Вторник, 23.10.2018, 06:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВЛИЯНИЕ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ

С.Ф.Панов, И.П.Панова

ВЛИЯНИЕ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ

Введение. Тренировочные и соревновательные нагрузки в современном спорте в настоящее время достигли таких величин, что их воздействие на организм достигает предельных возможностей индивидуальной адаптации. К настоящему времени практика спортивной
тренировки не может эффективно решать свои основные задачи по развитию оптимальной адаптации организма к мышечным нагрузкам без разработки и обоснования новых методических подходов, методов и средств.

Важнейшей задачей физической подготовки борцов является формирование высокого уровня функциональных возможностей занимающихся. Борьба дзюдо предъявляет к функциональной подготовленности борцов очень высокие требования. Специальная выносливость - способность борца добиваться результата с наименьшей затратой энергии (не уставая). Чем выше результат и меньше время затрачивает на это борец, тем выше показатель его специальной выносливости [9]. Борцам необходима: глобальная выносливость к 5- минутным соревновательным нагрузкам субмаксимальной мощности и к длительным тренировочным занятиям; региональная и локальная выносливость (например, для мышц сгибателей кисти, утомляемость которых приводит к невозможности продолжать схватку); статическая и динамическая мышечная выносливость [1, 9].

Таким образом, приступая к развитию специальной выносливости, следует так использовать упражнения, чтобы они, воздействуя на организм, увеличивали функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой системы [1]. Увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), а также силы дыхательных мышц и легочной вентиляции достигается определенными упражнениями, при выполнении которых требуется глубокое и энергичное дыхание [3]. В процессе борьбы борцы таких дыхательных движений обычно не совершают [2].

Дыхание борца в схватке неритмично, наблюдается задержка дыхания, часто возникают положения, в которых дыхание затруднено. В частности относительно представителей других видов спорта (плавание, легкая атлетика и др.) борцы обладают меньшей ЖЕЛ [1, 2, 8].
Особое внимание в последнее время уделяется внедрению в тренировочный процесс спортсменов широкого круга дополнительных эргогенических средств повышения работоспособности таких как: дыхательные упражнения, тренировка в условиях среднегорья, дыхание через дополнительное «мертвое» пространство и т.д. [3-7].

Однако, на данный момент использование эргогенических средств в тренировке студентов, занимающихся борьбой, пока еще не получило широкого распространения, и в первую очередь, ввиду недостаточной разработанности методических подходов и технологий их применения. В этих условиях особую актуальность приобретает применение эргогенических средств и их сочетаний с основными тренировочными средствами в подготовке студентов, занимающихся борьбой.

Цель исследования - изучить влияние эргогенических средств (дыхательных упражнений) на уровень развития специальной выносливости студентов, занимающихся борьбой.

Методы и организация исследования. При решении вопроса о повышении специальной выносливости борцов и контроле ее становления, как правило, используются следующие контрольные упражнения:
- 10 бросков манекена (подворотом), (для оценки специальной выносливости). Процедура тестирования: Участник выполняет без отдыха 10 бросков манекена (подворотом), не искажая технику выполнения бросков. Результат: время выполнения 10 бросков манекена (подворотом).
- 3-минутный тест, коэффициент выносливости (КВ) - (тест для оценки уровня развития специальной выносливости) (А.Г. Бурындин, 1973).

Процедура тестирования: 3-минутный тест, в котором на протяжении каждой минуты за 40 с необходимо выполнять 5 бросков, 20 с - максимальное количество бросков. Результат: отношение количества бросков за 20 с последней (третьей) минуты к количеству бросков в течение последних 20 с первой минуты работы.

Педагогический эксперимент проводился для практического обоснования эффективности применения эргогенических средств (дыхательной гимнастики), применяемых в комплексе с традиционными методами тренировки.

По результатам исходного тестирования были определены экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы, в каждой по 10 студентов 1 -3 курсов, занимающихся борьбой. В контрольной и экспериментальной группе проводилось по три учебно-тренировочных занятий в неделю длительностью по 1,5 часа. В контрольной группе занятия носили традиционный характер и проводились по программе спортивной подготовки. Экспериментальная группа кроме выполнения основной тренировочной нагрузки, выполняла специальные дыхательные упражнения во время занятий, а также в паузах между выполнением тренировочных заданий. Сложность и дозировка комплексов дыхательных упражнений прогрессивно возрастала от недели к неделе.

Перед началом тренировочной работы выполнялся комплекс №1 активизирующего характера, который содержал упражнения активизирующего типа (очищающее дыхание, ха-дыхание и т.д.).

В основной части тренировки в паузах между выполнением тренировочных заданий выполнялся комплекс №2 нагрузочного характера, который состоял из упражнений нагрузочного типа (дыхание по методу А.Н. Стрельниковой; вдох + 3 вдоха, выдох + 3 выдоха; усиленные вдохи и выдохи через сжатые зубы и губы; частое и глубокое дыхание).

В заключительной части тренировки выполнялся комплекс №3 успокаивающего характера, который состоял из упражнений успокаивающего типа (вдох (на счет - 1), выдох (на счет - 1-2-3); трехфазное дыхание: вдох (на счет - 1), пауза (на счет - 1), выдох (на счет - 1-2-3... каждый день прибавлять одну цифру).

Результаты и их обсуждение. По результатам предварительных контрольных испытаний была определена однородность состава групп (КГ и ЭГ) по показателям уровня развития специальной выносливости. Анализ тестов отражающих уровень развития специальной выносливости студентов в контрольной и экспериментальной группах не выявил достоверных различий (р>0,05).

После проведенного нами педагогического эксперимента, который длился 4 месяца, было проведено повторное тестирование уровня развития специальной выносливости борцов. Из данных, приведенных в таблице, установлено, что результаты показателей специальной выносливости борцов контрольной и экспериментальной групп изменились в сторону улучшения.

Однако полученные нами данные показывают, что улучшения носят достоверный характер в экспериментальной группе (р<0,05), тогда как в контрольной группе эти изменения носят недостоверный характер (р>0,05) (табл.).

Таблица
Изменения показателей специальной выносливости у студентов контрольной и экспериментальной групп (до и после эксперимента)

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; М - среднее арифметическое; m - ошибка среднего арифметического значения; p - достоверность по t-критерию Стьюдента.

В частности, анализ динамики результатов теста «10 бросков манекена (подворотом)», характеризующий уровень развития специальной выносливости показал, что к концу исследования время выполнения теста у испытуемых экспериментальной группы улучшилось на 5,1 с - против 0,5 с у испытуемых контрольной группы. В процентном отношении это выразилось в 17,9% и 1,8% соответственно.

Улучшение результатов в тесте «3-минутный тест» имеет место при исследовании уровня развития специальной выносливости по показателю коэффициент выносливости. Прирост результатов в КГ составил 0,03, а в ЭГ - 0,11. В процентном отношении это выразилось в 11,5 и 39,3 % соответственно.

Анализ полученных характеристик свидетельствует о позитивном воздействии инновационной методики тренировки с использованием эргогенических средств и указывает на то, что учебно-тренировочный процесс необходимо планировать с учётом воздействия эргогенических средств на физическое состояние юных борцов.

Выводы. Применение эргогенических средств (дыхательных упражнений) в учебно-тренировочном процессе студентов, занимающихся борьбой, позволило улучшить показатели специальной выносливости в среднем значении в экспериментальной группе на 28,6 %. В контрольной группе результаты специальной выносливости улучшились на 6,7 %.

Таким образом, применение разработанной методики спортивной тренировки студентов, занимающихся борьбой с использованием эргогенических средств способствует формированию специальных физических способностей борцов.

Список литературы

1. Адам, М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / М. Адам. - М., 1982. - 18 с.
2. Акопян, А.О. Организация научно-практических исследований на базе центра единоборств ВНИИФКа / О.А. Акопян // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №10. - С. 48-49.
3. Влияние физической тренировки с дополнительным эластическим сопротивлением дыханию на физическую работоспособность и состояние дыхательной системы футболистов / С.Н. Кучкин и [др.] // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: тез. докл. областной научно-практической конференции. - Волгоград, 1996. - С. 221-223.
4. Дубровский, С.В. Методика совершенствования физической подготовленности юных футболистов посредством направленных воздействий на дыхательную систему: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Дубровский. - Волгоград, 2000. - 22 с.
5. Мартюшев, А.С. Технология применения дополнительных эргогенических средств в тренировочном макроцикле квалифицированных прыгунов в высоту: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Мартюшев. - Волгоград, 2012. - 24 с.
6. Применение эргогенических средств в подготовке спортсменов: монография / А.И. Шамардин и [др.]. - Саратов: Научная книга, 2008.- 209 с.
7. Солопов, И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека: монография / И.Н. Солопов. - Волгоград, 2004. - 220 с.
8. Шахмурадов, Ю.А. Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов: автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Ю.А. Шамурадов. - М.: РГАФК, 1999. - 42 с.
9. Шулика, Ю.А. Греко-римская борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ Олимпийского резерва / Ю.А. Шулика. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 800 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (15.02.2018)
Просмотров: 139 | Теги: дзюдо, Борьба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь