Пятница, 20.07.2018, 06:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Влияние предстартовых психических состояний на результативность соревновательной деятельности в стендовой стрельбе

М.В.Дедловская, Л.Т.Миннахметова

Влияние предстартовых психических состояний на результативность соревновательной деятельности в стендовой стрельбе

Аннотация. В статье представлены результаты оценивания спортсменами эмоциогенности факторов психических состояний перед соревнованиями, которые влияют на результативность соревновательной деятельности в стендовой стрельбе. Авторами разработаны общие практические рекомендации по оптимизации предстартовых психических состояний спортсмена в условиях соревнований и приемы для каждого типа предстартовых психических состояний.

Ключевые слова: предстартовые психические состояния, психологическая подготовка, соревновательная деятельность, стендовая стрельба.

 

Психическая нагрузка в современном спорте высших достижений достаточно велика. Восприятие спортсмена, внимание, память, особенности мышления, черты характера играют огромную роль в достижении спортивного успеха. При анализе содержания подготовки стрелков необходимо учитывать не только физиологическую стоимость отдельных упражнений, но и ту степень психической нагрузки стрессового характера, которую испытывают спортсмены в процессе подготовки к турниру. Физиологический компонент стресса определяют значительные по объему и интенсивности физические нагрузки, а также неизбежные тренировки на фоне недостаточного восстановления. Психический компонент стресса определяется длительностью подготовки к турниру, его значимостью, условиями жесткой конкуренции в команде. Стрессорами в одинаковой степени могут быть как условия деятельности стрелка, так и предстартовая ситуация, когда формируется установка на предстоящую деятельность и спортсмен осознает характер психических барьеров, которые необходимо преодолеть в предстоящем соревновании. Изучение психических состояний, несмотря на множество теоретических и прикладных исследований, на данный момент имеет достаточно большое количество не решенных проблем. К таковым можно отнести не только отсутствие единой классификации, структуры психических состояний, но также отсутствие более или менее общепринятого определения самого понятия «психическое состояние», причем на это обстоятельство указывают многие исследователи [1, 4, 5]. Соответственно, «отсутствие достаточно разработанной теоретической и методологической основы проблемы психических состояний человека неизбежно снижает уровень прикладных исследований их» [2, 3, 6, 7].
Психические состояния необходимо исследовать только при условии изучения их факторов (или детерминант, оказывающих влияние на психическое состояние человека) и результатов деятельности, на которые психические состояния оказывают прямое влияние.

Проведя анализ всех известных определений, можно считать наиболее верным следующее определение данного понятия: психическое состояние — это психическое явление, имеющее свою ярко выраженную специфику относительно психических процессов и свойств личности, возникающее в результате действия на индивида комплекса факторов (объективных и субъективных), проявляющееся в совокупности переживаний и оказывающее прямое влияние на процесс и результат осуществляемой индивидом деятельности. Исследованию психических состояний в спорте, особенно предстартовых состояний спортсмена, посвящено огромное количество литературы. Некоторые авторы весьма обоснованно рассматривали психическое состояние спортсмена в качестве фактора соревновательной успешности [6, 7]. Представляется удивительным тот факт, что данная проблема, несмотря на ее практическую значимость, является не изученной, тогда как факт сильного влияния психического состояния и необходимость
изучения состояний спортсменов отмечали многие исследователи [1, 2]. Таким образом, в настоящее время существует объективное противоречие между влиянием предстартовых психических состояний на успешность соревновательной деятельности спортсмена, с одной стороны, и недостаточностью экспериментальных данных по оценке влияния предстартовых психических состояний спортсменов на соревновательный результат в стендовой стрельбе, с другой.

С учетом задач психологической подготовки в стендовой стрельбе нами разработаны общие практические рекомендации по оптимизации предстартовых психических состояний спортсмена в условиях соревнований и отдельно приемы для каждого типа предстартовых психических состояний

Общие практические рекомендации по оптимизации предстартовых психических состояний:
— Целесообразно обучить спортсменов аутогенной тренировке, а также другим психотерапевтическим методам: внушенному сну, гетеротренингу. Может оказаться, что некоторые показатели предсоревнователь- ных психических состояний выражены недостаточно.

В этом случае, целесообразно использовать приведенные выше состояния «наоборот», например, не снижать уровень мотивации, а поднимать его.

— Поскольку состояние уверенности является своеобразной основой для формирования других предсо- ревновательных психических состояний, то целесообразно сосредоточиться на ее регуляции. Кроме всего перечисленного можно использовать психологическое собеседование, приемы рациональной терапии (когда спортсмену в ненавязчивой форме доказывают, что, например, данного соперника можно победить относительно легко или, наоборот, чрезвычайно сложно) и другие приемы.

— По отношению к спортсменам использовать экспресс-методики диагностики предсоревновательных психических состояний и строить работу по их регуляции на основании порученных данных. Такая психодиагностика поможет выявить спортсменов как с чрезвычайно низкими значениями состояний настроения и активности, так и с чрезвычайно высокими — эмоционального возбуждения, тревожности, уверенности.

— В подготовительном периоде на отборочных соревнованиях моделировать условия соревновательной деятельности и психологической предсоревнователь- ной обстановки.

— В процессе специальной психологической подготовки информировать спортсменов не по всем условиям соревновательной деятельности и психологической предсоревновательной обстановки (т.е. не расширять их когнитивную сложность). Зато каждое из известных спортсмену условий соревнований, которые могут выступить как факторы, чрезмерно влияющие на уровень эмоционального возбуждения, необходимо «проработать» (найти средства их ликвидации, нейтрализации или адаптации к ним).

При предстартовой лихорадке рекомендуется применять: метод саморегуляции (переключение мыслей на технику выполнения действия, а не на результат, переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоции, самоубеждение, самоприказы); приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на снижение уровня возбуждения; комплекс на расслабление мускулатуры лица. При предстартовой апатии рекомендуется применять приемы для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед выступлением: словесные воздействия; приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на повышение уровня возбуждения; комплекс упражнений на регуляцию дыхания. Для поддержания состояния оптимальной боевой готовности применяется комплекс на визуализацию (упражнения «сюжетного воображения», «вдохновения»), упражнения на самопрограммирование и идеомоторная тренировка.

В исследовании приняли участие спортсмены группы начальной подготовки (ГНП), которые занимаются РСДЮШОР по стендовой стрельбе на комплексе ССК «Свияга» в количестве 16 человек. Результаты оценивания спортсменами эмоциогенности факторов психических состояний перед соревнованиями позволяют заключить, что уровень влияния перечисленных факторов до эксперимента находился на уровне ниже среднего, а после эксперимента снизился до низкого уровня. Фактором, который оказывает наибольшее воздействие на эмоциональное состояние спортсменов-стрелков перед соревнованиями был выделен — «Личная значимость соревнований», а наименьшее — «Плохое настроение и неуверенность тренера». Анализируя экспериментальные данные, можно отметить, что средние значения у испытуемых в таких показателях, как экстраверсия/ интроверсия составляет 11,06, что говорит о склонности спортсменов-стрелков к интроверсии. Интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

По показателям нейротизма среднее значение находится в пределах 12,56, что говорит об его высоком уровне (таб. 1). Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз. После проведенного нами пе
дагогического эксперимента показатели нейротизма снизились и стали соответствовать среднему уровню.

По результатам самооценки психических состояний до и после эксперимента можно сделать следующие выводы, что все изучаемые показатели (нейро- тизм, фрустрация, агрессивность, ригидность) после эксперимента достоверно снизились. По показателям тревоги спортсмены-стрелки до эксперимента имели показатели 12,87 балла, что свидетельствует о высоком уровне тревожности, после эксперимента тревожность снизилась до оптимального уровня в 7,93 балла (табл. 1). На рисунке 1 представлено соотношение спортсменов с различными типами предстартовых психических состояний за 15-20 минут до выхода на площадку.

Нами были проанализированы положительные (боевая готовность) и отрицательные (предстартовая лихорадка, предстартовая апатия) психические состояния. По своему выражению во время соревнований отрицательные психические состояния составляют: 25% испытуемых находятся в состоянии предстартовой апатии, 25% — в состоянии предстартовой лихорадки, 50% — в состоянии боевой готовности, что говорит о готовности спортсменов к выступлению на соревнованиях.

После применения в процессе подготовки к соревнованиям предложенных нами рекомендаций соотношение спортсменов с различными типами предстартовых психических состояний изменилось (рис. 2). После проведенного педагогического эксперимента во время соревнований отрицательные психические состояния по своему выражению распределились следующим образом: 12% испытуемых находятся в состоянии предстартовой апатии, 13% — в состоянии предстартовой лихорадки, 75% — в состоянии боевой готовности, что говорит о том, что использование в соревнованиях рекомендаций по оптимизации предстартовых состояний позволяет повысить готовность спортсменов к выступлению на соревнованиях.

Таблица 1.
Показатели свойств личности спортсменов-стрелков до и после педагогического эксперимента, баллы

Рис.1. Соотношение спортсменов с различным типом предстартовых психических состояний до эксперимента,%

Рис. 2. Соотношение спортсменов с различным типом предстартовых психических состояний после эксперимента,%

Таким образом, результаты оценивания спортсменами эмоциогенности факторов психических состояний перед соревнованиями позволяют заключить, что уровень влияния перечисленных факторов до эксперимента находился на уровне ниже среднего, а после эксперимента снизился до низкого уровня.

Литература:

1. Бурцев, В. А. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни / В. А. Бурцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.— 2008.— № 6.— С.16-18
2. Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов // Фундаментальные исследования, 2015. — № 2. — Ч.11. — С.2450- 2454.
3. Бурцев, В. А. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев,
Е. В. Бурцева, Е. Н. Симзяева.— № 2.— Ч. 2. Режим доступа: http://www.science-education.ru
4. Бурцев, В. А. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом спортивной квалификации / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, В. Т. Ни- коноров// Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.2.— С.369-373.
5. Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования. —2015.— № 2. Ч.23.— С.5178-5182.
6. Драндров, Г. Л. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, е, В. Бурцева // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий» Казань. № 3 (31). 2012. С.140-146.
7. Зотова, Ф. Р. Коррекция психического состояния подростков средствами физической культуры / Ф. Р. Зотова, Б. М. Иванов, И. Г. Герасимова // Теория и практика физической культуры.— 2009.— № 5.— С. 83-87.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (02.07.2018)
Просмотров: 21 | Теги: предстартовые | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь