Понедельник, 05.12.2016, 07:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ НА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Т.Ф.Лебедева, Н.А.Ткаченко
Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ НА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Приведено структурированное описание концепции понятия «информационная перегрузка», причины, приводящие к информационной перегрузке участников образовательной деятельности и отрицательные последствия, оказывающие воздействие и на студента, и преподавателя.

Ключевые слова: информационная перегрузка, информационные электронные ресурсы, Интернет, поиск информации, синдром информационной усталости.

 

Интенсивное использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах деятельности, в том числе в образовательной, приводит к значительному росту количества источников и, соответственно, объёмов поступающей и перерабатываемой отдельным человеком информации. Такая ситуация обостряет противоречие между обществом как совокупным производителем постоянно растущего потока информации и отдельным человеком как её потребителем и пользователем с ограниченными физиологическими и социальными возможностями по восприятию и освоению новой информации.

Однако существует ещё одно препятствие для получения новой информации. Учёные считают, что человек задействует только небольшую часть возможностей своего головного мозга. Тем не менее увеличение объёма информации не приводит к увеличению задействованных областей мозга, так как мозг человека может быть подобен компьютерному жёсткому диску большой ёмкости, но в процессе усвоения информации задействуется кратковременная человеческая память (аналог оперативной памяти компьютера), также вносящая определённые ограничения в процесс познания.

Значительный рост поступающей информации в обществе и ограниченные возможности индивида по её усвоению приводит к такому явлению, которое получило название «информационная перегрузка». Это явление было зарегистрировано во все периоды истории, когда достижения в области технологии увеличивали производство информации. История развития концепции явления «информационная перегрузка» представлена в таблице.

Из всех сфер деятельности, на которые оказывает влияние информационная перегрузка, для исследования авторами выбрана образовательная деятельность в вузе, её главными участниками являются студент и преподаватель. Участники современного образовательного процесса имеют гораздо больше возможностей быстро и легко получить нужную информацию по своему запросу. Преподавателю лет двадцать назад для подготовки курса лекций по новой для него дисциплине нужно было составить список книг, статей, а затем найти их в библиотеках (если получится) и долго работать в читальных залах и дома конспектируя нужные разделы.

История концепции явления «информационная перегрузка»

 

Студент при подготовке к занятиям и экзаменам пользовался конкретными учебниками, методическими пособиями, рекомендованными преподавателем и, конечно, своим конспектом лекций. И только, выполняя творческие задания, готовя доклады, рефераты, статьи, работая над курсовыми и дипломным проектами, студент отправлялся в библиотеку за нужной для аналитического обзора информацией.
Сейчас количество посещений вузовских библиотек студентами и преподавателями, профессионально связанными с информационными технологиями, существенно сократилось, поскольку появилась возможность быстрого доступа к информационным электронным ресурсам.

Структура, виды и формы использования информационных электронных ресурсов представлены в одной из авторских работ [2]. Такое обилие возможностей получения информации из различных источников создаёт новые проблемы, одной из которых является информационная перегрузка.

Отметим основные причины, создающие условия для информационной перегрузки, влияющие на участников образовательного процесса и, в конечном итоге, на результат деятельности - качество и количество получаемых знаний:
1) ежедневное увеличение количества задач по обработке документированной информации, требующих немедленного решения преподавателем;
2) стремительный рост ежедневно производимой, дублируемой и передаваемой через Интернет информации;
3) поиск студентом учебной информации не ограничивается информационными ресурсами (учебниками, методическими разработками), рекомендованными преподавателем при изучении дисциплины;
4) увеличение доступных каналов и, соответственно, времени для приёма информационных потоков за счёт использования мобильных коммуникационных устройств и сервисов мгновенных сообщений;
5) использование поисковых машин, позволяющее пользователям быстро находить нужную информацию только по корректно составленному запросу, в противном случае будет получено много информационного «мусора»;
6) недостоверность, противоречия и неточности в информации, получаемой через Интернет и другие средства массовых коммуникаций;
7) низкое соотношение «сигнал - шум» - на каждой странице вместе с полезной информацией размещается большое количество рекламных материалов и ссылок на другие интересные источники, отвлекающих и рассеивающих внимание;
8) отсутствие доступных методов сравнения и аналитической обработки информации, получаемой из различных источников;
9) фрагментарность информации, не связанной и не имеющей общей структуры, например обмен опытом по какому-либо вопросу на профессиональных форумах.

Учитывая представленные сведения (см. табл.) и причины информационной перегрузки, сформулируем её отрицательные последствия, оказывающие воздействие и на студента, и преподавателя:
1. Слабая концентрация внимания. Получаемой из различных источников информации недостает значимости и полезности, в ней трудно выделить то рациональное зерно, которое нужно здесь и сейчас для решения конкретной учебной или профессиональной задачи. Внимание рассеивается, бесполезные новости и разговоры вытесняют из мозга по-настоящему ценное и продуктивное для успешной работы.
2. Непродуктивная мулътизадачностъ. Человек берётся за разные дела, переключаясь между текущими задачами, но до конца их не доделывает, не может организовать своё время и силы.
3. Плохое самочувствие. Ощущение тошноты, головной боли от осознания того, сколько нужно ещё сделать и что совершенно не успеваешь всё это сделать.

4. Раздражительность по отношению к окружающим. Создается ощущение, что окружающие мешают работать, в то же время хочется, чтобы все отвечали на твои запросы и просьбы вовремя, любая задержка вызывает раздражение и гнев.
5. Навязчивое желание быть подключённым (plug in - компулъсия). Постоянная проверка электронной почты, мессенджеров, обновлений на сайтах. Постоянное желание быть в соприкосновении с кем-то или чем-то.

Особое влияние на преподавателя оказывает мультизадачность. Проблемы возникают из-за постоянного напряжения, когда преподаватель продолжительное время усиленно думает сразу о нескольких задачах, хранит в памяти большое количество несвязанной между собой информации, отслеживает большое количество визуальной информации (например, документов), вынужден быстро обрабатывать входящие данные (например, получая вопрос, быстро документировано отвечать). Если подобное состояние прерывно, кратковременно, оно полезно и развивает, но если оно постоянно, можно ожидать сбоя.

Современный студент, используя постоянную возможность выхода в Интернет за счёт имеющихся мобильных коммуникационных устройств, тратит слишком много времени на сбор сырого материала, а для его использования времени и сил уже не остаётся. Это способствует развитию у него навязчивого желания быть постоянно подключённым, что отвлекают его от решения учебных задач.

Следовательно, управляя учебным процессом в вузе, необходимо учитывать такое явление, как «информационная перегрузка». Авторы отмечают, что научные исследования по этому вопросу необходимо продолжить.

Список литературы

1. Еляков А.Д., Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. 2005.№ 5. С. 114-121.
2. Лебедева ТФ., Ткаченко Н.А. Проблемы взаимодействия студента с информационными электронными ресурсами / Социогуманитарный вестник. Кемерово: Кемеровский институт филиал) РГТЭУ, 2013. № 3(12). С. 6-10.
3. Тоффлер А. Футурошок. Пер. с англ. СПб.: Лань, 1997. 464 с.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 165 | Теги: усталость, информационная перегрузка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016