Понедельник, 27.05.2019, 04:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НА ГОРОДСКУЮ КУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Л. Ю. Антонова, кандидат культурологии

ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НА ГОРОДСКУЮ КУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается воздействие креативного пространства на развитие региональной городской культурной среды в современных условиях. От формирования городской культурной среды в регионах зависит развитие культурных индустрий и связанных с ними отраслей: туристического, гостиничного, ресторанного и других видов бизнеса. Обозначены основные проблемные аспекты удовлетворения потребностей населения в досуговом пространстве, обоснована необходимость создания и популяризации новейших форм в сфере культурных услуг. В настоящее время становится популярной новая отрасль производства - промышленность впечатлений, в рамках которой стремительно развивается такой вид культурных услуг, как креативные пространства: арт-пространства, креативные кластеры, арт- кафе, различные лофт-проекты, тайм-кафе, коворкинг-зоны. Впервые была сделана попытка выявить и определить креативное пространство как новую модель культурных институций, а также раскрыть особенности формирования креативного пространства в условиях городской культурной среды на примере Тюмени. Сделан вывод о том, что роль креативного пространства в жизни города будет определяться распространением его влияния и связями с окружающим социумом.

Ключевые слова: городская среда, креативное пространство, культурная среда.

 

В современном обществе происходят глобальные изменения в социальной и культурной среде. Местом сосредоточения социокультурных модификаций и выразителем этого процесса является город как специальное объединение пространства, как особый социум, связывающий различные субкультуры и сообщества. Культурное пространство со своими традициями, ритмами жизни, символами, образцами поведения, коммуникациями существует в каждом городе, независимо от того, мегаполис это или провинциальный городок. Для архитекторов и градостроителей сегодня стали естественными представления о «городской среде», «сельской среде», «пространственной среде поселения», в то же время в различных научных интерпретациях можно встретить словосочетания «городская культура», «креативное пространство», «культурная среда».

Таким образом, можно отметить, что понятия «городская культурная среда» и «культурное пространство» на данный момент тесно переплетены.

Городская среда составляет основу городской культуры, вершину её существования, являясь одновременно и продуктом городской культуры. Но более глубоко понять значение этого термина можно лишь при изучении эмпирического материала, связанного с процессами развития культуры города, который поможет разобраться с общими закономерностями её развития и рассмотреть суть личных (необычных и отдельных) их проявлений.

Культурную среду изучают с различных пространственных позиций, наполняя данное понятие предметным содержанием. Одни полагают, что среда - это то, что только освоено и используется человеком. Другие видят в ней окружение, совокупность природных условий, в том числе и культурные объекты, в которых осуществляется деятельность человеческого общества.

Различны и пространственные мнения о среде. Чаще всего представление о среде разбирается, исходя из территориального признака. Существуют суждения, о том, что среда - это ограниченное пространство, выделенное по отдельным функциональным признакам. В то же время среда - это и пространство, окружающее людей, и способы взаимодействия между ними. В социально-антропологическом смысле можно говорить об окружении жизнедеятельности как культурной среде. Само же взаимодействие людей в социуме является неотъемлемым компонентом среды.

Многозначны мнения и о структуре среды. Одни авторы видят структуру с точки зрения жителя - как населённый пункт.

Остальным же ближе структура функционального зонирования города с точки зрения градостроителей, архитекторов, проектировщиков, то есть кварталов, больших зон города, микрорайонов, районов и т.п.

Исходя из ценностей культуры в современном мире формируется необходимость создания среды, где в общении друг с другом люди будут ощущать себя легко, комфортно и независимо. «Современному большому городу сложно обрести семиотическую целостность, но это одно из условий положительной идентичности горожан и важный показатель состояния городского сообщества. Эта проблема не только не теряет своей значимости для семиотики города, но и актуализирует новые направления исследовательской и практической деятельности» [1, с. 12].

Уточним, что понятие «городская культурная среда» исследовалось в работах Л. Б. Когана, Э. А. Орловой и других. Так, под «культурной средой» Э. А. Орлова понимает образцы деятельности и поведения, идеи, отношения, вещи, взаимодействия в качестве совокупности культурных объектов, которые употребляются людьми в повседневной жизни и профессиональной сфере [5].

В научно-исследовательской литературе изучаются многообразные составляющие городской культурной среды. Определённым потенциалом формирования обладает любая окружающая среда. «Семиотический анализ знаково-символических ресурсов города важен как в целях повышения эффективности коммуникационных процессов в рамках городского сообщества, так и в целях внешнего брендинга города. При этом задачи как внутреннего, так и внешнего потребления городской среды взаимосвязаны. Эти ресурсы влияют на качество городской среды, определяя её ценность.

Семиотика и аксиология города в этом смысле пересекаются» [1].

Американский учёный К. Линч выделил пять важных типов, составляющих городскую среду, в которые он включил стратегические пункты города (узлы или ядра), а именно - дороги, границы, или края, по которым связываются районы, а также здания, башни, которые служат ориентирами и находящиеся внутри города [2]. Анализируя предложенные типы элементов, можно увидеть только внешние составляющие городской культуры, обезличенной, схематичной. Естественно архитектура - это необходимое пространство культуры, её история, но в то же время нужно учитывать, что на формирование личности активно влияют физиологические, психологические, эстетические качества архитектуры, и в некоторых моментах даже активнее, чем другие виды искусства.

Архитектурная среда может воздействовать на человека посредством стимулов. Это могут быть стимулы информационные (формы и признаки, позволяющие узнавать, ассоциировать объекты культурных ценностей), а также стимулы функциональные (вещи, способствующие человеческой жизнедеятельности). Эти стимулы могут быть активными и пассивными, нейтральными, выражающими обычность, однообразие элементов, и успокаивающими, демонстрирующими гармоничное сочетание форм. Более того, качество «пространства архитектуры» постоянно влияет на подсознание человека, а с другой стороны, развивает его зрительные образы, выражает общественную сущность. Это так называемый принцип «гений места».

Архитектура - это компромисс, который сберегает былое, память, образовывает настоящее, остро реагируя на взгляд жителей, и продвигает общество к наилучшему будущему, реализуя новые технологии. Но архитектура - это только первая часть в определении городской культурной среды. Вторая часть характеризуется содержательностью учреждений города: культурных, образовательных, рабочих пространств.

Таким образом, с учётом имеющихся определений, культурную среду города можно анализировать в узком и широком смысле. В первом варианте внимание сосредоточивается на области деятельности отдельных людей, государственных и социальных институтов, что включает процесс создания и потребления продуктов креативности, куда можно отнести музыкальное и театральное творчество, кинематограф, литературу, изобразительное искусство, во всей их исторической и эстетической конкретности. В широком смысле в общественную культуру города можно включить культуру быта, общения, культуру предметного окружения людей, в том числе и архитектурный дизайн города, где каждый житель может материализовать себя как общественный субъект [3].

Культурную среду разумно охарактеризовать как многоуровневую и цельную систему, содержащую события социально-культурной жизни, объекты культурного наследия, а также субъекты культурных процессов. Социально-культурная среда связана с политическими, социально-экономическими, социально-психологическими, художественными, духовно-нравственными, культурно-историческими областями жизнедеятельности людей. В то же время социокультурная среда включает разнообразные феномены, которые можно отнести к социальной (в виде узких, базисных социальных объектов) и культурной (в виде совокупности норм, идей, традиций, ценностей, смыслов) среде.

Креативное пространство стран и регионов выступает важным показателем уровня их развития и составляет потенциал их дальнейшего совершенствования. В рамках креативного пространства городской среды происходит разработка национального и регионального интеллектуального продукта, здесь формируется перспективный имидж, направленный на восстановление и развитие регионов и пространств. Во многих странах развитие креативного пространства означает рост конкурентоспособности региона. В этом видят путь выхода из экономического кризиса и способ реструктуризации экономики страны. Наряду с экономическими задачами, развитие творческого пространства выполняет символическую задачу, запуская имиджевый механизм, формирующий творческую среду поселения, что можно видеть на примере таких российских городов, как Санкт- Петербург, Казань и других [9].

Творческие (креативные) пространства не являются производителями обычного продукта массового потребления. Здесь перед нами иные конфигурации и методы работы с посетителями, с использованием новейших технологий и творческого подхода. Продукт, предоставляемый креативным пространством, полностью оправдывает своё существование, а во многих регионах является необходимым для развития культуры и искусства, воздействуя на модификацию рынка и экономики региона в целом, а также влияя на отдельно взятую личность. «Продукт» общественного (креативного) пространства выбирается потребителем, исходя из востребованности каждого из благ и доступности ценовой политики, и, соответственно, имеет потребительскую ценность [3].

Проблема развития городов непосредственным образом связана с проблемой
социокультурной трансформации региона, именно об этом идёт речь в монографии Л. Г. Скульмовской, посвящённой противоречиям разнонаправленного развития культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в постсоветский период [7]. «Уровень культурного развития территориального образования, как сложноструктурированный феномен, предполагает наличие нескольких уровней культуры населения, проживающего в данном районе:

• регионального управления сферой культуры;

• насыщенности культурной жизни;

• развития инфраструктуры сферы культуры и материальной базы сферы культуры;

• привлечения населения в культурно- творческую деятельность;

• насыщенности домов предметами культурно-бытового назначения;

• активности со стороны власти и населения по сохранению культурного и природного наследия» [7, с. 184].

Город и выступает в истории культуры как аккумулятор многообразия (функций, общения, деятельности, ценностных систем). Действительно, основная социо- пространственная роль города - быть центром притяжения для жителей всего региона. Вначале догородские общины включали в себя центр и являлись самодостаточными фокусами. Возникла объективная культурная необходимость в создании новых центров тяготения по мере усложнения социальной, культурной, общественной жизни. Город стал концентрировать разнообразие доступностью, открытостью городских центров, тем самым становясь новым инструментом в пространстве культуры.

Креативное пространство иногда ассоциируют с медиапространством, так как в мегаполисах, крупных и даже провинциальных городах сходные площадки являются центром сосредоточения социально-культурной жизни населения, несмотря на то, что в научных трудах нет чёткого определения понятия «креативное пространство». В то же время творческое общественное пространство - это общедоступная территория, предназначенная для свободного самовыражения и взаимодействия людей. Выделение креативных составляющих в городской культурной среде реализует системно-пространственный подход к историческим, архитектурным, туристским, а также к обезличенным отдалённым районам.

Креативные пространства города - это всегда доступные территории, где люди могут свободно демонстрировать плоды своего творчества, проявлять инициативу в творческих процессах, обмениваться опытом, мнениями с другими акторами. При этом креативное пространство города - это не только возможность демонстрации и самовыражения, но в то же время вероятность найти партнёров, потребителей созданных товаров или предлагаемых услуг. Так, для Тюмени креативное (творческое) пространство - это явление достаточно инновационное. Тюмень по заботе о чистоте, социальной инфраструктуре, уровню социальной политики является развитым городом, а в некоторых случаях лидером среди других городов. Но это достижение последних лет, в особенности - последнего десятилетия. Ранее в умах россиян Тюмень была некоронованной «столицей деревень», самым грязным и разбитым городом России.

Тюмень - современный город. На развитие культуры региона значительное влияние оказали административные реформы, которые неоднократно изменяли территорию нынешней Тюменской области. Главная достопримечательность Тюмени - это набережная реки Туры, которая представляет собой главную зону отдыха в центре города. Берега реки высокие, и это позволило сделать набережную четырехуровневой. Пешеходный Мост Влюблённых отлично вписывается в ансамбль набережной и вместе с ней является визитной карточкой Тюмени. Прямо от набережной берёт начало улица Республики - главная артерия города, совсем недалеко находятся памятник основателям, областной музей, архитектурно-строительный университет - ещё один символ Тюмени, и Свято-Троицкий мужской монастырь. Летом работают фонтаны, а многочисленные лавочки редко пустуют. Также здесь проводятся различные флэш- мобы и городские мероприятия.

Это место достаточно перспективно для развития креативного пространства региона, если в привлекательно обустроенном городском пространстве создать не только зону отдыха, но и место знакомства со знаковыми персонажами и событиями истории региона, способствовать созданию творческого пространства, или арт-пространства, места для самовыражения, креативной деятельности горожан и гостей города. Например, этому поможет проведение различных мастер-классов, презентаций, организация образовательных площадок, реализация лофт-проектов и т.д.

В Тюмени в 2017 году командой регионального проекта «Моя территория» было проведено исследование с целью определения состояния, проблем, перспектив креативных индустрий в городе .

По мнению большинства принявших участие в опросе, в Тюмени существует довольно много переговорных площадок, конференц-залов, но в то же время мало специализированных помещений для выставок, репетиционных залов, не хватает мастерских, современных образовательных площадок, коворкингов и практически отсутствуют территории для взаимодействия и обмена опытом (или об их существовании нет достаточной информации). Также в городе нет достаточного количества мест, где бы единомышленники, мастера могли общаться, делиться опытом, а также воплощать свои идеи.

В этом исследовании принимали участие более 150 представителей креативной индустрии Тюмени, включая медианаправ- ление, визуальное искусство и сферу PR. Результаты опроса показали, что инфраструктура нашего города содействует выработке общественной креативной экономики, однако это направление в городе нужно развивать и приумножать. Отметим, что в формировании культурного пространства региона заинтересованы власти Тюменской области и города.

В конце 2017 года было проведено заседание, где принимали участие бизнесмены Тюмени, директора сообществ и устроители городских мероприятий. Например, поступило предложение о создании креативной библиотеки, куда вошли бы службы «Консультант по чтению», Creative Book Bazar, клуб «Прочитал - перескажи», медленное чтение на английском. Также было предложено организовать мастер-классы по вышивке и крашению тканей, ткачеству, а также предоставить помещения фотографам. Помимо этого, предлагалось использовать площадку под проведение научно-популярных лекций или интеллектуальных викторин «Что? Где? Когда?», либо для мастерской керамистов, мастер-классов для детей, школы искусств для взрослых, вечеров юмора в стиле Stand Up.

На заседании было высказано много интересных идей, требующих для реализации специально оборудованного пространства. В результате было принято решение о поддержке идеи создания креативного пространства нового мультицентра вместо Конторы пароходства и склада купца Колмакова.

Авторы проекта проанализировали состояние ныне действующих креативных площадок в Тюмени, обсудили идеи по использованию нового пространства, где необходимо организовать площадку, способную не просто трансформироваться и не дублирующую уже имеющиеся пространства, но и учитывающую интересы и потребности жителей. Открытие нового креативного пространства для молодёжи предполагается в 2019 году. В формировании этого креативного пространства активное участие принимает городская администрация.
Команда мультицентра «Моя территория» планирует доработать предложенные концепции и на конкурсной основе определить победителей, чьи проекты впоследствии будут реализованы.

С учётом индивидуальных увлечений и способностей людей творческое пространство создаёт потенциал для формирования городской культуры и даёт возможности для креативной самореализации личности. Необходимость использования площадей под творческие кластеры, проектирование на основе территориально-средового подхода позволяют расширить радиус проектной деятельности за счёт единого подхода субъектов (носителей) к выявленной в ходе исследования проблеме и структурным элементам социокультурной системы: учреждениям культуры, спорта, образования и воспитания, здравоохранения, общественным организациям и объединениям, органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации и т.д.

Применительно к Тюмени данная проблема является одной из особо актуальных: в городе достаточно много пустующих тор- гово-офисных пространств, нефункциони- рующих особняков и заводов, сооружённых в дореволюционный и советский периоды. Потенциально их можно приспособить под креативные объекты. Такие творческие составляющие города способствуют развитию разнообразных социальных групп населения, их жизнедеятельность становится более содержательно наполненной. Креативное пространство в данном случае определяется как инфраструктура, где есть возможность реализации проектов, проведения и посещения мероприятий, поиска сторонников, партнёров для осуществления современных важных социально-культурных проектов [8].

Такая инфраструктура учреждений культуры и искусства, развитие и появление новых центров может вносить свой вклад не только в общую духовно-просветительскую деятельность региона, государства, но и всецело решать конкретные задачи организации существования города: разгружать историческую (центральную) часть города, формировать новые центры культуры и досуга.

И здесь международный опыт по организации современного культурного пространства является наглядным и положительным примером использования потенциала гармоничного сочетания культурных реалий различных исторических периодов. В то же время он показывает, что необходим грамотный, продуманный подход к размещению новых культурных объектов в городе. Основательный вклад в обустройство городского пространства может внести организация современных учреждений социокультурного профиля в пределах города, перераспределяя нагрузку на исторический центр и территориально односторонние участки города.

Обсуждая направления развития культурного городского регионального пространства будущего, важно учитывать необходимость компетентного сочетания исторических культурных памятников прошлого, сохраняя их для будущих поколений, а также деятельно поддерживать и способствовать формированию современного искусства, учитывая также пространственно-организационные возможности города.

Необходимо отметить, что креативное пространство можно рассматривать и как часть туристской отрасли. Для большинства туристов главная цель - культурно-познавательная, включающая знакомство с традиционными достопримечательностями города. Но также необходимо предлагать туристам и нестандартные маршруты, включая и креативные пространства. Вовлекая туристов в креативное пространство города, мы показываем творческое лицо города, тем самым расширяя возможности демонстрации городской культурной среды с иной точки зрения.

В настоящее время успешное развитие города напрямую зависит от экономических составляющих, что связано с экономическими показателями города. Сформированное креативное пространство является хорошей возможностью для инвестиций. Современный инвестор, наряду с функцией коммерческого совершенствования, выполняет социальную функцию, в том числе и по развитию территорий. Для бизнеса является важной окупаемость проекта, получение финансовой отдачи, а также признание и узнаваемость на рынке. Участие в проекте и есть взаимовыгодное сочетание культуры и бизнеса в креативном пространстве. Также следует отметить, что креативные пространства - это новый тренд в организации мероприятий, по этому вопросу уже идут широкие обсуждения на различных научных конференциях.

Итак, в современных условиях общественные, творческие (креативные) пространства набирают популярность, так как эти площадки располагают преимуществом проведения мероприятий, использования творческого, оригинального подхода в соотнесении с традиционными местами проведения деловых мероприятий. Естественно, есть и проблемы использования креативных пространств, которые в основном связаны с оснащением пространства соответствующей техникой, атрибутикой, мебелью. Решение этих проблем видится в привлечении партнёров в лице ивент-кампаний, заинтересованных в проведении деловых мероприятий. Мероприятие, созданное в креативном пространстве, является запоминающимся, создаёт благоприятное впечатление у зрителей и участников.

Подводя итог, отметим, что через развитие и поддержку проектов арт-пространства и других творческих проектов, входящих в креативное пространство Тюмени, происходит развитие творческой молодёжной среды города, идёт процесс экспериментирования, самообразования и реализации их собственного творческого видения мира, региона, города. Это важно и для развития социальной инфраструктуры культурно-досуговых учреждений, умножения туристической привлекательности Тюмени.

В число других задач, поставленных перед творческой площадкой города Тюмени, входит:

• разработка новейших передовых форм создания культурной услуги на постоянной основе;

• разработка и трансляция тематических художественных выставок и фотовыставок;

• организация тематических вечеров (музыкальных, литературных, клубов общения) в целях повышения культурного уровня населения;

• оказание отдельных креативных видов услуг (индивидуальные фотосессии и пр.).

Тюмень является крупным областным центром, в котором преобладает молодое население, особенностью города является его этноконфессиональность. При этом Тюмень - это мультикультурный центр с богатым социальным капиталом, хорошо развитой социальной политикой.

При анализе направлений развития культурного городского пространства будущего важно учитывать организационно-пространственные возможности каждого города и при этом энергично помогать развитию всей системы культурной жизни, включая современное искусство. Важно сохранить для будущего поколения культурное наследие прошлого через грамотное сочетание историческо-культурных сфер с современными инновационными технологиями. Креативные составляющие в городской среде дадут возможность для создания комфортных условий представителям творческих профессий, помогут производить конкурентоспособный продукт. Важной составляющей здесь оказывается создание соответствующей инфраструктуры и среды для привлечения молодёжи, которая является главным социальным субъектом, способным к инициативе и обратному воздействию на общество. Именно в городе с развитой инфраструктурой культурных учреждений в современных условиях в обязательном порядке появляются новые формы культурных институций. Создание современных, инновационных центров культуры и искусства с креативными площадками позволяет перераспределить нагрузку с центра города (исторических мест) на территориально ограниченные, отдалённые районы, что актуально для российских городов.

Примечания

1. Барышников С. В., Барышникова А. Г. Культурная среда современного города: семиотический аспект // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук : сборник статей. Вып. 1 (5) / Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий» ; [С. Т. Антипов, Г. А. Быковская, Л. И. Первова (отв. редакторы) и др.]. Воронеж : Научая книга, 2015. С. 9-14.
2. Линч К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева ; сост. А. В. Иконников ; под редакцией А. В. Иконникова. Москва : Стройиздат, 2010. 328 с.
3. Назарова М. П. Архитектурное пространство как социокультурный феномен : [монография] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Волгоград : ВолгГАСУ, 2010. 134 с.
4. Новаторов В. Е. Социально-культурный маркетинг : история, теория, технология : учебное пособие. Санкт-Петербург [и др.] : Планета музыки : Лань, 2015. 382 с.
5. Орлова Э. А. Социология культуры : учебное пособие для вузов. Москва : Академический Проект, 2012. 575 с.
6. СкульмовскаяЛ. Г. Город в пространстве культуры региона: общее и особенное : [монография] / Нижневартовский государственный педагогический институт, Санкт-Петербургский институт бизнеса и права, Нижневартовский филиал. Санкт-Петербург : Инфо-Да, 2004. 160 с.
7. Скульмовская Л. Г. Регион как субъект функционирования и развития культуры : монография. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2005. 299 с.
8. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 650-652. URL: https://moluch.ru/archive/57/7762/
9. Чистова М. В., Концевич Г. Е. Перспективное территориальное планирование - залог успешного социально-экономического развития курортной территории // Гуманизация образования. 2014. № 3. С. 56-62.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 6 (86)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (27.04.2019)
Просмотров: 52 | Теги: городская среда, Креативное | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь