Понедельник, 27.05.2019, 05:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАТЕГОРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЦАРСКОЙ РОССИИ

О.В.Малащенкова

ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАТЕГОРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЦАРСКОЙ РОССИИ

АННОТАЦИЯ. В статье сфокусировано внимание на особенностях формирования понятия и функционирования экологической ответственности на основе религиозных и нравственно-этических регуляторов в царской России.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологическая ответственность, нормы морали, религиозные регуляторы, нравственно-этические регуляторы общественных отношений.


Человек нуждается в регуляции своего поведения со стороны различных общественных институтов. В качестве таковых могут выступать нормы морали, нравственно-этические компоненты, религиозные институты.

Необходимо обратить внимание на то, что перечисленные нравственно-этические регуляторы зачастую складывают не только мировоззренческие особенности как конкретного индивида, так и общественных групп в целом, но и правовые, обязательные к исполнению, группы регуляторов, которые зачастую могут складываться в правовые институты и даже отрасли права.

Интересным представляется мнение О.Г. Дробницкого , выделяющего три элемента нормативной регуляции: религию, мораль и право. При этом ученым установлено, что каждый из регуляторов имеет собственный объект регуляции, способ «понуждения» и форму сознания. Однако, необходимо отметить, что все указанные регуляторы имеют разную степень нормативности, безусловно, оказывая значительное влияние на систему нравственно-этических и правовых норм.

Автор настаивает на том, что указанные О.Г. Дробницким регуляторы, взаимодействуя, оказывают сильное влияние на формирование норм друг друга, но в то же время, зачастую, они вступают в конфликт, формируя, таким образом, свой особенный результат, в настоящее время чаще всего выраженный нормами права, как самыми жесткими регуляторами, за неисполнение требований которых возможно наложение различных форм юридической ответственности.

Влияние рассматриваемых регуляторов на складывающуюся систему норм бесспорно. Это объясняется необходимостью следования социальному заказу общества при формировании нормативных регуляторов различных правоотношений. Особенно интересной сферой в данном контексте является формирование отношения к природе в целом и отдельным компонентам окружающей среды в частности. При этом стоит обратить внимание на то, что период дореволюционной России характеризуется довольно активным влиянием нравственно-этических регуляторов на поведение населения. Кроме того, указанные идеологические регуляторы зачастую выступали партнерами государства при формировании необходимой публичной структуры модели поведения основной массы индивидов.

Различные публичные структуры через систему морально-нравственных и религиозных регуляторов формировали необходимость бережного отношения к природе, ее ресурсам. Практически весь дореволюционный период Российского государства характеризуется активным влиянием религиозного убеждения на население. В период становления Киевской Руси это были языческие культы, после принятия православия - влияние церковных канонов. Зачастую оба этих регулятора функционировали одновременно, параллельно формируя рамки поведения населения и определяя отношение к природным богатствам.

Весь период своего существования человечество меняло свое отношение к природе и ее компонентам, что имело отражение в процессе формирования как морально-нравственных, так и правовых регуляторов. На начальном этапе становления и развития государственности на территории российского царства отношение человека к природе было сформировано на основе мощного влияния языческого культа, который определял превалирование сил природы над человеком. Это порождало особое бережное отношение к окружающей среде, в которой человек представлялся лишь мелкой единичной составной частью. Для рассматриваемого этапа характерно одухотворение природы. Однако ошибочным можно считать мнение о том, что подобное мировоззрение сопровождало население Российского государства только до принятия христианства. Самобытность народностей, населяющих страну, определяется тем, что до сих пор существуют системы верований, которые можно характеризовать в контексте настоящей работы как «экологические практики». К этой категории можно отнести, например, шаманизм, который практикуется некоторыми народностями Севера. Обожествляли природу и буряты, просившие у сил природы плодовитости, здоровья, благополучия .

По мнению И.В. Юдина и М.В. Рыбакова , влияние на формирование подобных регуляторов и их успешное функционирование на протяжении столетий оказывают природные условия, в которых осуществляют традиционную жизнедеятельность народности, эксплуатирующие подобные экологические практики как форму регуляции общественных отношений.

Кроме того, подобное поведение, выраженное в эксплуатации специфичных экорегуляторов, уже после принятия христианства, на территории европейской части царской России, характерно для сельского населения. Так, крестьяне Вятского края строго соблюдали периоды сбора хмеля, нарушение которых подвергалось наказанию, в отсутствии существовавших по этому вопросу правовых регуляторов. А запорожские казаки самостоятельно, без государственного принуждения, занимались высадкой лесонасаждений в низовьях Днепра . Характерно для царской России и существование общественных регуляторов, ограничивающих сбор растительных ресурсов во времени, на определенной территории и в соответствии с характерными, не установленными правовыми нормами объемами. Аналогично регулировался промысел диких животных .

Особое внимание в контексте рассматриваемого вопроса необходимо уделить взаимосвязи религиозных регуляторов общественных отношений в области охраны окружающей среды. При этом, несмотря на то, что практически во всех религиях эксплуатировались вопросы отношений человека и природы, каждая из них имела свою специфику. Общей идеей модулировалось отношение «не навреди» при неизбежной эксплуатации компонентов окружающей среды. В.Е. Борейков указывал, что к числу религий, пропагандирующих и устанавливающих регуляторы бережного отношения к природе, относятся ряд восточных религий и религиозно-философских течений (среди которых актуальной для царской России можно выделить, к примеру, буддизм, исповедуемый калмыцким населением), язычество и ислам . При этом стоит отметить, что христианство здесь не упоминается умышленно. Существует довольно устойчивое в научной среде мнение о том, что иудео-христианская традиция в настоящее время привела мир к глобальному экологическому кризису (Э. Фромм, А. Тойнби, Л. Уайт) . При этом акцент ставится на том, что именно христианство установило статус человека как «хозяина природы», что сформировало морально-нравственные регуляторы в плоскости неограниченного использования природных ресурсов.

В царской России православие выступало довольно жестким регулятором различных общественных отношений. Отдельные регуляторы прослеживались и в области охраны окружающей среды. Разумеется, церковь не имела возможности эксплуатировать меры юридической ответственности, однако через призму функционирования специфичных ограничительных мер, рассматриваемый институт применял способы влияния на систему природопользования православных. Так можно привести практические способы решения проблем отношений человек-природа: «Похулившее что-либо: дождь или снег, тварь ли божию, - да имеет епитимью: три дня сухо да ястъ, поклона же двадцать пять» .

Необходимость и возможность в соответствии с нормами Священного Писания эксплуатировать природные компоненты определял и В.С. Соловьев, указывая, что обладать природными ресурсами, использовать их «не значит злоупотреблять природой, истощать и разрушать ее, а значит улучшать ее, вводить ее в большую силу и полноту бытия» .

Предоставляя в системе морально-нравственных ценностей право претендовать на природные ресурсы, русское православие, представленное неким симбиозом христианских и языческих ценностей в части отношения к окружающей среде, определяло принцип «не навреди», который в настоящее время трансформировался в комплекс нормативно-определенных регуляторов по рациональному использованию природных ресурсов.

Существование подобного отношения к природе именно в царской России объясняется сложными природными условиями, в которых приходилось существовать населению. Именно по этой причине бережное отношение к природе и ее богатствам могло гарантировать возможность элементарного жизнеобеспечения населения.

Представленная система ценностей автоматически была трансформирована в комплекс религиозных регуляторов, способствующих развитию центральной идеи охраны окружающей среды и места человека в природе именно в царской России, где сложилась своя, отличная от иных проявлений Православия на других территориях система морально-нравственных ценностей, определяющих порядок экологопользования, бережного отношения к природе. Доказательством особого отношения к природным богатствам и окружающей среде служит преемственность языческих праздников, интерпретированных российским православием, посвященных природным явлениям и богатствам, определяющим особое отношение к окружающей среде.

Анализ воздействия религиозных регуляторов на формирование отношения к окружающей среде позволяет определиться с тем, что в представленной сфере имеет место быть своя особенная форма экологической ответственности. При этом стоит отметить, что терминология юридической и теологической, экологической ответственности различны по содержательной части и форме выражения. Религиозная экологическая ответственность - это форма функционирования морально-этических и нравственных регуляторов, реализуемых в области экологических общественных отношений, связанная с воздействием на поведение человека в отношении природных ресурсов, направленная на необходимость держать ответ за содеянное перед самой природой, собой, обществом, Богом.

Источником и формой такой ответственности, как правило, выступали не сами по себе верования, а тексты священных писаний и комментарии к ним, воздействие на человека которых в период царской России было достаточно велико. Это объясняется тем, что религия будет иметь огромный регуляторный потенциал в том случае, когда окружающий человека социум будет состоять преимущественно из религиозных людей (воздействие будет больше, в случае если все они будут единоверцами). Именно по причине совпадения факторов воцерковления значительной части населения царской России и сформирован- ности религиозных норм ответственности за ненадлежащее воздействие на компоненты окружающей среды и позволяет говорить о функционировании религиозной экологической ответственности в дореволюционной России.

Религиозные нормы несут в себе огромнейший регулятивный потенциал, который был особенно ярко продемонстрирован в допетровский период, когда правосознание основного населения, в силу низкого уровня грамотности и иных социально-экономических условий, не позволяли массово повышать правовую в целом и эколого-правовую культуру в частности.

 

Библиографический список

1. Бодров В.А. Степное лесоразведение: Исторический очерк // Природа. № 12. 1949.
2. Борейко В. Е. Экологическая этика и религия // Экологическая этика: научно-образовательный ресурсный центр. http://ecoethics.mrsu.ru/
3. Громыко М.М. Духовная культура русского крестьянства // Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 4. / Под ред. Б.А. Рыбакова. М., 1990.
4. Дробницкий О.Г. Моральная философия: избр. труды / Сост. Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002.
5. Коваль Е.А., Якина Л.А., Курмаева К.К. Право, мораль и религия как способы нормативной регуляции отношения человека к природе // Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 12-1 (38). 2013.
6. Особенности этноэкологических традиций народов Бурятии // Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития / Под ред. Л.В. Потапова, К.Ш. Шагжиева, А.А. Варламова. М., 2000.
7. Соловьев, В. С. Сочинения / В. С. Соловьев. В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. I.
8. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: философские очерки. Красноярск: СИБУП, 2003.
9. Юдин И.В., Рыбаков М.В. Экологические образы в религиозно-коммуникативном контексте: от мифологии к первым религиозным системам // Вестник университета (Государственный университет управления). № 3. 2012.

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института" № 4 (59) 2016


Категория: Экология | Добавил: x5443 (15.05.2019)
Просмотров: 13 | Теги: Экологическая, охрана окружающей среды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь