Суббота, 30.05.2020, 04:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Устранение причин правонарушений несовершеннолетних путём их вовлечения в культурно-досуговую деятельность

А.А. Беженцев

Устранение причин правонарушений несовершеннолетних путём их вовлечения в культурно-досуговую деятельность

В статье исследуется методика устранения базовых детерминант предделиктного поведения, совершения административных деликтов несовершеннолетними, основанная на максимальном вовлечении детей, молодых людей, склонных к асоциальному поведению, в разностороннюю культурно-досуговую деятельность.

Ключевые слова: правонарушения несовершеннолетних, преступления несовершеннолетних, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, предделиктное поведение несовершеннолетних, культурно-досуговая деятельность, учреждения дополнительного образования несовершеннолетних.
 

Россия является демократическим правовым государством, что записано в ст. 1 Конституции Российской Федерации. Это предполагает существование устойчивой и работоспособной системы государственных органов, имеющей возможности для интенсификации решения сложных задач в области профилактики правонарушений несовершеннолетних при условии соблюдения их прав и законных интересов.

Беспокойство о будущем россиян и повышенное внимание к подрастающему поколению - это наиболее безошибочные и конструктивные инвестиции. Благодаря заботе о детях социум стремительнее и качественней эволюционирует, имеет выигрышную прогнозируемую перспективу. В настоящее время современному обществу требуется действенная государственная политика в сфере несовершеннолетних. Однако трансформации административной, экономической, социальной, правозащитной и правоохранительной систем нашего государства в прошлом веке привели к определённым негативным результатам для отдельных групп населения. К примеру, были нарушены основы действовавшей системы воспитания и обучения подрастающего поколения, заметно снизился потенциал семьи и государства в области жизнеобеспечения и развития подрастающего поколения. Это способствовало отторжению подростков из неблагополучных семей, внезапному росту количества детей, потерявших шанс обрести удовлетворительное материальное содержание, хорошее воспитание и приемлемое образование. В результате этого было зафиксировано увеличение предделикт- ного поведения и административных проступков несовершеннолетних.

Несмотря на общее снижение преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии с 1996 года с 202935 до 53736 в 2016 году, периодически происходил рост противоправных проявлений в рассматриваемой сфере по отношению к аналогичному периоду прошлого года в 2003 (+4,1 %), 2004 (+6,2 %), 2005 (+0,2 %), 2013 (+4,6 %), 2015 (+3,8 %) годах. Таким образом, ситуацию устойчивой назвать нельзя.

На расширенном заседании Коллегии МВД России 2016 г. Президент Российской Федерации отметил: «Больше внимания необходимо уделить профилактике правонарушений, в том числе среди молодёжи. А между тем количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при участии несовершеннолетних, увеличилось» [3]. На Коллегии 2017 г. В. В. Путин подчеркнул, что, несмотря на «позитивные подвижки в профилактической работе с несовершеннолетними ... необходимо продолжить развитие системы профилактики правонарушений. Мы понимаем, что такое несовершеннолетняя преступность, или преступность среди несовершеннолетних - это судьбы людей, потом они по жизни пойдут с этим, поэтому это очень важно. Нужно продолжать эту работу дальше, по снижению» [4].

На сегодня, по данным официальной статистики правоохранительных органов, каждое двадцать восьмое преступление (3,6 %) - совершено несовершеннолетними или при их соучастии [1]. Подчеркнём, что преступность взрослых нередко берёт начало у истоков становления личности подростка, когда только формируются его жизненные воззрения, профессиональная направленность. В этот период особое значение имеют вопросы воспитания, образования, развития личности, ориентации её поведения. Но не стоит забывать, что шаги несовершеннолетнего к деликтам начинаются с нарушений дисциплины в образовательных организациях. Как правило, подросток проходит через всевозможные нарушения, за которые он по возрасту не подлежит юридической ответственности.

Новаторством конца XX в. является оформленная в России с момента вступления в силу федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» многоуровневая система предупреждения предделиктного поведения и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, которая в настоящее время представляет собой конгломерат в меньшей или большей степени взаимосвязанных специализированных и неспециализированных субъектов превенции. Однако множественные корректировки федерального закона № 120-ФЗ с 13 января 2001 г. говорят о том, что в его нормах присутствует ряд существенных недостатков, затрудняющих максимальное использование возможностей субъектов системы профилактики деликтов несовершеннолетних.

В условиях восстановления государства после широкомасштабных экономических потрясений и завершающейся административной реформы административно-правовая регламентация правозащитной и правоохранительной деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних превращается в один из важнейших векторов развития правовой политики страны. Превентивная работа ведется как государственными, так и негосударственными органами и учреждениями, для чего применяются разнообразные, преимущественно воспитательные способы предохранительного воздействия в отношении подростков, ведущих антиобщественный образ жизни, совершивших административные правонарушения и преступления. Однако глобальные трудности сегодня возникают в вопросах координации превентивной деятельности, поскольку отсутствуют надлежащие механизмы комплексного взаимодействия субъектов данной системы.

С большим сожалением констатируем и то, что федеральное законодательство, регламентирующее деятельность органов социальной защиты населения, органов, осуществляющих управление в сфере образования, опеки и попечительства, по делам молодёжи, управления здравоохранением, службы занятости и даже органов внутренних дел, не ставит перед данными органами и учреждениями задачу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, хотя факультативной её назвать никак нельзя.

Доктринальный аспект актуальности исследования повышения эффективности организации функционирования системы превенции подростковых правонарушений обусловлен существенным дисбалансом в правовой доктрине, не позволяющим сформировать целостное видение потенциала профилактики административной деликтности несовершеннолетних. Изъяном функционирующих административно-правовых норм по анализируемым вопросам является и то, что осуществление прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей по большей части предполагается при помощи родителей или законных представителей, хотя на практике зачастую они оказываются неспособными должным образом охранять детские права и законные интересы.

Проведенное автором статьи социологическое исследование показало, что менее 25 % опрошенных экспертов (респондентов из числа членов, секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы, работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций) признают состояние профилактики предделиктного поведения и административной деликтности несовершеннолетних удовлетворительным. При этом около 50 % опрошенных считают состояние в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних критическим (всего в рамках социологического исследования автором статьи в 2007-2017 гг. было опрошено 320 экспертов (респонденты: член (секретарь) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - 30 чел.; сотрудник органов внутренних дел - 240 чел.; сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы - 20 чел.; работник общеобразовательной, профессиональной образовательной организации - 30 чел.). Письменное анкетирование проводилось на факультете переподготовки и повышения квалификации, дополнительного профессионального образования, заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД России, при проведении межведомственных семинаров-совещаний с ответственными секретарями и членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, на выездных практических занятиях в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях).

Учитывая изложенное, логичным явилось принятие новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [8], в которой в п. 45 «...совершенствованию единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений» уделено должное внимание, и подписание 29 мая 2017 г. в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 гг. [7], указа Президента Российской Федерации № 240 об объявлении 2018-2027 годов Десятилетием детства [6].

В сложившихся условиях большое значение имеет выработка и обоснование новых концептуальных положений, формирующих теоретическую основу современной модели системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Более того, для тщательной дифференциации полномочий, ликвидации параллелизма и дублирования функций, в более отчётливом формулировании нуждаются задачи органов системы профилактики административной деликтности несовершеннолетних.

Основные выводы и предложения статьи касаются методики минимизации причин правонарушений несовершеннолетних, основанной на их вовлечении в разноплановую культурно-досуговую деятельность. Подчеркнём, что свободное от учёбы или работы подростков время всегда привлекало пристальное внимание специалистов в области профилактики правонарушений несовершеннолетних. Так, ещё по словам Г. Ф. Полозова (в 1991 г. - начальник Управления по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Союза СССР), «компенсация неудовлетворенности для трудных подростков - это чаще всего сфера досуга. Не добившись успеха в учёбе, в результате чего не получив возможность заниматься престижным трудом, подросток пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причём не всегда приемлемыми для общества способами, а чаще всего совершая правонарушения. Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремления, дать возможность развиться его индивидуальности и этим предотвратить совершение правонарушения может помочь сфера досуга» [5].

1. Одним из способов предупреждений административных правонарушений несовершеннолетних является целенаправленное вовлечение их в культур- но-досуговую деятельность как в период их обучения, так и во внеурочное время, в т.ч. каникулярное. Несовершеннолетний, который тратит все свободное время на культурно-досуговую деятельность, как правило, не имеет желания участвовать в противоправных деяниях или же он даже при определённом желании не располагает свободным временем. Тем самым двухаспектно формируется его правопослуш- ное поведение.

Досуг несовершеннолетних - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей взрослой жизни.

Мы считаем, что для решения сложившихся проблем по причине недостаточного числа учреждений досуга для несовершеннолетних необходима комплексная государственная политика, направленная на строительство, по возможности, новых культурно-досуговых учреждений для молодёжи. По возможности их необходимо возводить по принципу университетских кампусов, в местах, отдаленных от центров городов, в окружении парковых зон, там, где рядом отсутствуют небольшие частные продуктовые магазины, в которых несовершеннолетние будут иметь возможность приобретать табак и алкоголь. Идеальным вариантом будет сочетание всех перечисленных ниже видов детского досуга в одном месте. Таким образом, разносторонние подростки смогут заниматься в нескольких кружках или секциях.

Основными направлениями деятельности учреждений дополнительного образования несовершеннолетних, нам видятся: повышение квалификации кадров системы дополнительного образования; профилактика предделиктного поведения и административных правонарушений несовершеннолетних; развитие системы учреждений дополнительного образования детей; поддержка талантливых детей; организация конкурсов, фестивалей, смотров; создание отделений дополнительного образования; развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях; профилактика детского дорожно- транспортного травматизма; организация летнего отдыха и оздоровления; организация деятельности детских общественных интеграций.

Особый акцент в организации деятельности учреждений дополнительного образования несовершеннолетних, с нашей точки зрения, требуется сделать на воспитание гражданственности и патриотизма. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2016 года В.В. Путин отметил: «Граждане объединились - и мы это видим, надо сказать спасибо за это нашим гражданам - вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны, что всё их устраивает. Нет, трудностей и проблем сейчас хватает. Но есть понимание их причин, а главное, уверенность, что вместе мы их обязательно преодолеем. Готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней - вот что лежит в основе этого объединения» [2].

Кроме того, к настоящему моменту приоритетом переориентации системы дополнительного образования подростков в Российской Федерации является обращение специалистов в данном сегменте к конкурсным и инновационным программам.

2. Важным перспективным направлением, по нашему мнению, является модернизация деятельности школьных спортивных клубов. Они создаются для повышения массовости занятий школьниками физической культурой и спортом, удовлетворения потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) в более широком спектре предоставляемых ими физкультурно-оздоровительных услуг.

3. Посоветуем в рамках развития культурно- досуговой деятельности реализовывать в школах и досуговых учреждениях для несовершеннолетних проект «Мир, в котором я живу». Ключевым под- проектом, целью которого является создание условий для развития стремления к здоровому образу жизни, осознанию здоровья как одной из главных жизненных ценностей нам видится подпроект «Здоровье в моих руках». К задачам подпроекта должны относиться формирование навыков здорового образа жизни; развитие чувства ответственности за своё здоровье; воспитание активной жизненной позиции ответственного отношения к своему здоровью.

4. Следующим важнейшим направлением куль- турно-досуговой деятельности несовершеннолетних мы считаем спортивно-техническое творчество, которое также играет важную роль в превенции административных деликтов несовершеннолетних.

В различных видах спортивно-технического творчества, таких как «Авиамоделирование» (примерный возраст несовершеннолетних двенадцать - восемнадцать лет); «Спортивный судомоделизм» (десять - восемнадцать лет); «Начальное техническое моделирование» (двенадцать - восемнадцать лет); «Оригами. Бумагопластика» (семь - десять лет); «Радиотехника» (двенадцать - восемнадцать лет); «Основы дизайна одежды» (десять - шестнадцать лет); «Автомобильное дело» (четырнадцать - восемнадцать лет); «Мототехника» (четырнадцать - восемнадцать лет); «Автобезопасность "Юный пешеход"» (семь - четырнадцать лет); «Основы теории решения изобретательских задач» (семь - десять лет); «Основы кинотворчества. Фотодело» (двенадцать - восемнадцать лет), мальчикам и девочкам будут прививаться интерес к технике, навыки моделирования и конструирования.

5. В сфере научно-технического творчества, с нашей точки зрения, уместно дальнейшее развитие направлений видов образовательной деятельности, связанных с использованием информационных технологий, наиболее популярными из которых являются системное администрирование, программирование, веб-дизайн, 3D-моделирование, конструирование и программирование в робототехнике, радиоэлектроника. Эти программы сопряжены с наукой и практикой, способны нацелить учащихся на выбор будущих технических профессий и специальностей. Учащиеся должны ежегодно принимать участие в конкурсах проектов технического моделирования и конструирования, соревнованиях.

В последние годы активно развивается направление «Робототехника». Осваивая возможности робототехники, педагогами должны разрабатываться образовательные программы дополнительного образования детей, целью разработки которых является создание условий для адаптации ребенка в мире современных информационных и инновационных технологий с вовлечением его в процесс социализации.

Направлениями робототехники являются: «Элементы моделирования и программирования в средах Logo-Lego»; «Основы конструирования и программирования робототехники»; «Моделирование и управление в робототехнике».

Итак, грамотно организованная культурно-до- суговая деятельность несовершеннолетних способствует предупреждению административных и иных подростковых правонарушений; формированию у детей самосознания, становлению активной жизненной позиции; развитию потребности молодёжи к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире; формированию гуманистического отношения несовершеннолетних к окружающему миру, приобщению к общечеловеческим ценностям.

В дальнейшем приоритетными направлениями развития культурно-досуговой деятельности в предупреждении административных правонарушений несовершеннолетних будут являться: поддержка социально-значимых инициатив учащихся и родителей; развитие детского самоуправления, творческих сообществ и инициатив учащихся; создание модели централизованного органа детского самоуправления; совершенствование системы работы с родителями; развитие программ клубной деятельности; создание условий для организации зон свободного общения детей; расширение спектра программ семейного досуга; организация работы «Свободных мастерских» (компилированное обучение детей с родителями); создание сайтов детских творческих сообществ (клубных объединений).

В целях повышения качества дополнительного образования детей считаем необходимым: создание программ работы и индивидуальных образовательных маршрутов (наставничество) для определенных категорий детей (одарённые, с ограниченными возможностями); совершенствование системы информирования о деятельности учреждений дополнительного образования для подростков; строительство более результативной модели воспитательной системы учреждений дополнительного образования для молодёжи, которая соответствует запросам социума и государства; организация мотивации обучаемых к принятию установок толерантного поведения и гражданско-правовой позиции; расширение контуров и методов воспитательной работы в системе массовых мероприятий; взаимодействие с сотрудниками комитетов и ведомств органов исполнительной власти в организации воспитательных мероприятий; оптимизация материально-технического обеспечения дополнительного образования; выявление и привлечение меценатов, спонсоров и партнёров, налаживание связей с коммерческими и некоммерческими организациями; упрочение связей с образовательными учреждениями и общественными организациями региона.

Современный уровень административных и иных деликтов не достигших восемнадцатилетия лиц требует исследования всего комплекса вопросов, обусловливающих это негативное общественное явление. Как показывает практика, важную роль в превенции асоциального поведения несовершеннолетних может играть многоаспектная разветвленная культурно-досуговая, образовательная деятельность для молодёжи, которую необходимо комплексно развивать, основываясь на материальной и административной поддержке государства.

Таким образом, дискуссионные вопросы профилактики предделиктного поведения, административных и иных правонарушений несовершеннолетних актуальны во все времена и довольно специфичны. Они затрагивают судьбы молодёжи, и от того, как они решаются сегодня, во многом зависят состояние и тенденция незаконных деяний в перспективе. В современную эпоху общественных, экономических и административных перестроек, уничтожения прежних и формирования новейших ценностных идеалов времени, дефицита этики и морали, культуры и правосознания, отмечается появление негативных тенденций, связанных с делинквентным поведением подрастающего поколения. Мы полагаем, что дальнейшее подробное уточнение социальной природы и коренных причин предделиктного поведения и административных деликтов лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, их будущий устойчивый мониторинг будут содействовать конструктивному поиску путей снижения их количества, что в конце концов будет способствовать совершенствованию всей профилактической деятельности, касающейся превенции противоправных проявлений на территории России.

Список литературы

1. Официальные статистические данные за январь-июнь 2017 года [Электронный ресурс] // Сайт ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России» URL: file:///C:/Users/803044/Downloads/ sb_1706.pdf (дата обращения: 22.10.2017).
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2016 года. Выступления и стенограммы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/53379 (дата обращения: 22.10.2017).
3. Расширенное заседание Коллегии МВД России 2016 года. Выступления и стенограммы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51515 (дата обращения: 22.10.2017).
4. Расширенное заседание Коллегии МВД России 2017 года. Выступления и стенограммы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54014 (дата обращения: 22.10.2017).
5. Трудные судьбы подростков - кто виноват? - М.: Юридическая литература, 1991. - Серия «Молодёжи о праве».
6. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Российской газеты». - URL: https:// rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html. - (Дата обращения: 22.10.2017).
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012, - № 23. - Ст. 2994.
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1 (ч. II). - Ст. 212.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 3 (79) 2018 г.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (17.05.2020)
Просмотров: 18 | Теги: культурно-досуговая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь