Воскресенье, 11.12.2016, 12:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

В канун смены веков (исторические заметки)

В канун смены веков (исторические заметки)

Глобальная ситуация конца XX века, динамичная и противоречивая, насыщенная социальными катаклизмами и природными катаклизмами, заставила людей Земли пристальнее вглядеться в свой облик, осмыслить истекшее, поднять перспективы будущего, обратиться к вечным проблемам.

Вступление в новое историческое измерение характеризуется определенной напряженностью и безысходностью, чему в немалой степени способствовали грозные пророчества и апокалиптические умонастроения в средствах массовой информации, где заметно актуализировалась «Философия конца».

Беззащитная, мечущаяся человеческая мысль во многих случаях оказывалась неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее. По-мнению многих, страх, тревога, беспокойство пронизывают все аспекты человеческого существования.

В этих условиях особую важность, философский и научно-педагогический интерес представило выявление и анализ миропонимания и мироощущения творческой молодежи.

Реализации этой задачи было посвящено анкетирование студентов Астраханской государственной консерватории.

Нами ставились цели: 1) выяснить мироощущение и миропонимание студентов творческого (музыкального) вуза на грани смены веков (и даже тысячелетий!), т. е. в определенной степени эта «акция» заключала в себе исторический смысл (тому служило и название анкеты - «неприкасаемый запас - XXI век»); 2) определить общекультурный кругозор и ценностные акценты студентов в духовной сфере; 3) уяснить способность их ориентации в личностно-политических и исторических явлениях; 4) выявить их жизненно-нравственные приоритеты.

Отсюда анкета содержала: познавательно-информационный, аксиологический, культурологический и социально-эстетический компоненты.

В анкетировании приняли участие 144 студента, т. е. около 80% от общего количества (1-4 курсов), в том числе: от 1 курса - 39 человек, от 2 курса - 42, от 3 курса - 27, от 4 курса - 37 студентов.

В целом данные анкетирования весьма интересны и позволили преподавателям определить области ОСОБОГО внимания в учебно-воспитательной работе со студентами.

В ответах были очевидны следующие общие моменты:
- откровенная деидеологизация;
- мировоззренческий плюрализм;
- гуманистическая направленность;
- высокая степень рационализма (более 90% опрошенных верят в человеческий разум);
- признание духовности в качестве высшей ценности и, как следствие, выдвижение духовного кризиса на первое место в числе причин, вызывающих особую тревогу; вместе с тем около половины репрезентов (47%) обеспокоены НЕУВЕРЕННОСТЬЮ в завтрашнем дне - и это - самый важный показатель студенческого мироощущения в современных условиях.

Примечательно, что почти 30% из опрошенных не верят в нравственный прогресс человечества, что свидетельствует о достаточно пессимистической оценке будущего и способности критического осмысления реальности. Однако опору при этом (и это отрадно!) они находят в семье и ориентации на общечеловеческие ценности, а 80% признают личную причастность к нравственному прогрессу человечества. В целом обращает на себя внимание уважительно-доверительно-почтительное отношение к старшему поколению (86%).

Не всегда дается внятное понимание фактов мировой истории, феноменов «герой и антигерой эпохи», что свидетельствует о недостаточном историческом знании и невнимании, а порой и недоверии, к публицистике, средствам массовой информации. Заблуждения в политической ориентации, неадекватность оценки тех или иных явлений социального бытия, отсутствие определенной политической культуры негативно сказываются в жизнедеятельности гражданского общества.

Назначение музыканта - ограничение сил хаоса. Создаваемый им мир моделирует красоту, стройность и порядок. Сегодня, когда опыт многих становится слишком заземленным, заслуживает внимания обращенность творческой молодежи к высшим ценностям, к звездному небу как символу мирного третьего тысячелетия, что нашло поэтическое воплощение в строках студентки-скрипачки второго курса Веры Горбуновой:

Пали звездные оковы...
Вот идет большой и толстый Зверь мохнатый и могучий на огромных мягких лапах, что ступают так неслышно.
Весь покрытый синей шерстью, на боку - пучок галактик,
«Млечный путь» на белом брюхе, на груди колье созвездий.
В ухмыляющейся пасти белизной горят кристальной миллиарды звезд Вселенной.
С кротким взором, умной мордой,
Этот зверь, он очень добрый.
Землю лапами обнимет и теплом своим согреет, как щенок любимый мячик,
Все невзгоды и несчастья он прогонит, потому - что этот Зверь - он XXI-й, долго спал в своей пещере.
Но пришла пора проснуться, пали звездные оковы!
Стряхнувшись от дремоты, гордой поступью над миром он идет, качая небо и заглядывая в окна.
И ко мне зашел недавно, в дверь мою Поскребся лапой.
Я открыла: - «Здравствуй» - «Здравствуй,
Я принес тебе подарок: счастье, мир и долголетье». А за ним над миром мчалось «НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ».

Ж.И.ГЕРМАШЕВА кандидат философских наук, и.о. профессора, зав. кафедрой общегуманитарных дисциплин

Вестник Астраханской консерватории "Камертон"

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 41 | Теги: музыкант, музыка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016