Суббота, 23.03.2019, 09:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗВИТИИ ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ БАДМИНТОНИСТОВ

Витовский В. С., Нескреба Т.А., Сидоров В.И.

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗВИТИИ ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ БАДМИНТОНИСТОВ

Аннотация: Изучение и выявление наиболее значимых координационных способностей, ловкости и психического функций у студентов, в бадминтоне позволило разработать методику их развития. Доказано, что использование методики в вариативной компоненте учебной программы по физическому воспитанию (в частности, по бадминтону) способствует развитию координационных способностей, ловкости и нормализации психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: бадминтон, коорди наг/ионные способности, психические функции, начальная подготовка.

 

Актуальность. Успешность соревновательной деятельности в игровых видах спорта, которая осуществляется в условиях непосредственного противоборства с активно действующим противником, в значительной мере обусловлено уровнем развития координационных способностей. Не является исключением и бадминтон, специфическими особенностями которого, по мнению ученых и тренеров, являются: высокая точность и скорость выполнения технико- тактических приемов различными способами [1]; быстрая и точная пространственная ориентация на игровой площадке; чрезвычайная вариативность условий, определяемая направлением, скоростью и траекторией полета волана, перемещениями соперника, необходимостью выполнения ударов ракеткой из различных исходных положений в сочетании с перемещениями по площадке, сохранение устойчивого равновесия при передвижении по площадке и ударах по волану [2].

Специфика игровых видов спорта предъявляет высокие требования к развитию координационных способностей и психологических функций организма спортсменов [3, 7].

Поскольку невозможно рассматривать координационные способности в отрыве от структуры психического поведения, их соединенная взаимодействие может рассматриваться как психомоторика [5, 8].

Отличительными чертами игры в бадминтон являются: высокая точность и скорость соответствующих движений, ориентация в пространстве, связанные с деятельностью зрительного, проприоцептивного и других анализаторов. За малый вес волана важнейшим требованием игры является точность проявления мышечного усилия.

В то же время требуется постоянное поддержание на высоком уровне внимания в связи с непредсказуемостью полета волана, а также действиями соперника [6, 7, 10].

Следует отметить, что в системе спортивной подготовки бадминтонистов не выделенный раздел координационной подготовки, тем самым, на наш взгляд, не используется в период, признанный многими авторами сенситивным для развития координационных способностей [4, 9].

Основное содержание работы. Несмотря на особую значимость в бадминтоне высокого уровня координационных способностей, в научно-методической литературе фрагментарно отражены целенаправленные методические подходы к развитию координационных способностей и психических функций, нет сведений о изучение и выявление у юных бадминтонистов на этапе начальной подготовки и особенностей развития общих и специальных координационных способностей в тесной взаимосвязи с психическим поведением (вниманием, мышлением и памятью).

Цель и задачи работы - разработать и выявить эффективность методики развития координационных способностей и психического поведения у бадминтонистов на этапе начальной подготовки.

Методы, организация исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое контрольное тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования и их обсуждения. Для выявления наиболее значимых координационных способностей и психических функций для бадминтонистов на начальном этапе подготовки было проведено анкетирование 10 тренеров и 30 спортсменов высокой квалификации (по разработанной нами анкете). Распределение происходило по местам, в зависимости от их значимости в бадминтоне. Каждой способности и психической функции нужно было определить место в ряду других координационных способностей и психического поведения. За 1-е место присваивалось 12 баллов, за 2-е - 10, 3-е - 8, 4-е - 6, 5-е - 4, за 6-е место давалось 2 балла. В исследовании приняли участие 113 человек в возрасте от 17 до 22 лет, занимающиеся в секции бадминтона. Исследование проводилось на базе Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (ДонНМУ), на кафедре физического воспитания.

Анализ результатов анкетирования тренеров по бадминтону и бадминтонистов высокой квалификации на этапе начальной подготовки показал, что наиболее значимой в бадминтоне координационным способностью является реагирующая способность (1-е место), 2-е место занимает способность к пространственной ориентации, 3-е - способность к кинестетического дифференцирования; далее места распределились в следующей последовательности: способность к перестроению движений, способность к сохранению равновесия, ритмическая способность. Среди психических функций наиболее значимой на данном этапе подготовки является внимание (1-е место), на 2-м месте после внимания идет мышления; и на 3-м - память и далее в следующей последовательности: ощущение и восприятие, воображение, речь (табл. 1).

Данные анкетирования были использованы при разработке тестирующей и обучающей частей методики развития разных видов координационных способностей и психическое поведение у бадминтонистов на этапе начальной подготовки. За основу были взяты координационные способности и психическое поведение, которые по данным исследования оказались наиболее значимыми для бадминтона.

Была проведена серия поисковых экспериментов для разработки методики развития координационных способностей и психического поведения у бадминтонистов во время тренировочного процесса: способность к пространственной ориентации, ритмическая способность, способность к кинестетического дифференцирования, реагирующая способность, способность к перестроению движений. В психическое поведение входит: память, воображение, внимание, речь, мышление, ощущение и восприятие. В процессе исследований были разработаны комплексы физических упражнений, получена информация о необходимости продолжительности их влияния на организм студентов- спортсменов и обоснована эффективность взаимосвязи координационных способностей с психического поведения.

Распределение координационных способностей и психических функций по местам в зависимости от степени их значимости в бадминтоне на этапе начальной подготовки (результаты анкетирования). Методика состояла из тестирующей и обучающей частей. В тестирующей части оценивался уровень развития координационных способностей и психических функций. Учебная часть состояла из блоков, которые в свою очередь содержали в себе комплексы упражнений, направленные на развитие общих и специальных координационных способностей, а также отдельных психических поведений с учетом специфики вида спорта. Данная методика использовалась в вариативной компоненте тренировочного занятия. Процентное соотношение вариативной компоненты общего времени тренировочного занятия было следующее: во вступительной части занятия - 45%, в основной - 25%, в заключительной - 33%.

В каждое занятие включались 3 блока упражнений: 2 блока на развитие координационных способностей и психического поведения, 1 блок на развитие гибкости. Блоки на развитие той или иной координационной способности, а также блок на развитие гибкости включались в соответствии со схемой распределения материала по занятиям. Программа выглядела так: блок упражнений для развития реагирующей способности и психического поведения; блок упражнений для развития способности к сохранению равновесия и психических функций; блок упражнений для развития способности к ориентации в пространстве и психического поведения; блок упражнений для развития кинестетической способности и психического поведения; блок упражнений для развития координации движения рук и психического поведения; блок упражнений для развития гибкости.

Все комплексы упражнений примерно идентичны по объему и интенсивности нагрузки, одинаковы по времени выполнения (7-10 мин). Количество повторений упражнений для бадминтонистов варьировалось от 2 до 10 раз.

При проведении педагогического эксперимента в группах начальной подготовки первого года обучения бадминтону были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В экспериментальной группе, в вариативной компоненте, применялась методика развития координационных способностей и психического поведения. Контрольные группы занимались по учебной программе для ДонНМУ по бадминтону, но вариативная компонента была представлена игровой и соревновательной деятельностью. Педагогический эксперимент осуществлялся в течение 5 месяцев.

В результате применения разработанной методики развития координационных способностей и психического поведения у бадминтонистов экспериментальной группы произошли следующие темпы прироста:

Высокие темпы прироста (62%-100%) специальных координационных способностей были выявлены в реагирующие способности и способности к ориентации в пространстве; средние (35%-38%) - в способности к кинестетического дифференцирования. Очень высокие темпы прироста в реагирующей способности, вероятно, связаны с тем, что на начальном этапе в рассматриваемых тестах уровень развития данных координационных способностей соответствовал очень низкому уровню.

Результаты тестирования специальных координационных способностей бадминтонистов до и после педагогического эксперимента.

Примечание: 1 - данные до эксперимента, 2 - данные после эксперимента, * - достоверность различий при р <0,05.

Темпы прироста психических функций составили: устойчивость внимания - 27%; кратковременная зрительная память - 19%; вербально-логическое, оперативное мышление - 26%.

Вместе с тем, в контрольной группе отмечались низкие темпы прироста развития психического поведения, различия до и после эксперимента недостоверны (р>0,05). Прирост специальных координационных способностей был значительным, однако ниже, чем у испытуемых экспериментальной группы, различия до и после эксперимента достоверны (р<0,05).

Результаты исследований. Таким образом, вышеперечисленные данные свидетельствуют о том, что применение разработанной методики в вариативной части тренировочного занятия в контексте учебной программы является важным и обоснованным фактором гармонизации физического состояния бадминтонистов.

Эффективность методики была подтверждена и проводимыми соревнованиями, занимающиеся в экспериментальной группе в целом занимали выше места, чем те, что занимаются в контрольной группе. За соответствующее место давалось соответствующее количество баллов. За 1-е место - 1 балл, за 2-е - 2 балла и т.д..

Выводы. В ходе работы были выявлены наиболее значимые специальные координационные способности и психические поведения, был разработан комплекс специальных тестов для оценки уровня развития координационных способностей, теоретически и экспериментально обоснована методика сопряженного развития координационных способностей и психическое поведение у бадминтонистов на этапе начальной подготовки.

Литература

1. Валеев Ф.Г. Индивидуализация подготовки бадминтонистов с учетом силы нервной системы / Ф.Г. Валеев, A.Л. Попов // Бадминтон. - 1977. - № 17. - С. 49¬69.
2. Валеев Ф.Г. Быстрая игра бадминтониста / Ф.Г. Валеев, A.Л. Попов // Бадминтон. - 1979. - № 15. - С. 3-5.
3. Валеев Ф.Г. Сила нервов / Ф. Г. Валеев // Спортивные игры. - 1987. - №7. - С. 7-10.
4. Горская И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография / И.Ю. Горская, ДА. Суяигулова; СибГАФК. - Омск, 2000. - 212 с.
5. Ильин Е. П. Дифференциальная психология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.-261 с.
6. Лифшиц В.Я. Бадминтон / В.Я. Лифшиц, А.В. Галицкий - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 148 с.
7. Маркое И.Б. Психофизические особенности занимающихся и оптимизация структуры тренировочного процесса в спортивных играх / И.Б. Маркое // Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных спортсменов: сб. науч. ст. - Алма-Ата, 1991. - С. 20-27.
8. Озеров В. П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. — Дубна: Феникс, 2002. - 320 с.
9. Сидоров И.П. Техника игры в бадминтон и некоторые предпосылки к ее успешному освоению на этапе начальной базовой подготовки // Педагопка псих, та медико-бюлог. проблеми ф1зичн. виховання i спорту: 36. наук. пр. - Донецьк, 2004. - С. 350-355.
10. Шиян В. Комплексная система тестов оценки перспективных возможностей бадминтонистов на этапе специализированной базовой подготовки // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХХПИ. - Харьков, 2001. -№3. - С. 16-20.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (29.01.2019)
Просмотров: 28 | Теги: бадминтон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь