Воскресенье, 04.12.2016, 17:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках физичес

Н.С.Старков

Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках физической культуры

Актуальность. Известно, что показатели физического развития детей с умственной отсталостью отличаются от показателей здоровых детей. Так же физическое развитие детей с умственной отсталостью проходит медленнее, чем у нормальных детей. Это говорит о том, что функциональное развитие таких детей не проходит без дефектов, так как умственно отсталые дети имеют резкие колебания работоспособности, быструю утомляемость, неустойчивость в эмоционально - волевой сфере, что впоследствии влияет на их социальную интеграцию в общество. Поэтому актуальным становится достижение умственно отсталыми детьми такого уровня физического развития, который позволит им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.

Установлено, что по большинству показателей базовых координа¬ционных способностей дети с аномалиями развития отстают от параметров здоровых сверстников, причем наиболее значимые отклонения выявлены в младшем школьном возрасте.

При всём многообразии средств развития координационных способностей на наш взгляд одним из наиболее эффективных являются подвижные игры, т.к. их применение на уроках физической культуры позволяет комплексно решать проблемы развития координационных способностей умственно отсталых детей.

По уровню сложности наиболее доступными для детей с умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры.

Сюжетные игры должны опираться на имеющийся опыт детей, что обеспечивает понимание ими их содержания. В связи с этим целесообразно выбирать такие игры, которые соответствуют их представлениям об окружающей жизни.

Цель исследования - изучить влияние подвижных игр на развитие координационных способностей младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи:
- Анализ научно-методической и специальной литературы по теме исследования.
- Определить исходный уровень развития координационных способностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
- Разработать перечень сюжетных подвижных игр и экспериментально проверить эффективность их применения на уроках физической культуры детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

База исследования: Елечейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида (для детей с умственной отсталостью)

В исследовании принимали участие 10 умственно отсталых детей в возрасте 11 -12 лет: 5 детей экспериментальной группы - 4 «а» класс и 5 человек контрольной группы - 4 «б» класс (Полный список представлен в приложении 2).

Основным направляющим фактором в процессе физической подготовки является контроль над развитием двигательных способностей. В результате был разработан комплекс контрольных тестов, который характеризует уровень развития координационных способностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста (приложение 3): слайд №
- Челночный бег 3х10м;
- Метание малого мяча в цель;
- Полоса препятствий.
Результаты констатирующего этапа представлены на слайде №

Уроки физической культуры проходили 3 раза в неделю. В экспериментальной группе мы использовали во всех частях урока сюжетные подвижные игры разной интенсивности и направленности, с элементами новизны: в подготовительной части урока - в качестве разминки, в основной части - для решения образовательных задач и развития физических качеств, в заключительной - для восстановления организма. А контрольная группа умственно отсталых детей занималась по традиционной схеме урока физической культуры.

Апробировано 26 разнообразных подвижных игр (приложение 4), рекомендованных в литературе для работы с детьми данного возраста с нарушениями в развитии.

Главными критериями при отборе игр были: новизна, эмоциональность, доступность, простота движений, полезность с точки зрения компенсации и коррекции вторичных нарушений, а также собственное отношение детей к каждой игре.
После проведения формирующего эксперимента, который длился с сентября 2012 по январь 2013 года, в конце января с детьми обеих групп по тем же методикам был проведен контрольный эксперимент.

Результаты тестирования уровня развития координации движений до и после эксперимента были статистически обработаны (приложение 4), средние значения представлены в таблице 7: слайд №

В контрольном упражнении «челночный бег 3*10м» в контрольной группе результаты улучшились на 1% (0,1с), а в экспериментальной - на 4% (0,4с).

Результаты метания в цель: количество баллов в контрольной группе уменьшилось на 3% (-0,4 балла), а дети экспериментальной группы стали метать точнее на 8% (+ 1балл).

Время преодоления полосы препятствий детьми контрольной группы улучшилось на 9% (1,5с), а в экспериментальной - на 7% (1,02с), но в целом результат выполнения контрольного упражнения лучше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (в среднем 13,2с и 14,6с соответственно).

Заключение

Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико- психопатологического состояния детей, поэтому специалисту адаптивной физической культуры для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать характерные проявления основного дефекта, особенности физического, психического, личностного развития данной категории детей.

Анализ литературы позволяют сделать вывод о том, что занятия физической культурой значительно влияют на совершенствование двигательной сферы аномальных детей, раскрытие их потенциальных возможностей при условии, что они направлены на устранение вторичных моторных нарушений с помощью стимуляции процессов коррекции и компенсации. Физические упражнения должны быть адекватно подобраны с учетом вида аномалии, уровня физического развития и подготовленности, темпов биологического созревания организма, сенситивных периодов развития, особенностей познавательной и поведенческой сферы детей с нарушением интеллекта.

Активное целенаправленное воздействие на поврежденный анализатор или отдел ЦНС с помощью физических упражнений в сочетании с двигательными заданиями, воздействующими на другие анализаторы, ведет к улучшению координации работы всех сенсорных систем.

Дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта имели низкий исходный уровень развития координационных способностей по всем контрольным упражнениям.

Уроки физической культуры проводились 3 раза в неделю. На каждом уроке были выбраны и включены различные подвижные игры, что дала положительные результаты на развитие координационных способностей.

Использование разработанной нами системы работы с включением подвижных игр на уроках физической культуры способствует эффективному развитию координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Итак, поставленные задачи достигнуты, выдвинутая нами гипотеза, в ходе проведения экспериментальной работы подтвердилась.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.08.2016)
Просмотров: 77 | Теги: Подвижные игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016