Пятница, 22.06.2018, 21:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КОМФОРТНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Р.Р.Хадиуллина

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КОМФОРТНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Длительные тренировки и соревнования вынуждают студентов- спортсменов пропускать аудиторные лекционные и практические занятия. Появляется острая необходимость использования в образовательном процессе дистанционных образовательных ресурсов и технологий в специально созданной виртуальной образовательной среде вуза физической культуры. Такая среда, направленная на обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого, позволяет получать каждому студенту-спортсмену равные образовательные возможности, что делает процесс его обучения более комфортным.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, виртуальная образовательная среда, комфортность.

 

Актуальность исследуемой проблемы. Тренировочные сборы, подготовка и участие в соревнованиях являются причиной длительной территориальной разделенности студентов-спортсменов от учебного заведения и преподавателя. Студенты, вынужденные пропускать аудиторные лекционные и практические занятия, могут испытывать ощущение дискомфорта, тревоги, неуверенности за результат учебной деятельности, что может также сказаться и на спортивных результатах. Поэтому очень важно создать для студента-спортсмена такие условия, в которых он будет чувствовать себя уверенно и комфортно, что позволит ему осуществлять одновременно учебно-познавательную, социально- коммуникативную и тренировочно-соревновательную деятельности. Решению данной задачи может служить использование наряду с традиционными образовательными ресурсами дистанционных образовательных ресурсов и технологий в специально разработанной образовательной среде. Виртуальный способ передачи информации, взаимодействия субъектов в такой среде определяет ее название как «виртуальная образовательная среда».Виртуальная образовательная среда (далее - ВОС)позволяет студентам-спортсменам получать равные образовательные возможности вне зависимости от формы обучения и состояния здоровья. Появляется возможность обучения в любое удобное для себя время, в любом удобном месте в соответствии с графиком своей тренировочно- соревновательной деятельности. Вместе с тем остается важным вопрос удовлетворенности предметно-пространственными условиями образовательной среды, психологическим состоянием и результатами интеллектуальной деятельности студентов-спортсменов при виртуальном способе взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Материал и методика исследований. Исследование осуществлялось на базе ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»со студентами 1 курса направления «Физическая культура».Инструментарии для определения комфортности среды -«Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Н.А. Курганского[4], а также собственная анкета-опросник.

Результаты исследований и их обсуждение. Широкое использование информационно-коммуникационных, дистанционных образовательных ресурсов и технологий, виртуальных способов получения, обработки и передачи информации в образовательном процессе приводит к появлению таких понятий, как информационно-образовательная среда и виртуальная образовательная среда вуза. Многие исследователи давали свои трактовки данных понятий(Я.А. Ваграменко, И.В. Роберт, Е.С. Полат)[3]. Несмотря на то, что в основу информационно-образовательной среды исследователями вкладываются разные ключевые понятия, общим для всех определений является тот факт, что такая среда неразрывно связана с человеком как субъектом образовательного процесса, направлена на развитие личности обучаемого, ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. На основании анализа данных определений, а также учитывая специфику образовательного процесса студентов-спортсменов, интегрированный характер информационно- образовательной среды, дадим свое понимание данного термина для вуза физической культуры.

Информационно-образовательная среда - особым образом организованное пространство учебного заведения, построенное на интеграции ее составляющих компонентов (традиционно-информационной, виртуальной образовательной и социально-коммуникативной), оптимальном использовании традиционных и дистанционных форм, методов и средств обучения, взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (студента, преподавателя, тренера, сотрудников отдела информационных технологий, административного управления); ориентированное на обеспечение учебно-познавательного и социально-коммуникативного процессов в соответствии с тренировочно- соревновательной деятельностью студентов-спортсменов[5].

Опираясь на мнения многих исследователей (М.Е. Вайндорф-СысоеваЕ.С. Полат, В.П. Тихомирови др.[2])можно предположить, что одним из компонентов информационно-образовательной среды вуза является ВОС, определяемая пространством взаимодействия субъектов образовательного процесса. Личностно-ориентированный подход, лежащий в основе такого взаимодействия, позволяет учитывать особенности индивидуальных образовательных траекторий студентов-спортсменов разных форм обучения. При этом каждый студент получает возможность осуществления учебно- познавательной, социально-коммуникативной деятельности параллельно с тренировочно-соревновательной, что в совокупности представляет реализацию им индивидуальной образовательной траектории[5].

Форма обучения студента определяется интенсивностью его тренировочно- соревновательной деятельности: студенты очной формы обучения редко выезжают на соревнования, не участвуют в тренировочных сборах, поэтому они не пропускают аудиторные занятия; студенты, обучающиеся по индивидуальному плану обучения, ведут интенсивную тренировочно-соревновательную деятельность, поэтому они посещают учебные занятия только тогда, когда нет совпадений с графиком их тренировок и соревнований; студенты заочной формы обучения, в большинстве своем, это действующие тренеры, спортивные менеджеры, спортсмены-инвалиды, посещающие занятия во время сессий, и то в том случае, если нет совпадений с графиком тренировок и соревнований. Таким образом, видно, что студенты-спортсмены разных форм обучения находятся в разных образовательных условиях. Те студенты, которые вынуждены пропускать учебные занятия, могут испытывать психологический дискомфорт, беспокойство за невозможность осуществления учебно-познавательной деятельности во время тренировок и соревнований; неудовлетворенность пространственно-предметными условиями образовательной среды, результатами обучения.

В такой ситуации расширение виртуальной составляющей информационно- образовательной среды вуза физической культуры позволит преодолевать одно из главных противоречий, возникающих в образовательной деятельности студента- спортсмена: между необходимостью получения багажа необходимых знаний, умений, навыков и компетенций для дальнейшего профессионального роста и длительной территориальной разделенностью от преподавателя и учебного заведения в связи с тренировочно-соревновательной деятельностью. Такой процесс является личностно-ориентированным и направленным на удовлетворение образовательных потребностей студентов-спортсменов всех форм обучения.С точки зрения концепции личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейна, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская [6]) ВОС вуза физической культуры направлена на обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого, исходя из индивидуальных особенностей предметной деятельности и субъекта познания; предоставляет каждому обучаемому возможность реализовывать себя в учебно- познавательной деятельности согласно его способностям, склонностям, интересам, интенсивности тренировочно-соревновательной деятельности и форме обучения; позволяет моделировать педагогические ситуации, требующие индивидуальный, личностный подход. Все это будет способствовать удовлетворенности студента-спортсмена предметно-пространственными условиями ВОС, что, в результате, определяет ее комфортность.

На основании ряда исследований (Б.Г. Ананьева, Н.А. Курганского, В.И. Слободчикова, Д И. Фельдштейна и др.) под комфортностью образовательной среды вуза физической культуры, мы подразумеваем три ее структурные составляющие, оцениваемые по определенным показателям [4]:
психологическая комфортность- это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и характеризующееся состоянием радости, удовлетворения от образовательного процесса; интеллектуальная комфортность это удовлетворенность студентов-спортсменов своей мыслительной деятельностью и ее результатами, в том числе, полученными дистанционно; физическая комфортность- это соответствие между соматическими, телесными потребностями и предметно-пространственными условиями образовательной среды.

Для определения комфортности В ОС нами была использована методика «Оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» [5], а также собственная анкета-опросник. Согласно методике, предложенной Н.А. Курганским, нами были исследованы такие состояния студента, как психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность. Вопросы нашей анкеты-опросника были направлены на изучение также трех составляющих комфортности ВОС. Исследовалась удовлетворенность студентов-спортсменов: возможностью обучаться в условиях ВОС вуза; возможностью регулировать график изучения дисциплин; процессом, условиями и результатами обучения; своевременным получением обратной связи от субъектов образовательного процесса; соответствием между соматическими, телесными потребностями и предметно-пространственными условиями ВОС.

На формирующем этапе эксперимента контрольная группа обучалась в отсутствии ВОС: студенты-спортсмены, уезжавшие на тренировки и соревнования, не могли получать помощь со стороны преподавателя, сотрудников административного управления и информационного отдела. По приезду с соревнований студентам приходилось выполнять задания и сдавать задолженности в сжатые сроки, так как они снова уезжали на тренировочные сборы. Экспериментальная группа студентов в процессе обучения использовала наряду с традиционными ресурсами все необходимые дистанционные образовательные ресурсы и технологии (электронные курсы, интерактивные упражнения). Взаимодействие субъектов образовательной среды осуществлялось как очно, так и дистанционно с помощью платформы дистанционного обучения Moodle. Такие студенты при любых затруднениях во время самостоятельного изучения дисциплины имели возможность получить помощь со стороны преподавателя, сотрудников отдела информационных технологий, административного управления [ 1 ].

После изучения дисциплины «Информатика» в конце первого семестра обучения показатели комфортности образовательной среды у студентов- спортсменов экспериментальных групп повысились, что можно объяснить сформированностью у них самообразовательных умений и навыков работы с информационными ресурсами, в том числе и с дистанционными образовательными. Измерение уровня комфортности после обучения дисциплине «Физика» еще раз подтвердили результаты измерений, полученные после обучения информатике. Каждый компонент комфортности образовательной среды исследовался в отдельности, но для большей наглядности в итоге были проанализированы среднеарифметические значения трех ее составляющих: психологической, интеллектуальной, физической. Таким образом, по результатам контрольного этапа эксперимента уровень комфортности образовательной среды у студентов контрольных групп повысился в среднем на 5,6 %, у экспериментальных - на 15,8%.

Заключение. Таким образом, можно утверждать, что использование дистанционных образовательных ресурсов и технологий в условиях ВОС вуза физической культуры позволяет делать образовательный процесс студентов- спортсменов разных форм обучения более комфортным, что в дальнейшем положительно скажется на результатах обучения.

Литература

1. Mavlyudova, L.U. Features of education in high schools in terms of information technology implementation / L.U. Mavlyudova, E.S. Shamsuvaleeva, R.R Khadiullina, L.I. Mavlyudova // International Journal of Pharmacy and Technology. 2016. -T. 8. - №2. -C. 14606-14613.
2. Вайндорф-Сысоева, M.E. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: дисс. ... д-рапед. наук: 13.00.08 / Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна. - Москва, 2009.-388 с.
3. Полат Е.С. Дистанционное обучение: учеб.пособие / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 192 с.
4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб.пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Питер, 2000. - 560 с.
5. Хадиуллина, P.P. Формирование самообразовательных умений и навыков владения информационными ресурсами для выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента-спортсмена / P.P. Хадиуллина // Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов: по материалам Международной научно-практической конференции в 18 частях. - 2013. -С. 136-137.
6. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 2000. -176 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (24.04.2018)
Просмотров: 64 | Теги: виртуальная образовательная среда, студенты-спортсмены | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь