Воскресенье, 04.12.2016, 19:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 4. Вещественные доказательства и документы

§ 4. Вещественные доказательства и документы

Вещественные доказательства - это материальные следы правонарушения или лица, его совершившего. Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении, согласно ст. 26.6 КоАП РФ, понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Вещественным доказательством предмет может стать и в связи с его принадлежностью определенному лицу или обнаружением в определенном месте.

Получение вещественных доказательств должно быть надлежащим образом процессуально оформлено (закреплено). В противном случае они утрачивают доказательственную силу.

По источнику происхождения вещественные доказательства делятся на первоначальные, т.е. непосредственно связанные с событием правонарушения, и производные - слепки, оттиски, фотоснимки первоначальных вещественных доказательств, сохраняющие все их существенные признаки. Производные вещественные доказательства используются в тех случаях, когда исследование оригиналов затруднено вследствие их громоздкости, хрупкости, неотделимости от окружающей среды, подверженности быстрой порче и т.п. Получение производных вещественных доказательств обусловлено соблюдением определенных гарантий достоверности их происхождения и качества. Например, если след или отпечаток нельзя изъять непосредственно, вещественным доказательством (производным) будет копия, снятая при условиях, обеспечивающих точность воспроизведения особенностей следа.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном КоАП РФ (например, об изъятии вещей и документов). В протоколе должны быть зафиксированы признаки, позволяющие выделить предмет из числа ему подобных и обусловливающие его доказательственное значение. Следует, в частности, указывать: материал, форму, размер, цвет предмета, сорт и качество изделия; тип, марку, модель, калибр, серию, номер, иные идентификационные признаки оружия, реквизиты документов и т.д. При этом в протокол заносятся только достоверно установленные признаки.

Документы служат вещественными доказательствами, если они были объектами противоправных действий, служили средствами их подготовки, совершения или сокрытия, также если на них остались следы противоправных действий. Если же значение документа по делу определяется справочными или удостоверительными данными, он является письменным доказательством.

При рассмотрении налоговых споров, как правило, стороны ссылаются на документы. Документы служат вещественными доказательствами, если были объектами деяний, служили, например, средствами их подготовки, совершения или сокрытия правонарушения. Если же значение документа по делу определяется содержанием в нем справочных или удостоверительных данных, он является письменным доказательством.

Развитие информационных технологий и возможность представления отчетности на устройствах внешней памяти различных типов повлекли появление еще одного вида вещественного доказательства - устройства для хранения данных.

Само по себе вещественное доказательство без проведения необходимых экспертиз может быть не принято в качестве доказательства <186>.

--------------------------------

<186> См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.2009 по делу N А19-4128/09.


Фотоснимки являются вещественными доказательствами, если они сделаны в процессе совершения правонарушения либо если факт обнаружения фотоснимков в данном месте или у данного лица имеет существенное значение для дела. Условием допустимости этих фотоснимков в качестве вещественных доказательств является наличие достоверных данных о времени, месте и других обстоятельствах фотосъемки, так как иначе неизвестен источник происхождения фотоснимка.

В случае сомнения в подлинности фотоснимка судьей, должностным лицом налогового органа, в производстве которого находится дело, может быть назначена фототехническая экспертиза.

Должностные лица при выявлении факта совершения административного правонарушении в области налогов и сборов обязаны принять все возможные меры к обнаружению и изъятию не только обвинительных, но и оправдательных вещественных доказательств (например, предметы, находящиеся у потерпевшего, если их наличие и характер соответствуют показаниям лица, в отношении которого ведется производство по делу, о том, что действия потерпевшего угрожали его здоровью или жизни).

Судья, должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела. Вещественные доказательства должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохранность, в опечатанном виде. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются прямо на месте изъятия.

Документы в соответствии со ст. 26.7 КоАП РФ признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Доказательственное значение имеют документы:

1) подготовленные по поручению судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении относительно обстоятельств, имеющих значение для дела (характеристики, акты ревизий, справки и т.п.);

2) составленные и направленные судье, органу, должностному лицу по инициативе государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, граждан в связи с совершенным правонарушением (письма, заявления, характеристики и др.);

3) подготовленные вне связи с данным делом, однако имеющие для него значение (приказы, инструкции, должностные обязанности и т.д.);

4) документы, полученные от налогоплательщика или имеющиеся у него (к данной категории письменных доказательств относятся акты, договоры, справки, документы бухгалтерского, налогового учета и отчетности, первичные, иные документы и материалы, содержащие определенные сведения);

5) документы, полученные от контрагентов налогоплательщиков;

6) документы, составленные должностными лицами налоговых органов и иными должностными лицами, организациями (к этому виду доказательств относятся документы, составленные должностными лицами административных органов; документы, составленные должностными лицами органов, учреждений, организаций, обязанных сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц; сведения, поступившие из банков, об открытии или закрытии счета организации, изменении его реквизитов).

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ).

Письменные доказательства можно условно разделить на:

1) документы, полученные от налогоплательщика (налогового агента) или имеющиеся у него;

2) документы, полученные от контрагентов налогоплательщика (налогового агента);

3) документы, составленные должностными лицами:

- налогового органа;

- иных административных органов.

Как определено в ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания. Он имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.

Во взаимоотношениях с налоговыми органами документооборот может вестись посредством факсимильной, электронной или иной связи. Это допускается действующим законодательством. Так, налогоплательщик вправе передать в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи заявление о постановке на учет (снятии с учета), уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

Органы, которые в соответствии с требованиями НК РФ обязаны представлять соответствующие сведения в налоговые органы, также делают это в электронном виде (п. 10 ст. 85 НК РФ).

К ним относятся, например, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также регистрацию транспортных средств.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика необходимые для налоговой проверки документы. Требование может быть передано руководителю организации или физическому лицу в электронном виде, а налогоплательщик тем же способом может направить запрашиваемые документы в налоговый орган (ст. 93 НК РФ).

Наконец, у организации есть право представлять в электронном виде бухгалтерскую отчетность.

Однако электронный документ как таковой не является в чистом виде письменным доказательством.

В то же время споры возникают как в отношении документов, представленных на бумажном носителе, так и в отношении электронных, а также представленных посредством факсимильной, электронной или иной связи. И споры эти однотипны. Чаще всего они касаются порядка (в т.ч. соблюдения сроков) представления документов в налоговый орган.

Таким образом, документ - это зафиксированная как в письменной, так и в иной форме информация (сведения, сообщения, данные) с реквизитами, позволяющими определить ее.

Документ признается доказательством, если отвечает основным требованиям:

- содержит необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать его (подписи, печати и т.д.);

- содержит сведения, на основании которых устанавливается юридический факт;

- содержит источник получения или происхождения документа;

- содержит достоверные сведения;

- является читаемым.

При этом имеются в виду как письменные документы, так и графические схемы и т.п. Документами также являются:

- справочные данные;

- описания различных событий, процессов и лиц;

- сведения о деловых операциях, клиентах и партнерах;

- статистические, учетные и отчетные данные.

Судья, должностное лицо налогового органа, истребовавшие документы, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

____________________

Тема 3.3. Доказательства и доказывание в административном производстве по делам о правонарушениях в области налогов и сборов

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении

§ 2. Собирание, исследование, оценка и использование доказательств по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

§ 3. Экспертиза по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

§ 4. Вещественные доказательства и документы

§ 5. Оценка доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 577 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016