Суббота, 10.12.2016, 00:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ-ВРАТАРЕЙ

А.В.Никитин

ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ-ВРАТАРЕЙ

В статье предпринята попытка разработки методики формирования технико- тактических двигательных действий юных вратарей на основе моделирования условий соревновательной деятельности. Также рассматривается влияние данной методики на показатели специальной физической и технической подготовленности юных футболистов-вратарей.

Ключевые слова: технико-тактические двигательные действия, юные футболисты-вратари, технические приемы, условия соревновательной деятельности.

 

Игровая деятельность вратарей в футболе требует проявления специфических качеств: быстроты и точности реакций на движущийся объект, простых и сложных сенсомоторных реакций, точности дозирования мышечных усилий и прыгучести [1, 7]. Систематические занятия футболом ведут к уменьшению времени сложной двигательной реакции вратаря, особенно в условиях быстрого перемещения мяча [2, 3, 5].

В основе технико-тактических двигательных действий вратаря лежит, прежде всего, реагирование на изменение ситуации, условий игровой деятельности [2, 4, 6]. Широкое разнообразие технико-тактических двигательных действий футболиста- вратаря позволяет успешно решать ситуационные двигательные задачи [4, 6, 7].

Наряду с технико-тактической подготовкой юных футболистов-вратарей следует уделять внимание и физической подготовке, которая включает в себя все базовые качества, необходимые для успешного овладения технико-тактическими действиями [2, 4, 7].

Исходя из вышесказанного, мы предприняли попытку разработки методики формирования технико-тактических двигательных действий юных вратарей на основе моделирования условий соревновательной деятельности.

Формирование технико-тактических двигательных действий у вратаря на основе моделирования условий и ситуаций соревновательной деятельности осуществлялось поэтапно. Первый этап такой подготовки был направлен на развитие у занимающихся качеств и способностей, лежащих в основе успешных технико-тактических двигательных действий. Использовали различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции, ориентировки и ответных действий, а также сообразительности и наблюдательности, умения переключаться с одних действий на другие.

Второй этап представлял собой формирование технико-тактических двигательных умений и навыков в процессе обучения вратарей техническим приемам. Обучение планировалось так, чтобы в игровых эпизодах сопряженно проявлялось единство физических способностей, сформированность технических и тактических характеристик. Достигалось это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим вратарским приемом - его «соединяли» с физическими качествами и способностями, обусловливающими успех технико-тактических двигательных действий. Во-вторых, на основе усложнения упражнений, чтобы они способствовали формированию тактических умений.

В процессе формирования технико-тактических двигательных действий основную роль играли не простота и сложность упражнения и не его общеизвестность, а экспромтность. Техническая задача решалась при помощи упражнений, направленных на развитие тех психических качеств, которые служат компонентами тактических характеристик. При таком направлении тренировки вратари не только обращали внимание на выполнение задания с высоким техническим мастерством, но и обучались синтезировать элементы техники в единое целое и рационально применять их в определенном игровом эпизоде.

Данный подход способствовал формированию технико-тактических двигательных действий, рациональному выбору элементов техники, необходимых для конкретной игровой ситуации. Такие игровые условия дают возможность вратарю применить технический элемент не механически, а творчески. Это позволяет формировать у занимающихся умений ориентироваться в тактических ситуациях игры в воротах. В процессе обучения и тренировки технические элементы постепенно усложняются, создавая условия для развития (формирования) специфического мышления вратаря. Спортсмены, выполняя технический элемент, проявляют в создавшейся ситуации и большую находчивость, которая способствует эффективной игровой деятельности [2].

Третий этап формирования технико-тактических двигательных действий включает игровые упражнения, игровые эпизоды и условия, в которых моделируется соревновательная деятельность, применяется двусторонняя игра.

При подборе таких специфических средств и условий тренировки вратарей мы опирались, с одной стороны, на принцип соответствия тренировочных заданий соревновательной деятельности, с другой стороны, - на принцип ведущих факторов, сущность которого состоит в тренировке систем и функций организма спортсмена, несущих основную физическую нагрузку в соревновательных упражнениях.

В этом случае тренировочный процесс является моделью игровых действий вратаря, которая включала тренировочные задания, направленные на совершенствование технико-тактических двигательных действий при игре в воротах, игре на выходах и организации атаки.

Формирование технико-тактических двигательных действий вратаря проводилось в основном в неожиданных условиях и ситуациях. Для этой цели использовали тренировочные средства, позволяющие усложнять тренировочные задания за счет сокращения лимита времени на подготовку и осуществление ловли или отбивание мяча. Тренировочные задания, приближенные к игровой обстановке, усложняли за счет увеличения скорости полета мяча, внезапности его появлении, сокращения дистанции, многократности ударов в различных вероятностных условиях.

Экспериментальная проверка эффективности разработанной нами методики показала следующее. Показатели физической подготовленности и коэффициенты вариации у футболистов-вратарей экспериментальной и контрольной групп в начальном обследовании существенно не различались.

За период эксперимента проявляются существенные различия результатов физической подготовленности у юных футболистов обеих групп (Рис. 1). Методика формирования технико-тактических двигательных действий у юных вратарей обеспечила рост результатов подтягивания на перекладине (21,5 %, р<0,01), метания набивного мяча (21,0 %, р<0,01), поднимания и опускания туловища (14,1 %, р<0,01), бега на 30 м (7,1 %, р<0,01), становой силы (13,6 %, р<0,05), продолжительности виса на перекладине (13,1 %, р<0,05), подниманий и опусканий ног в висе на перекладине (12,2 %, р<0,05), прыжка вверх с места (8,6 %, р<0,05).

Показатели 6-минутного бега (7,1 %, р<0,05), прыжка в длину с места (6,2 %, p<0,05), челночного бега 3x10 м (4,9 %, р<0,05) также изменились достоверно у футболистов-вратарей экспериментальной группы, а характеристики наклона туловища вперед проявились недостоверно.

У занимающихся контрольной группы изменения данных показателей менее выражены: только результаты подтягивания на перекладине (15,1 %, р<0,05), количества подниманий ног в висе на перекладине (11,7 %, р<0,05), прыжка вверх с места (9,6 %, р<0,05) и бега на 30 м (4,0 %, р<0,05) улучшились достоверно.

В конечном обследовании у юных футболистов экспериментальной группы выявлены межгрупповые различия (пятипроцентный уровень значимости) по следующим показателям физической подготовленности: становая сила, продолжительность виса на перекладине.
Юные вратари экспериментальной группы имели преимущество в тестовых заданиях учебной программы ДЮСШ по футболу.

Рис. 1. Динамика показателей общей физической подготовленности юных вратарей различных групп за период исследования

Условные обозначения: 1- бег 30 м; 2 - прыжок в длину с места; 3 - метание набивного мяча; 4 - 6-минутный бег; 5 - челночный бег 3x10 м; 6 - поднимания и опускания туловища; 7- подтягивания на перекладине; 8 - наклон туловища вперед; 9 - поднимания ног в висе на перекладине;10 - продолжительность виса на перекладине.

Таблица 1
Динамика показателей специальной физической и технической подготовленности юных вратарей различных групп


Примечание. Выделены достоверные изменения показателей
 
За период исследования (табл. 1) у испытуемых экспериментальной группы достоверно улучшились следующие результаты: вбрасывание мяча на дальность (11,0 %, р<0,05), высота выпрыгивания вверх (10,9 %, р<0,05), дальность удара мяча (8,4 %, р<0,05), точность удара мяча (7,6 %, р<0,05), бег на 60 м (6,5 %, р<0,05). У юных футболистов-вратарей контрольной группы существенно изменился только показатель вбрасывания мяча на дальность (7,5 %, р<0,05).

За период исследования по показателям прыжка вверх с места и дальности удара мяча выявлена конечная межгрупповая достоверность различий (преимущество юных вратарей экспериментальной группы).

Результаты обследования у юных футболистов-вратарей контрольной и экспериментальной групп показали, что в начальном обследовании сформированность специальных двигательных умений и навыков была одинаковой: показатели соответственно составил 3,83 и 3,82. В конечном обследовании только у юных футболистов экспериментальной группы получен существенный прирост данных характеристик (14,2 %, р<0,05). У юных спортсменов контрольной группы этот показатель изменился не существенно.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что методика формирования технико-тактических двигательных действий у юных вратарей на основе моделирования условий и ситуаций соревновательной деятельности достаточно эффективна и обеспечивает более высокий уровень физической подготовленности.

Литература

1. Григорьян, М.Р. Техническая подготовка юных футболистов с учетом дифференцирования специализированных нагрузок повышенной координационной сложности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Р. Григорьян. - Краснодар, 2009. - 24 с.
2. Никитин, А.В. Надежность и эффективность технико-тактических двигательных действий юных футболистов-вратарей в условиях соревновательной деятельности / А.В. Никитин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. - 2009. - № 12 (58). - С. 78-80.
3. Петухов, А.В. Формирование основ индивидуально-технического мастерства юных футболистов / А.В. Петухов. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.
4. Савченко, О.Г. Формирование технико-тактических действий при розыгрыше углового удара у квалифицированных футболистов на основе математического моделирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Г. Савченко. - Малаховка, 2009. - 23 с.
5. Селуянов, В.Н. Физическая подготовка футболистов: монография / В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 191 с.
6. Усков, В.А. Педагогическая технология программированной технико- тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В. А. Усков. - М., 2004. - 56 с.
7. Шамардин, А.И. Совершенствование скоростно-силовых способностей футболистов (плиометрическая тренировка): учебно-методическое пособие / А.И. Шамардин. - Волгоград: ВГАФК, 2008. - 46 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (12) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (10.06.2016)
Просмотров: 100 | Теги: футболист, вратарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016