Вторник, 06.12.2016, 08:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей

Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей

Комментарий к статье 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. В комментируемой статье в развитие положений п. 7 ст. 2 Закона конкретизируются виды информации:

- запрещенной для распространения среди детей;

- распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

При этом ч. 1 содержит отсылочные нормы к положениям ст. ст. 7 - 10 комментируемого Закона, в которых регламентируются перечни информационной продукции, допускаемой к обороту в зависимости от возрастных цензов: для детей, не достигших возраста шести лет; детей, достигших возраста шести лет; детей, достигших возраста двенадцати лет, и детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Далее мы подробно рассмотрим, какие именно виды информации могут причинить вред здоровью и (или) развитию детей.

2. Запрещенной для распространения среди детей является следующая информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.

В Модельном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, такая информация именуется "информацией, провоцирующей детей на действия, потенциально опасные для их жизни и здоровья". К ней относится информация, способная побудить детей к действиям, подвергающим опасности их жизнь, физическое и психическое здоровье, включая самоубийство, членовредительство, искусственное прерывание беременности, манипуляции с взрывчатыми, ядовитыми, сильнодействующими, радиоактивными веществами, оружием или боеприпасами, занятие азартными играми, либо провоцирующая детей на потребление веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья (п. 18 ст. 3).

Указанная информация является самым эффективным способом добиться от заинтересованных лиц совершения нужных действий. Возможны различные способы распространения информации, которые отличаются разными методами подачи и усвоения, побуждающие заинтересованных лиц к более оперативным действиям для решения всех необходимых вопросов. Под побуждением следует понимать психическое воздействие на ребенка с целью заставить его изменить поведение в требуемую сторону либо к поставленной цели. Обязательным (конструктивным) признаком побуждения является цель: заставить несовершеннолетнего совершить действия, представляющие угрозу его жизни и (или) здоровью, либо причинить вред своему здоровью, совершить самоубийство;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься антиобщественными действиями: проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

В Модельном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, такая информация именуется "информацией, провоцирующей детей на антиобщественные и противоправные действия", - это информация, способная побудить детей к употреблению наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, к занятию проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, к совершению актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и (или) религиозными ценностями, а также к совершению иных деяний, грубо нарушающих права и законные интересы других лиц (п. 17 ст. 3).

Данная информация состоит из любых действий, направленных на употребление несовершеннолетним спиртных напитков или одурманивающих веществ. К ней относятся различные формы убеждения, внушения, давления, с тем чтобы у детей появилось желание к употреблению указанных средств и веществ. Вызвать у несовершеннолетнего лица решимость совершить указанные выше действия могут следующие мотивы: престижного характера (стремление проявить отвагу и смелость перед знакомыми и (или) близкими, самостоятельность, почувствовать риск); подражательного характера (чувство солидарности, ложное чувство товарищества, следование примеру); альтруистического характера (желание показать глубину чувства перед знакомыми);

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям, а также к животным.

Информация подобного характера способствует серьезным деформациям в духовно-нравственной сфере несовершеннолетнего, разрушает системы правового и нравственного воспитания молодежи, является пропагандой насилия. К сожалению, в настоящее время иногда наблюдается невысокий уровень морального воспитания в учебных заведениях и, как следствие, потеря идеалов и смыслообразующих целей, в эмоционально-психологическом настрое молодежи распространена ориентация на допустимость насилия в кризисной ситуации, на культ силы, суперменство. Как результат, к негативным проявлениям следует отнести образование маргинальных групп, правонарушения и преступления среди несовершеннолетних. Кроме того, эмоциональное напряжение приводит детей к желанию его ослабить, вследствие чего провоцирует их на уход из реальной среды и поиск суррогатных выходов;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

В Модельном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, такая информация именуется "информацией, дискредитирующей социальный институт семьи", - это информация, пропагандирующая отрицание семейных ценностей или принижающая значимость социальных институтов семьи, брака, материнства и отцовства, способствующая формированию у детей искаженных ориентаций и установок в брачно-семейной сфере (п. 14 ст. 3).

Подобная информация, неосознанно воспринимаемая несовершеннолетним, является незаметным повседневным психологическим воздействием, которому ребенок подвергается, и довольно часто имеет очень серьезные последствия для его психического здоровья. Современное положение требует от родителей необходимой подготовки в области предупреждения насилия; развития у них навыков распознавания тревожащих симптомов, оценки реальной ситуации, умения разрешать конфликты; строить слаженный механизм реагирования, в котором каждый знает свое место и свои функции. Родителям необходимо уделять больше внимания вопросам сохранения и укрепления психического здоровья своих детей, стремиться к улучшению микроклимата семье. Снижение психологического насилия со стороны родителей может стать одним из подходов к профилактике негативных зависимостей у ребенка. Безусловно, каждый ребенок должен знать, как оградить себя от жестокого обращения, к кому ему следует обратиться за поддержкой и помощью. Каждый родитель должен защищать своих детей не только от посторонних, но и от самого себя;

5) оправдывающая противоправное поведение.

Признаки противоправного поведения определяются законом или другими нормативными актами. Таким образом, к противоправному поведению следует отнести любые действия, которые признаны таковыми любой отраслью права (гражданского, трудового, административного, семейного и т.д.). Противоправные действия несовершеннолетнего могут выражаться в произволе, беззаконии, быть по своему характеру исключительно грубыми и циничными. Кроме того, они могут непосредственно угрожать жизненно важным интересам как самого несовершеннолетнего, так и его близким, иным лицам. Как правило, подобные действия влекут за собой наступление невыгодных последствий либо создают реальную возможность наступления таких последствий. Противоправное поведение может быть аморальным, если оно нарушает общечеловеческие нормы поведения, общения людей. Противоправное поведение может стать поводом для совершения преступления, оно обусловливает возникновение умысла на преступление, которое приводится в исполнение.

К информации, провоцирующей детей на уголовно наказуемые деяния (преступления), согласно п. 19 ст. 3 Модельного закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, относится информация, способная побудить детей к совершению уголовно наказуемых деяний, в том числе позитивно представляющая (либо пропагандирующая) совершение преступлений и преступников, криминальные ценности и нормы, обычаи, традиции, атрибутику или символику преступной среды, включая криминальный жаргон;

6) содержащая нецензурную брань, которая имеет негативный общественный статус непристойных слов и выражений, в том числе кодифицированный характер.

Модельный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, оперирует понятием "информация, содержащая ненормативную лексику", под которой понимается информация, содержащая бранные, вульгарные, нецензурные или иные ненормативные слова, речевые обороты и выражения, а равно слова, речевые обороты и выражения, сходные до степени смешения с нецензурными.

Собственно, к нецензурной брани следует относить табуированную лексику и матерщинную брань: просторечные грубые и бранные выражения, маргинальную лексику и вульгарное сквернословие. К нецензурным словам следует отнести: непристойные образы и сравнения, выражения, оскорбляющие человека и гражданина, группы лиц по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе, а также порочащие объекты национального и всемирного культурного достояния. Главным признаком оскорбительности высказывания выступает, прежде всего, неприличная форма выражения отрицательной оценки человека, которая может стать причиной подрыва его престижа в глазах окружающих, также способная нанести ущерб уважению к самому себе. В современное время нецензурная брань становится нормой общения. Огрубление русского языка влечет огрубление нравов. Особенно в этой ситуации наиболее уязвимыми оказываются дети. Окружающая среда разрушается под воздействием нецензурной брани. Дети особенно оказываются подверженными негативному воздействию, так как в силу своего возраста еще не имеют морального и нравственного иммунитета. С самого раннего детства они оказываются вовлеченными в сквернословие, что приносит в их жизнь не гармонию и здоровье, а отрицание, бунт, дисгармонию и безнравственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13.21, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;

7) содержащая информацию порнографического характера.

Как правило, порнография выражается демонстрацией натуралистического изображения полового акта. К порнографическим изданиям относятся: сочинения, фильмы, открытки, рисунки, гравюры, картины, печатные издания, изображения, афиши, эмблемы, фотографии и другие порнографические предметы, содержащие реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов людей главным образом с целью вызвать сексуальное возбуждение (см. об этом подробнее комментарий к п. 8 ст. 2 настоящего Закона);

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Как свидетельствует статистика, в последние годы в стране увеличилось число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Данная категория преступлений обладает большой латентностью, связанной с тем, что в результате запугиваний и уговоров со стороны педофилов дети не хотят рассказывать о случившемся ни родителям, ни друзьям. В стране развилось серьезное недоверие к правоохранительным органам. Об этом свидетельствуют долгие и изматывающие допросы пострадавших несовершеннолетних, серьезно травмирующих их психику. Зачастую следователи способствовали разглашению по различным мотивам информации о такого рода преступлениях, не скрывая место события преступления и фамилии потерпевших. Более того, в Российской Федерации длительное время отсутствовали нормы, защищающие права несовершеннолетних потерпевших, устанавливающие запрет на разглашение в СМИ такого рода информации. Действующее законодательство фактически не препятствовало показу в новостных репортажах пострадавших несовершеннолетних, раскрытию информации, касающейся времени и места совершенного по отношению к ним преступления, а также их персональных данных (имя, адрес, имена родителей и т.д.). Пострадавших несовершеннолетних нередко привлекали к участию в различных ток-шоу и иных телепрограммах, прямо или косвенно затрагивающих события совершенных по отношению к ним преступлений.

В июле 2012 г. в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона (присвоен N 109392-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)"). В апреле 2013 г. этот проект был подписан Президентом РФ, приобретя форму Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ, которым был установлен полный запрет на распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением специально предусмотренных случаев. Были установлены и иные ограничения, нашедшие свое отражение в изменениях в Закон РФ "О средствах массовой информации", внесены дополнения в КоАП РФ, ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и комментируемый Закон.

Отныне незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет содержание информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. К ней относится:

1) изображение или описание жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия.

В Модельном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, закреплены такие понятия, как:

- демонстрация жестокости - описание или изображение пыток, истязаний, мучений, глумления над жертвой, применения изощренных способов нанесения увечий и лишения жизни, а также иных деяний, причиняющих особые физические или психические страдания человеку или животному, а равно описание или изображение надругательства над телами умерших или местами их захоронения (п. 3 ст. 3);

- демонстрация насилия - описание или изображение физического, сексуального или психического насилия над человеком, в том числе лишения его жизни, причинения вреда его здоровью, изнасилования или иных насильственных действий сексуального характера, либо тяжких оскорблений и издевательства над человеком, а равно описание или изображение трупов убитых людей или следов кровопролития (п. 4 ст. 3);

- пропаганда насилия и жестокости - распространение информации, направленное на формирование в сознании детей установок и (или) стереотипов агрессивного, насильственного поведения либо имеющее целью побудить или побуждающее их к актам противоправного насилия и (или) жестокого обращения с человеком или животным, в том числе путем романтизации или героизации насилия и жестокости, их оправдания, восхваления или представления как нормы поведения либо в качестве приемлемого и (или) предпочтительного способа разрешения конфликтов и жизненных проблем (п. 29 ст. 3);

- пропаганда преступлений - распространение информации, направленное на формирование в сознании детей установок преступного поведения, в том числе информации, содержащей призывы к совершению уголовно наказуемых деяний или инструкции о способах подготовки, совершения, сокрытия преступлений, уклонения от уголовной ответственности, либо обосновывающей или оправдывающей их допустимость, либо романтизирующей преступный образ жизни (п. 30 ст. 3);

2) информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.

Информация данной категории должна включать следующие признаки:

а) может быть представлена в виде изображения или описания;

б) должна вызывать у детей страх, ужас или панику;

в) должна унижать человеческое достоинство в форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий (см. комментарий к ст. 8 Закона).

Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием (по Далю: страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия. Страх обуяет, и растеряешься. Со страху, со страстей поджилки дрожат...). С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом <8>.

--------------------------------

<8> Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.


Ужас - крайняя форма страха, разновидность аффекта, основной чертой является подавленность (оцепенение), иногда дрожь, в общем, отсутствие активной реакции по устранению источника страха.

Паника - негативно окрашенное эмоциональное состояние крайнего страха, ужаса, дезориентирующее и не поддающееся сознательному контролю <9>.

--------------------------------

<9> URL: http://www.b17.ru/article/pan/.


Достоинство - уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. включила человеческое достоинство в свою преамбулу: "...принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира". Конституция РФ (ч. 2 ст. 21) гласит, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Согласно п. 2 ст. 54 СК РФ ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В гражданском праве достоинство личности - одно из нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.

В Типовом положении об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204) указано, что дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников, обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам и обучающимся не допускается.

В ст. 4 Этического кодекса медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.) закреплены нормы, направленные на соблюдение уважения человеческого достоинства пациента.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 г. N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания" отмечено, что согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) в толковании Европейского суда по правам человека к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

В дополнительном Протоколе к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ ETS N 168 (Париж, 12 января 1998 г.) (данный документ не действует на территории России), отмечено, что инструментальный подход к человеческому существу в форме преднамеренного создания генетически идентичных существ противоречит представлениям о достоинстве человека и в силу этого представляет собой недобросовестное применение достижений биологии и медицины.

Анализируя изложенное, можно сказать, что к информации, указанной в п. 2 ч. 3 комментируемой статьи, можно отнести информацию о применении или угрозе применения физического воздействия на ребенка в качестве наказания или порицания (например, путем избиения), о клонировании и пр.

Согласно Модельному закону о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, к "информации устрашающего характера" относится информация, способная вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушающая им ужас, включая устрашающее описание или изображение потусторонних сил, вымышленных существ, а равно натуралистическое изображение или описание тяжелых заболеваний, травм, увечий, актов вскрытия, самоубийства, членовредительства, несчастных случаев, аварий, катастроф и их последствий (п. 21 ст. 3);

3) изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной.

Такого рода информация может быть признана информацией эротического характера, т.е. информацией, не являющейся порнографической, но способствующей возбуждению сексуального влечения или удовлетворению сексуальных потребностей. К ней могут быть отнесены также иные сведения, способные вызвать у ребенка не соответствующий возрастной норме интерес к сексуальным проблемам или побуждающие детей к началу половой жизни (см. п. 22 ст. 3 Модельного закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию);

4) информация, содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Брань - осуждающие и обидные слова, ругань <10>; бранный - содержащий брань, резко порицающий <11>; браниться - выражать свое недовольство в грубых, резких словах <12>.

--------------------------------

<10> URL: http://my-dictionary.ru/word/2134/bran/.

<11> URL: http://my-dictionary.ru/word/2130/brannyj/.

<12> URL: http://my-dictionary.ru/word/2129/branitsya/.


В Институте управления Российской академии наук группой ученых под руководством видного молекулярного биолога П. Гаряева проводятся исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит сегодня с родом человеческим? С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, ученые пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь и, более того, под воздействием человеческой речи эти молекулы - ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу. Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат - бранные слова, несущие разрушительный заряд, - его хромосомы начинают искажаться и деформироваться, причем до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, - отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства <13>.

--------------------------------

<13> URL: http://www.agniyoga888.ru/ur888/LIST/O_mate.htm.


По мнению директора Института лингвистики М. Кронгауза, к словам, не являющимся матерными, но запрещенным к употреблению в общественных местах, относятся слова, корни которых связаны с отправлением естественных потребностей, которые не входят в круг матерной лексики, такие, как корни "ср-" и "сс-". Для многих людей они являются еще более неприемлемыми, чем матерная лексика, вызывают неприятные эмоции, являются оскорбительными, по крайней мере для части общества. Речь идет о неписанных правилах, но в культуре есть определенные запреты на употребление этого в кроссгендерном общении. Кроме того, в нашей культуре табуированию подвергается то, что связано с сексом, и вообще все, что "ниже пояса", в то время как в романских языках под запретом общества находится, в первую очередь, богохульство, так что в зависимости от региона ситуация с табуированными лексическими пластами разнится <14>.

--------------------------------

<14> URL: http://www.krugozormagazine.com/show/mat.438.html.


4. При практическом применении норм комментируемой статьи следует учитывать, что ни контроль со стороны родителей (лиц, их заменяющих), воспитателей и педагогов, ни запрет и ограничения со стороны уполномоченных государственных органов не дают 100% гарантии того, что в какой-то момент ребенок может столкнуться, например, с информацией, способной вызвать у него желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе. В архиве Госфильмофонда имеется множество фильмов и мультфильмов периода СССР, герои которых без всяких запретов употребляют спиртные напитки, курят, что может вызвать ассоциации некой свободы, "взрослости", получения удовольствия. Крокодил Гена из мультсериала "Чебурашка и крокодил Гена", папа из "Простоквашино", волк из "Ну, погоди!" - все курят как "паровозы", а разбойники из "Снежной королевы" и "Бременских музыкантов" - курят табак и пьют алкоголь. И если разбойники и волк хотя бы символизируют отрицательных героев, то папу из "Простоквашино" и крокодила Гену к таким героям никак нельзя отнести. Далее - герои отечественных фильмов: мушкетеры, пираты, гусары - почти все пьют как алкоголики, а фраза из песни В. Цоя "...но если есть в кармане пачка сигарет, значит все не так уж плохо на сегодняшний день..." всерьез заставляет задуматься о "пользе" курения. И если постараться, то почти в любом произведении, будь то фильм, мультик, книга, песня и пр., можно найти элементы, оказывающие не самое благоприятное воздействие на психическое, духовное и нравственное развитие детей. И что тогда? Все запретить и ограничить? Нет, вовсе нет, доходить до абсурда не стоит, надо всего лишь правильно расставить акценты, и тогда курительная трубка крокодила Гены будет восприниматься как неотъемлемый аксессуар его образа - доброго, милого и надежного взрослого товарища всех малышей. Именно таким его воспринимали дети, чье детство выпало на ту пору, когда мультсериал "Чебурашка и крокодил Гена" был востребован. Показателен в этом случае эпизод в мультфильме "Малыш и Карлсон", когда домоправительница фрекен Бок порицает папу Малыша за курение, забирая у него сигарету с помощью пылесоса.

Безусловно, существует информация, на распространение которой среди детей действительно следует наложить жесткий запрет, например, когда речь идет о побуждении детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству. Однако даже в этом случае бывает весьма непросто определить ту грань, перейдя которую информация становится "запретной". Так, например, если речь идет об интернет-сайтах, посвященных всем нюансам суицида, то здесь все предельно просто: да, такой информационный ресурс попадает в категорию запрещенных. Но встречаются ситуации, когда безобидная на первый взгляд информация побуждает подростков к самоубийству. В последние годы зафиксировано немалое количество случаев, когда дети, не выдержав психологического натиска от информации, связанной с предстоящими ЕГЭ и порождающей страх неудачи, порицания со стороны учителей и родителей, неизбежности наступления нежелательных последствий, влияющих на будущую судьбу подростка (например, непоступление в вуз, призыв в армию, возможное аннулирование результатов и пр.), расстались с жизнью <15>. Причем такой натиск во многих случаях, так сказать в качестве профилактики (чтобы лучше учились), начинается уже с 9 класса, когда ребят готовят к ГИА. По мнению чиновников, суициды школьников накануне, во время или после проведения ЕГЭ не являются причиной проведения самих ЕГЭ, в этом, полагают они, виноваты взрослые, которые не смогли вовремя оказать внимание ребенку, а в ЕГЭ нет ничего страшного. Между тем психологи считают, что ЕГЭ могут стать первопричиной расстройства, которое толкает школьников на роковой шаг, поскольку в этом возрасте в организме подростка происходят большие перестройки, в том числе и в психической сфере. При неустойчивой психике ЕГЭ могут оказать психотравмирующее воздействие, точнее не сами экзамены, а шумиха вокруг них, нагнетенная эмоциональная обстановка и на детей, и на учителей. Если раньше дети "тянули билет, готовились, писали текст, то сейчас их дальнейшая судьба зависит от галочки, которую ставят в экзаменационном листе. Причем экзаменационные вопросы иногда звучат неоднозначно, а оценка влияет на поступление в учебное заведение. Человеку с неустойчивой психикой справиться с этим очень тяжело. Возрастает мера ответственности, появляются тревожные нервные реакции" <16>.

--------------------------------

<15> URL: http://ria.ru/spravka/20100602/241538298.html.

<16> URL: http://lifenews.ru/news/26400.


2013 год был показательным в плане того, что нельзя списывать на ЕГЭ или пользоваться мобильными телефонами, выкладывать в Интернете для всеобщего доступа ответы по ЕГЭ. Нарушителей наказали публично, но без указания имен. Однако подобные "показательные порицания" вызвали лишь негативный резонанс: школьники (впрочем, как и учителя) стали с еще большей опаской относиться к ЕГЭ. Полагаем, что законодатель вряд ли задумался о том, что такая информация согласно комментируемому Закону может быть отнесена к запрещенной или ограниченной, поскольку способствует причинению вреда здоровью и (или) развитию детей. Хотя, с точки зрения Модельного закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, "информация, которая по своему содержанию <...> способна оказать вредное влияние на состояние физического или психического здоровья детей и (или) вызвать нарушения их нравственного, духовного, психического, физического или социального развития, в том числе посредством <...> провоцирования детей на потенциально опасные поступки", признана информацией, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Экзамены в школе сдавали всегда, но такого психологического, не побоимся сказать, "терроризма", возникшего по причине введения ЕГЭ, как за последние 3 - 5 лет, не было. Конечно, винить сами ЕГЭ в смерти школьников не вполне разумно, но задуматься более детально над нюансами подготовки к ЕГЭ, условиями их проведения, критериями оценивания, анализом результатов и связанными с этим последствиями просто необходимо. ЕГЭ ни в коем случае не должен вызывать у школьников страх, сопряженный с желанием суицида.

Россия уже неоднократно сталкивалась с информационной цензурой, в результате которой "запретный плод" становился поистине "сладок", поэтому не стоит и сейчас ждать каких-то удивительных результатов, когда все дети, вновь одетые в школьную форму и лишенные индивидуальности, станут дисциплинированными, будут смотреть исключительно развивающие передачи, снова без принуждения начнут читать не запрещенную художественную литературу, выбирая при этом из компьютерных игр исключительно логические аркады. Интересно отметить, что согласно Приказу Государственного комитета РФ по кинематографии от 20 октября 1999 г N 7-1-19/74 "О Временном руководстве по возрастной классификации аудиовизуальных произведений" фильмы, рекомендуемые для показа зрителям старше 14 лет, могли содержать "взрослые темы", включающие в себя словесное упоминание или описание и наглядное изображение, связанное со следующими темами: самоубийство, преступление, коррупция, проблемы замужества и женитьбы, развод и др. эмоциональные травмы, наркотики и алкогольная зависимость, смерть и серьезные болезни, расизм, религиозные вопросы. В фильмах допускалось присутствие элементов насилия и жестокости (драки, применение оружия без сильного кровопролития, краткое изображение несчастного случая, катастрофы), эпизоды обнаженной натуры, отдельное употребление грубых жаргонных слов, возможны краткие сцены с применением наркотиков при негативном отношении к ним по сюжетной линии фильма; мягкая подача "сверхъестественных" тем или тем "ужасов".

Указанный перечень "взрослых тем", на наш взгляд, представляется гораздо более уместным, нежели "запугивание ЕГЭ", поскольку способствует формированию у подростка реального восприятия о мире, в котором, увы, приходится сталкиваться и с жестокостью, и с насилием, и с преступными деяниями. Конечно, не следует "погружать" ребенка во все детали, но и ограждать его от действительности, приучая к жизни в "розовых очках", тоже не вполне правильно, важно соблюсти разумный баланс. Россию пока еще трудно назвать цивилизованной страной с высокодуховным и культурным населением, поэтому ни запреты, ни ограничения не станут панацей от всех бед, которые могут повлиять на психическое, духовное и нравственное развитие детей. Абсолютных запретов не существует, все равно найдутся те, кто их нарушит, поэтому следует уже с младенчества не избегать проблемных вопросов и ситуаций, а вырабатывать в детях верное отношение к "плохому" и "хорошему", формируя тем самым мировоззрение и жизненные ценности, которые в подростковом и более зрелом возрасте помогут ребенку самому определить, что такое "хорошо", а что такое "плохо". И если законодатель счел верным ввести запреты и ограничения в отношении информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, то он должен позаботиться и об альтернативе такой информации, чтобы не возникло информационного вакуума, грозящего деградацией и вырождением нации. Ведь факт остается фактом - детского кино в России практически не существует, все, что мы имеем на сегодняшний день, - наследие Советского Союза, то же можно сказать о современной отечественной детской литературе и музыке. Мультфильмы - все преимущественно иностранные, да и возрастные критерии во многих случаях "12+", а зарубежные фильмы - что ни фильм, все под знаком "16+" и "18+". Хотя следует заметить, что мультипликация в России в последние годы стала возрождаться. Значимым достижением стал мультсериал "Смешарики" и мультфильмы, выпущенные отечественной студией анимационного кино "Мельница": сериалы "Приключения в Изумрудном городе", "Лунтик и его друзья", "Барбоскины", полнометражный анимационный фильм "Карлик Нос" и последовавшая за ним "Богатырская серия": "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Три Богатыря и Шамаханская царица", "Три Богатыря на Дальних Берегах", мультфильм "Иван царевич и Серый волк", за что огромное спасибо их создателям. Теплых слов заслуживают мультфильмы "Приключения Аленушки и Еремы", "Звездные собаки Белка и Стрелка".

Представляется, что для выхода из сложившейся ситуации нужно принять срочные меры, направленные на выделение из федерального бюджета средств на развитие отечественного кинематографа, мультипликации и анимации. Необходимы гранты для поддержки талантливых литераторов, музыкантов, художников, а также любая другая помощь со стороны государства, направленная на обеспечение гармоничного и полноценного развития наших детей.

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.02.2014)
Просмотров: 879 | Теги: защита, информация, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016