) учебный ситуационный центр;

3) учебный мониторинговый центр;

4) зал видеоконференцсвязи;

5) учебная тематическая аудитория «Правовые основы личной безопасности сотрудников ОВД»;

6) пять специализированных тематических аудиторий по автомобильной подготовке;

7) две специализированных тематических аудитории по основам профессиональной деятельности;

8) учебная дежурная часть, состоящая из 10 аудиторий;

9) учебный участковый пункт полиции, включающий два помещения полигонного типа и специализированную учебную аудиторию.

Делая выводы по проделанной работе, направленной на повышение эффективности образовательного процесса в образовательных организациях МВД России посредством ситуационно-имитационной подготовки и определения степени её влияния на уровень подготовленности выпускников, следует отметить, что многообразие направлений подготовки сотрудников полиции выражается в подготовке специалиста узкой специализации.

Специфика подготовки по специальности «Правоохранительная деятельность» заключается в её тесной взаимосвязи с другими областями полицейской и юридической деятельности. Такая взаимосвязь является объединяющей, дополняющей и систематизирующей существующие и новые узкоспециализированные направления подготовки сотрудников полиции. Она определяет содержание образовательных областей, раскрывая сущность обучения сотрудников полиции в реальных политических, экономических и социальных условиях деятельности территориальных органов МВД России.

Связанные в единую систему, отдельные компетенции (знания, умения и навыки) способствуют формированию личности правоохранительного типа поведения - личности сотрудника полиции, а совершенствование профессиональных качеств обеспечивают соблюдение выпускником законности и соответствие антикоррупционной модели поведения.

Развитие профессиональных качеств личности сотрудника полиции, его профессиональных и профессионально-специализированных компетенций необходимо для благополучного развития России. Оно будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов (бакалавров, магистров) в образовательных организациях МВД России.

Основные задачи подготовки сотрудника полиции определяются, исходя из условий обеспечения безопасности личности, общества и государства, развития юридической науки, а также в соответствии с направлениями модернизации профессионального образования в Российской Федерации.

Список литературы

1. Андреев, А. В., Галицков, В. А., Гиздатов, А. Р., Крысанов, А. В., Токарев, Д. С. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел : курс лекций. - М. : ДГСК МВД России, 2015. - 112 с.
2. Буданов, А. В. Личная профессиональная безопасность сотрудников ОВД. - М.: МВД Российской Федерации, 2006. - 220 с.
3. Караяни, А. Г., Цветков, В. Л., Хрусталёва, Т. А., Статный, В. М., Красноштанова, Н. Н. Профайлинг в органах внутренних дел : учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2014.
4. Кузнецов, С. В., Пономарёв, Н. Л. Тактика действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в типовых ситуациях несения службы : учебно-практическое пособие. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. - 96 с.
5. Меньших, В. В., Самороковский, А. Ф. Организация управления и обучения сотрудников внутренних дел действиям в кризисных ситуациях // Математические методы и информационно- технические средства. Труды VII Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012. - С. 63-66.
6. Начальная профессиональная подготовка : учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 480 с.
7. Организация охраны общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых мероприятий : учебное пособие. - М.: ИМЦ ДКО МВД России, 2007. - 240 с.
8. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник : в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Ч. 1. - М.:ДГСК МВД России, 2015 - 232 с.
9. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник : в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Ч. 2. - М.:ДГСК МВД России, 2015. - 320 с.
10. Пьянков О. В., Самороковский А. Ф. Особенности проведения деловой игры с использованием информационных технологий в рамках тактико-специальной подготовки / Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ч. 2. Формирование профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011. - С. 102-107.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 4 (80) 2018 г.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (10.04.2020)
Просмотров: 26 | Теги: полиция, МВД России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь