Пятница, 22.06.2018, 21:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Ю.Н.Шувалов, Н.А.Хвалина

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Понятие «Направленность личности», введенное в научный обиход С.Л. Рубинштейном, рассматривается как сложное мотивационное образование, включающее в себя устойчивую систему потребностей, склонностей, влечений, желаний, идеалов, убеждений. Однако, как отмечает Е.П. Ильин, это только одна сторона ее сущности, другая заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, в том числе и выбор профессиональной деятельности.

Выбор профессиональной деятельности во многом обусловлен склонностью человека к данной работе, поэтому неслучайно склонность некоторые психологи понимают как направленность (С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С. Лейтис). Изучение причин выбора различных видов деятельности позволило установить, что лица, обладающие определенными типологическими особенностями свойств нервной системы, имеют склонность заниматься ими. Люди стремятся к работе такого рода, которая им по душе, к чему они более склонны.

Дальнейшие исследования показали, что склонности зависят не только от типологических свойств нервной системы, но и от личностных особенностей. Так, например, А.И. Серавин и И.А. Фирсова установили, что студенты-первокурсники на разных факультетах университета обладают разными личностными особенностями. Это подтверждается и данными, полученными М.С. Корягиной: студенты-психологи выделяются выраженной эмпатией, а студенты-юристы - высокой возбудимостью. Наивысшей ценностью первых являются: «хорошие друзья», «здоровье», «честность», счастливая семья», а вторых - «твердая воля» и «материальное благополучие».

Одна из задач нашего исследования заключалась в сравнении личностных особенностей студенток факультета психологии (n=77) и факультета физической культуры (n=46). Юноши в расчеты не принимались, так как на факультете психологии их крайне мало - 2-3%, против 65-70% на факультете физической культуры.

Для определения личностных особенностей использовался модифицированный вариант Минисотского многопрофильного опросника личности «ММР1» (С. Хатэвей и Д. Маккинли). Статистический анализ проводился по специализированной программе MS Office Excel. При определении уровня достоверности полученных данных применялся t- критерий Стьюдента. Достаточным считался 95% уровень достоверности полученных результатов.

Таблица
Результаты опросника личности «ММР1»

Достоверные различия между двумя группами студенток были обнаружены по четырем из десяти клинических шкал (табл.). По первой шкале - «Сверхконтроль» (t = 2,25; р < 0,05) студентки-психологи превосходят своих сверстниц факультета физической культуры в подавлении спонтанности поведения, контроля над агрессивностью, более высокой нравственной требовательностью к себе и другим людям, в более выдержанном эмоциональном проявлении, осторожности и осмотрительности. Они более исполнительны, умеют подчиняться установленному порядку и следовать инструкциям.

По третьей шкале «Эмоциональная лабильность» (t = 4,25; р < 0,001) студентки-психологии характеризуются более высоким уровнем притязаний в сочетании с потребностью в причастности к интересам группы, со стремлением нравиться окружающим, убежденностью в идентичности своего «Я», легкой вживаемостью в различные социальные роли, артистичностью поз, мимики, жестов, впечатлительностью по отношению к внешним событиям и потребностью в немедленном социальном поощрении. Лица данного типа могут успешно использовать индивидуальные рычаги для управления поведением других.

По седьмой шкале «Тревожность» (t = 2,05; р < 0,05) студентки- психологи превосходят своих сверстниц, обучающихся на факультете физической культуры, более развитым чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромностью, повышенной тревожностью в отношении мелких житейских проблем, тревогой за судьбу близких. Им свойственна большая эмпатичность, выраженная интуитивность, критичность самонаблюдения. Их самооценка не совпадает с завышенным идеальным «Я».

Превосходят будущие психологи своих сверстниц и по десятой шкале «Интроверсия» (t = 3,94; р < 0,001), хотя показатели по этой шкале находятся в диапазоне средней степени выраженности. Можно характеризовать девушек с факультета психологии как более скромных, приверженных семейным традициям, социально уступчивых.

Отличительной особенностью девушек и первой, и второй групп является пик по 5 шкале «Мужественность - Женственность» (72,49±8,54) и (75,02±9,12) соответственно. Для факультета физической культуры это вполне ожидаемый результат, так как сюда поступают, как правило, спортсменки достаточно высокого класса с большим стажем спортивной деятельности. В нашей выборке спортивный стаж девушек составил 8,3 года, 60% из них спортсменки высокого класса, занимающиеся циклическими и ациклическими (60%), а также игровыми (30%) видами спорта.

У женщин высокие показатели по этой шкале отражают черты мужественности, независимости, стремление к эмансипации, самостоятельности в принятии решений. При одновременно высоких значениях по пятой и третьей шкале у девушек факультета психологии (63,25±11,14) можно говорить об отсутствии у них кокетливости, дипломатичности в межличностных контактах, мужском стиле общения.

Таким образом, можно утверждать, что личностные особенности выступают важным фактором выбора абитуриентами направления своей профессиональной подготовки.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер. 2000. - 512с.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности - СПб.: Питер, 2008 - 432с.
3. Корягина М.С. Личностные особенности студентов различных факультетов //Психология XXI века. Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб,2004. С.306-308.
4. Серавин А.И., Фирсова И.А. Сравнительное исследование студентов первого курса СПбГУ // Психология XXI века. Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции. СПб,1999. С.78-79.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (13.03.2018)
Просмотров: 44 | Теги: профессиональная направленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь