Вторник, 22.01.2019, 09:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Влияние физкультурно-оздоровительной работы на морфофункциональные показатели организма детей старшего дошкольного возраста монголоидной расы

Сыромятникова А. Н., Старостин В. Г., Кривошапкин П. И.

Влияние физкультурно-оздоровительной работы на морфофункциональные показатели организма детей старшего дошкольного возраста монголоидной расы

Аннотация. В статье рассматривается влияние дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой А. Н. на морфофункциональные показатели организма детей старшего дошкольного возраста. Автор приводит результаты 8-месячного эксперимента, проведенного в ДОУ с введением в физкультурные занятия игрового элемента и физических упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой. Наблюдения показывают положительный результат в развитии морфофункциональных показателей.

Ключевые слова: морфофункциональные показатели, организм детей старшего дошкольного возраста дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А. Н.

 

Двигательная деятельность способствует формированию отношения человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье.

В дошкольном детстве происходит интенсивное формирование и созревание организма, который чутко реагирует на неблагоприятные, ухудшающие здоровье, так и на благоприятные факторы. Этот период дошкольного детства нельзя упускать не только для сохранения, но и укрепления и формирования здоровья. Успешность решения задач физической культуры дошкольников возможна лишь при условии привлечения детей к занятиям физическими упражнениями в различных формах, что обеспечивает наибольший педагогический и оздоровительный эффект.

Таблица 1.
Исходные показатели антропометрических данных и функциональных проб

Таблица 2.
Исходные и конечные показатели антропометрических данных и функциональных проб контрольной и экспериментальной группы

Из литературных источников известно, что одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания в ДОУ является введение в физкультурные занятия игрового элемента. Игровой элемент при занятиях физкультурой рождает эмоции, которые активизируют ребенка. В результате, возникшая заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Кроме того, в дошкольном возрасте также важны дыхательная гимнастика и развитие гибкости, что в настоящее время приобретает важное значение и является одной и значимых задач физического воспитания любого дошкольного учреждения. Данная проблема является актуальной, требует научного подхода и экспериментального обоснования.

Цель исследования: изучить влияние дыхательной гимнастики на морфофункциональные показатели организма детей старшего дошкольного возраста.

Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в ДОУ, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз. Двигательная активность способствует: повышению устойчивости организма к различным заболеваниям; росту физической работоспособности; нормализации и функциональной деятельности органов и систем; появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Проводился анализ научно-методической литературы по теории и методике физического воспитания, по методологии воспитания в дошкольном возрасте. Педагогические наблюдения проводились во время физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Наблюдали за детьми старшего дошкольного возраста на протяжении 8 месяцев. Контроль морфофункционального развития организма детей проводили в процессе физической подготовки.

Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились строго по общепринятой программе, а экспериментальная группа, кроме общепринятой программы, занималась комплексом упражнений дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой, занятия удлинялись на 5-7 минут. Наблюдение и эксперимент продолжался в течении 7 месяцев, с 15.09.15 по 15.04.16.

В ходе исследования определяли исходные и конечные антропометрические и функциональные данные в обеих группах, сюда входили — длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, пробы с задержкой дыхания (Штанге и Генчи), проба Руфье.

Были две одинаковые группы (по 10 детей в каждой) по результатам исходных данных, которые сильно не отличались. Как видно из таблицы 1, участники экспериментальной и контрольной группы несколько отстают от данных средних показателей.

В дыхательной гимнастике по Стрельниковой, так называемые динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Эти движения всегда соответствуют определенным фазам дыхания (вдохи часто делаются при движениях, сжимающих грудную клетку), и вскоре они сами по себе становятся тем условным раздражителем, который и вызывает соответствующие изменения в характере дыхания. Данная дыхательная гимнастика обеспечивает развитие всех частей тела, внутренний массаж практически всех органов, стереотип дыхания ребенка меняется. Дыхание становится предельно глубоким.

Правильное дыхание для организма имеет огромное значение. Дыхательная гимнастика прекрасно сочетается с другими физическими упражнениями. Как видно из таблицы 2, если взять прирост показателей в процентах, особенно функциональных, то результаты в экспериментальной группе превышают в разы. Так показатели ОГК в экспериментальной по сравнению с контрольной группой прирост составил в паузе в 2,5, на вдохе в 2,6, на выдохе 2,8 и в экскурсии ГК 2, 48 раза. По показателю ЖЕЛ в 3,47, по пробе Штанге и Генчи по 2,58 и 2,47 соответственно, по пробе Руфье в 1,98 раза.

Таким образом комплекс дыхательных упражнений по Стрельниковой прекрасно сочетающийся с традиционными физическими упражнениями, является важным видом двигательной деятельности в развитии морфо-функциональных показателей организма детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1.  Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для воспитателя дет сада. — Просвещение, 2002.— 160 с., ил.
  2.  Фомин Н. А., Фолин В. Е. Возрастные основы физического воспитания. М.: — 2008. — 421 с.
  3.  Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой — М.: Метафора. — 2003

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (13.12.2018)
Просмотров: 27 | Теги: дыхательная гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь