Четверг, 13.12.2018, 22:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Влияние двигательной активности на физическое развитие и функциональные показатели организма юношей

Мархакшинов П. А., Старостин В. Г., Кривошапкин П. И.

Влияние двигательной активности на физическое развитие и функциональные показатели организма юношей-студентов первого курса СВФУ

Аннотация. В статье рассматривается влияние двигательной активности различного уровня на физическое развитие и функциональные показатели организма юношей - студентов первого курса СВФУ. Авторы приводят результаты наблюдений за студентами первого курса как показатель уровня физкультурного и спортивного образовательного процесса в средних образовательных школах Республики Саха (Якутии).

Ключевые слова: морфофункциональные показатели, организм детей старшего школьного возраста, физкультурно-спортивной деятельность, соматотип, астенизация.

 

Необходимым компонентом врачебного контроля в физическом воспитании студентов является изучение физического развития. Под термином «физическое развитие» понимается комплекс функционально- морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил [Башкиров П. Н., 1962]. Физическое развитие обусловлено во многом наследственными факторами (генотип), но вместе с тем направление физического развития, его характера после рождения (фенотип) большей степени зависят от условия жизни и воспитания. Экстремальные условия Крайнего Севера предъявляют жесткие требования к организму человека. Актуальным является изучения процесса адаптации и развития организма человека при действии социальных и экстремальных условий Крайнего Севера. Двигательная деятельность человека — естественная биологическая потребность человека, одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности. Студенты составляют особую социальную группу, объединенные определенным возрастом специфическими условиями труда и жизни. Морфофункциональ- ные показатели организма студентов первого курса являются результатом их двигательной деятельности в системе школьного образования.

Таблица 1.
Физическое здоровье по экспресс-методике Апанасенко

Таблица 2.
Компонентный состав тела

Таблица 3.
Показатели антропометрического профиля при расчете методом стандарта

Цель: выявить влияние уровня двигательной активности на морфофункциональные показатели организма студентов.

Нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; антропометрическое исследование; функциональные пробы и индексы; матема- тико-статистический метод. Для оценки физического развития были использованы антропометрические измерения по общепринятым методикам. Информация об уровне их двигательной активности была получена методом анкетирования. Исследование проводилось на базе Научно-образовательного центра Олимпийских и национальных видов спорта (НОЦ ОиНВС) ИФКиС СВФУ.

В обследовании приняли участие 80 студентов юношей первого курса Северо-Восточного Федерального Университета, которые были разделены на 2 группы по уровню двигательной активности. Первая группа 40 человек имеет повышенный уровень двигательной активности, эти лица занимались различными видами спорта. Вторая группа (40 человек) — средний уровень двигательной активности, они занимались физической культурой по общепринятой программе.

В первую очередь определили физическое здоровье по экспресс-методике Апанасенко, которая состоит из батареи тестов, а именно ИМТ, жизненного индекса, силового индекса, индекса Робинсона и пробы Руфье (таб. 1). По сумме баллов уровень физического здоровья оказался в обеих группах низким.

Определяли также компонентный состав тела у юношей обеих групп по методике Мотейка (1921). Были вычислены абсолютные и относительные показатели компонентного состава тела (таб. 2). Выраженной разницы в составе тела не выявлено, однако несколько меньшие показатели в 1 группе юношей отмечается по жировому и костному компонентам, а в мышечном наоборот больше показатели у юношей 2 группы.

Определенные различия имеются в показателях антропометрического профиля в пользу студентов 1 группы (таб. 3 и 4).

Группы юношей отличались также по распределению соматотипов, определенных по индексу Риса-Айзенка (таб. 5), в обеих прослеживается астенизация, в 1 группе 47,5%, во 2 группе 65%.

Таблица 4.
Показатели физического развития юношей 1-й и 2-й группы

Таблица 5.
Распределение по телосложению (соматотип) среди юношей 1 и2 группы по Рису-Айзенку

По показателям массы и длины тела определили потенциальную работоспособность юношей обеих групп (высокий уровень потенциальной работоспособности определяется при значениях от 0,9 до 1,1), так у юношей 1 группы он имел значение 0,92, у юношей второй группы 0,83, что определяет низкий уровень работоспособности.

Также определили мышечный индекс (по окружности плеча в покое и в напряжении), показывающий мышечное развитие, который в обеих группах оказался хорошим, 12,04 и 11,58 соответственно.

Таким образом, в общем итоге некоторые преимущества имеют юноши 1 группы по компонентному составу, физическому развитию и потенциальной работоспособности. В то же время отмечается низкий уровень здоровья в обеих группах, в данном случае определенную роль играет астенизация современных юношей данного региона. Отмечается, что во 2 группе морфофункциональные показатели несколько ниже, но это различие не столь разительно, что подтверждает о рациональной работе учителей физической культуры в школах республики.

Литература:

1. Апанасенко Г. Л. Так можно ли измерить здоровье? // Советский спорт. № 5, 1987. С.2
2. Бунак В. В. Антропометрия. Практический курс. — М., 1941.
3. Дегтярева Т. Г. Показатели физического здоровья мужского населения Республики Саха (Якутия) // Вопросы формирования здоровья и патологии человека на Севере: материалы научн. — практ. конф. — Якутск, 2002.— с 21-22.
4. Додонова Л. П. Методы самотипирования в возрастной и конституциональной антропометрии. Учебное пособие — Новосибирск, 2006. 160 с., ил.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.11.2018)
Просмотров: 16 | Теги: Физическое развитие, Крайний север | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь