Воскресенье, 04.12.2016, 00:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 2. Виды административных наказаний, применяемых за правонарушения в области налогов и сборов

§ 2. Виды административных наказаний, применяемых за правонарушения в области налогов и сборов

Виды административных наказаний и их размеры устанавливаются только федеральным законом - Кодексом РФ об административных правонарушениях. Если есть необходимость и понимание этого, в системе наказаний могут быть произведены изменения путем введения поправок в ст. ст. 3.2 - 3.12 КоАП РФ.

За совершение правонарушений в области налогов и сборов, предусмотренных в главе 15 КоАП РФ, может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа.

Любое административное наказание может быть назначено только на основании имеющихся материалов дела об административном правонарушении и по результатам рассмотрения этих материалов компетентным субъектом административной юрисдикции путем вынесения письменного акта (постановления) по делу.

Административный штраф является наказанием, выраженным в денежной форме, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - одного миллиона рублей.

Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы в борьбе с административными правонарушениями, используют чаще всего. Административную ответственность без всякого преувеличения можно назвать "штрафной", т.к. в большинстве случаев данный вид наказания назначают виновным физическим или юридическим лицам за совершение административных правонарушений. Согласно законодательству Российской Федерации, административный штраф как вид наказания не применяется к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (п. 6 ст. 3.5 КоАП РФ).

Административный штраф, как вид административного наказания, выражается в рублях и, в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ, может быть кратным:

- стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

- сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленном порядке на счета в уполномоченные банки, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного денежного штрафа.

- сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял действий по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер суммы административного штрафа не может быть меньше 100 рублей.

При этом размер административного штрафа исчисляется исходя из стоимости предмета административного правонарушения, суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) начисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, а в случае, предусмотренном ст. 7.27 КоАП РФ (мелкого хищения ценного имущества), - 5-кратный размер стоимости похищенного имущества.

Размер штрафа, исчисляемый исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельности по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

В соответствии с п. 2 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) суммы денежных взысканий (штрафов), исчисляемых исходя из сумм налогов (сборов), предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, - в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам (сборам);

2) суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных статьями 116, 118 и 119.1, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации:

в федеральный бюджет - по нормативу 50 процентов;

в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), - по нормативу 50 процентов.

Привлечение юридического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Административная ответственность - форма юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренная КоАП РФ. Этот вид ответственности предполагает уплату штрафа, или, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

Отдельные налоговые правонарушения наказуемы в рамках как НК РФ, так и КоАП РФ. По таким нарушениям налоговые органы вправе принять решение о штрафе, но они не могут налагать административные санкции на руководителей организаций за допущенные налоговые нарушения, указанные в КоАП РФ. В этом случае налоговые органы имеют право составить протоколы о выявленных ими нарушениях.

Полномочия по наложению административных штрафов на виновных лиц относятся к компетенции районного или мирового судьи. Размер штрафа установлен в рублях.

Кодексом РФ об административных правонарушениях определены основания для применения административной ответственности. Перечень налоговых нарушений, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности, приведен ниже.

Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники (ККТ) влечет наложение штрафа в размере:

- на граждан - от 1500 до 2000 руб.;

- на должностных лиц - от 3000 до 40000 руб.;

- на юридических лиц - от 30000 до 40000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).

Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение штрафа в размере:

на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40000 до 50000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (при этом деятельность организация не вела) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

То же деяние, что и в п. 1, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Нарушение срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или закрытии счета в кредитной организации влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. (ст. 15.4 КоАП РФ).

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов и других сведений, необходимых для налогового контроля, влечет наложение штрафа в размере:

- на граждан - от 100 до 300 руб.;

- на должностных лиц - от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (искажение сумм начисленных налогов и сборов, любой статьи или строки формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%), а также порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

Кодексом РФ об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность должностных лиц банков за:

- нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7);

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога и (или) сбора (взноса) (ст. 15.8);

- неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9);

- неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10).

1. Общие правила назначения административного наказания в области налогов и сборов.

В главе 4 КоАП РФ общие правила назначения административных наказаний основаны на следующих принципах:

- законность;

- эффективность (справедливость);

- своевременность, оперативность воздействия.

Законность применения административных наказаний. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности, правильная квалификация действий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение наказания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия, и т.д.

Наказание может быть назначено только в том случае, когда в деянии лица установлен состав конкретного правонарушения.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны. Он может применять наказание только в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид наказания в рамках предоставленных ему полномочий.

Эффективность (справедливость). Это важнейший принцип применения административных наказаний. Его смысл в том, что наказание должно быть эффективным, достигать целей его применения: исполнение обязанностей, частной и общей превенции правонарушений. Его главные проявления: соразмерность содеянному, индивидуализация назначения наказания, экономия. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение (этот признак закреплен только КоАП РФ), степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Последовательное обеспечение целесообразности назначения административного наказания обеспечивается и нормами, предоставляющими правоприменителю возможность или обязывающими его заменить наказание иными мерами правового воздействия. Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения административного наказания.

Альтернатива первая (ст. 2.9 КоАП РФ): при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 2.5 КоАП РФ): передача материалов об административных правонарушениях военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, сотрудников ОВД, органов уголовно-исполнительной системы и других лиц, на которых распространяется действие специальных положений о прохождении службы, их командирам (начальникам) для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя данную статью, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений. Полезно было бы закрепить такую практику законом.

Альтернатива третья (ст. ст. 2.3, 23.2 КоАП РФ): материалы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершеннолетних, которые могут освободить лицо от административной ответственности и применить к нему воспитательные и иные меры воздействия, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае если в статьях разделов I, III, IV, V данного Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

В случаях, указанных в ч. ч. 3 - 6 ст. 2.10 КоАП РФ, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Административные наказания, назначенные в соответствии с п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. ч. 3 - 6 ст. 2.10 КоАП РФ.

В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Важными для характеристики административных наказаний являются положения ст. 1.6 КоАП РФ, которая запрещает субъектам публичной власти принимать решения, производить действия, унижающие человеческое достоинство при применении любых мер административного принуждения (наказания, пресечения и др.). Конкретизируя эти требования, ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ устанавливает, что административное наказание не может ставить целью унижение человеческого достоинства гражданина, привлеченного к административной ответственности. КоАП РФ запрещает применение административных наказаний с целью причинения гражданам физических страданий (например, арест беременной женщины, лица, нуждающегося в постоянной медицинской помощи, лишение права управления транспортным средством лица, пользующегося этим правом в связи с инвалидностью, и т.п.). Кроме того, данная норма устанавливает, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридических лиц.

Давность привлечения к административной ответственности. Эффективность деятельности органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, во многом зависит от последовательного осуществления принципа оперативности, своевременности их действий. Важнейшее проявление этого принципа - установление нормами права сроков совершения действий субъектами административно-деликтных отношений.

Правила о сроке давности назначения административных наказаний содержится в ст. 4.5 КоАП РФ. Речь идет о времени, в течение которого может быть вынесено постановление о привлечении правонарушителя к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Правонарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять.

Если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утрачивает юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекращается. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

Для того чтобы юридически грамотно решить вопросы о сроках давности, нужно учитывать следующие юридически значимые обстоятельства:

- установленный законом размер срока;

- когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться;

- когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его;

- какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

Статья 4.5 КоАП РФ устанавливает, что административное наказание может быть назначено по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в котором было совершено правонарушение. А если правонарушение является длящимся (не встал на учет, не представил отчет и т.п.), срок давности начинает исчисляться со дня, следующего за днем обнаружения проступка. Днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о назначении наказания, а если оно не вынесено - фактическое окончание срока.

Из этого общего правила ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает ряд исключений:

по ряду правонарушений (нарушения налогового, таможенного, валютного, антимонопольного законодательства и др.) срок давности равен одному году со дня совершения правонарушения. Данные категории дел наиболее сложны, как правило, требуют значительных временных затрат для их выявления, расследования, поэтому законодатель увеличил срок давности;

в случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное наказание может быть назначено не позднее двух месяцев (одного года), но со дня следующего за днем принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Косвенно законодатель таким образом закрепил приостановление течения срока давности на время до официального прекращения следственных действий. Более того, после их окончания срок давности начинает течь сначала;

при назначении такого вида административного наказания, как дисквалификация, срок давности составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - один год со дня обнаружения;

в случае удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела по месту его жительства срок давности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства и до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело.

Таким образом, в ст. 4.5 КоАП РФ названы три варианта определения старта срока давности: день совершения проступка, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

Ответственность за множество административных правонарушений. Множественность административных проступков - это совершение одним и тем же физическим или юридическим лицом (1) нескольких составов (2), не утративших юридического значения на день решения вопроса об ответственности виновного (3).

Первым признаком множественности проступков является наличие в действиях нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов.

Второй признак множественности - все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое одновременно или разновременно выполняет несколько самостоятельных составов правонарушений.

Третий признак множественности состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнем деликте. Иными словами, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению делинквента к ответственности за несколько нарушений сразу или за повторность.

Самый существенный критерий классификации множественности административных проступков - совершение нового нарушения до или после привлечения к ответственности за предыдущее нарушение. Соответственно выделяются совокупность и повторность совершения.

Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких административных правонарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.

Идеальная совокупность - это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов правонарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно (например, нарушение правил дорожного движения, а затем правил охоты). Разновременность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы - связь со сроком давности.

Если в действиях делинквента имеется совокупность противоправных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ сказано, что наказание налагается за каждое совершенное правонарушение. Иными словами, фактически установлен принцип сложения наказаний.

А частичное поглощение одного наказания другим допускается ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ как исключение при наличии таких обстоятельств:

- в деянии лица имеется идеальная совокупность правонарушений;

- дела рассматриваются одним и тем же субъектом власти и притом одновременно. В подобных случаях наказание назначается в пределах более строгой санкции.

Одновременно могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные санкциями статей, по которым виновный привлекается к ответственности.

Повторность проступка - это совершение нового правонарушения после привлечения к ответственности за предыдущее. При повторности лицо наказывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло ответственность. При решении вопроса об ответственности за повторное совершение административного правонарушения очень важен вопрос о сроке действия первого наказания. Иными словами, в течение какого срока гражданин считается привлекавшимся к административной ответственности? Ответ дан в ст. 4.6 КоАП РФ: "Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания".

Эта норма закрепляет срок административной наказанности, который равен одному году. По общему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения наказания (например, окончания срока лишения прав).


Контрольные вопросы

1. Назовите административные наказания, которые могут быть назначены за совершение налоговых правонарушений.

2. Каков минимальный размер административного штрафа?

3. Назовите налоговые правонарушения, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности.

4. На каких принципах основано назначение административных наказаний?

5. Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности?


Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. от 01.03.2012).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 03.12.2011).

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года N 145-ФЗ (в ред. от 03.12.2011).


Литература

4. Налоговое право России: Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Ю.А. Крохина. М.: НОРМА, 2003.

5. Административное право России: Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Д.Н. Бахрах. М.: Эксмо, 2011.

6. Административное право России: Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002.

7. Налоговое право: Учебное пособие / Под редакцией Н.Г. Викторовой. СПб.: Питер, 2010.

__________________

Тема 2.6. Виды административных наказаний за совершение правонарушений в области налогов и сборов

§ 1. Понятие и цели назначения административных наказаний

§ 2. Виды административных наказаний, применяемых за правонарушения в области налогов и сборов

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 2024 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016