Пятница, 20.09.2019, 21:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX ВЕКА

И.Г. Третьяк, доцент кафедры общей и социальной педагогики СВГУ; кандидат педагогических наук, доцент; член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX ВЕКА  

В статье проведен анализ установления государственной системы народного образования и просвещения в Российской империи на протяжении всего XIX в. Стремление к утверждению нормативных основ регулирования и управления системой образования, расширение бюрократического аппарата и огромный документооборот, сменяющие друг друга управленцы на должности министров, множественность реформ и контрреформ все данные факторы приводят к нестабильности и изменениям в системе российского образования XIX в. Этот исторический период является значимым и переломным для нашего государства именно потому, что в нем происходит множественная смена как политических тенденций на уровне императорской власти, так и коренных изменений, сопровождающих складывающуюся систему российского образования.

Ключевые слова: система образования, реформа, контрреформа, содержание образования, нормативные основы образования, нормативно-правовое обеспечение образования, реформирование системы российского образования.

 
Образование как самостоятельный объект государственной политики начинает формироваться в XIX в. Необходимо различать два близких, но не совпадающих по объему и содержанию понятия: «политика в области образования» и «образовательная политика». Первое охватывает комплекс мер, принимаемых государством в отношении образования как социального института, второе включает в себя образовательные компоненты и образовательное воздействие других направлений внутренней политики государства (экономической, социальной, информационной и т. п.).

В начале XIX в. в России становятся явственными изменения, порожденные развитием буржуазных отношений во всех областях экономики, растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи - все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени. Но в то же время, по данным 1797 г., процент грамотного населения был очень низким: 9,2 % - в городе и всего 2,7 % - в селе. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что только 4 % жителей страны было городским. При этом следует помнить, что в начале XIX в. грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком), что соответствовало низкому критерию грамотности. Ясно, что идея просвещения в этот период должна была стоять очень остро [4].

Начало XIX в. - время культурного и духовного подъема в России. Молодой либеральный монарх Александр I (период правления: 1801-1825 гг. ), взошедший на престол, обратился к новым общественным силам, которые помогли бы ему укрепить его положение - к либеральному реформизму, так как это привлекло на его сторону большинство просвещенных дворян.

Период правления Александра I в области образования характеризуется:

1. Созданием Министерства народного просвещения (1802 г.) в целях осуществления образовательных реформ, направленных на создание в стране единой, четко структурированной системы образования.

2. Утверждением стратегических документов, определявших деятельность в направлении реформирования образования: «Предварительные правила народного просвещения» (1803 г.), «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.).

3. Подписанием Указа об учреждении 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский - с университетом во главе каждого и с контролем в лице попечителя. Попечителю непосредственно подчинялся ректор университета. Ректор и профессора университета курировали гимназии, которые входили в округ, контролировали работу директора и преподавателей. Директор гимназии курировал работу уездных училищ округа, смотритель уездных училищ - деятельность приходских училищ. Эта система действовала не только в области контроля, но и содержала преемственность учебных программ всех ступеней. В обязанности университетов помимо выполнения традиционных учебно-научных функций входило руководство деятельностью гимназий округа, в ведение профессоров и преподавателей университетов находилось осуществление методического и инспекторского контроля. Все звенья народного образования находились в вертикальной зависимости, перед ними в качестве одной из задач ставилась подготовка учащихся к переходу на следующую ступень обучения.

4. Утверждениемразноуровневой системы образования 4 типа учебных заведений: приходские, уездные училища, гимназии, университеты.

5. Построением системы образования на принципах: бессословности, доступности, преемственности, непрерывности. Реформа образования 1804 г. отличалась прогрессивностью и бесплатностью обучения. Но это на поверхности. Фактически правительство устранилось от содержания приходских училищ, они перешли на благоусмотрение местных властей. При приеме в гимназию не срабатывало правило о бессословном образовании: требовалось предоставить «вольную» от помещиков.

6. Усилением значения университетского образования. Особая роль университетов в подготовке школьных учителей. В первые 5 лет царствования Александра I были созданы специальные высшие школы - Московское коммерческое училище, Институт путей сообщения, были восстановлены государственные денежные субсидии Российской академии наук, отмененные Павлом I, выделены субсидии Петербургской медико- санитарной академии. Осознание необходимости иметь в обществе элиту, соответствующую целям и задачам российской политики того времени, привело Александра I к идее создания специального учебно- воспитательного учреждения для детей высшего дворянства.

7. Открытием Царскосельского лицея (12 августа 1810 г.). Утверждением «Постановления о лицее», цель которого подготовка образованных кадров для государственной службы, в Лицей принимались «отличнейшие воспитанники дворянского происхождения» в возрасте от 10 до 12 лет, по 2050 человек ежегодно. В число требований к поступающим входили: «отличнейшая нравственность», «совершенное здоровье», «определенные познания». Особо было оговорено, что принимаются наиболее талантливые представители знатных дворянских фамилий. Это было совершенно особое и уникальное учебное заведение, не имевшее более аналогов в России [6].

8. Созданием возможности просвещения детей низших сословий. В начале XIX в. в России начали получать распространение идеи европейского просвещения. Под их влиянием во многих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей. Например, в 1805 г. в подмосковном имении князя В.В. Измайлова была открыта школа для крестьянских детей, где сам князь пытался реализовать в практической педагогической деятельности идеи Ж.-Ж. Руссо. Широкую известность приобрела школа для крестьянских детей в усадьбе князя А.А. Ширинского-Шихматова в Смоленской губернии, где он более 30 лет (1818-1849 гг.) обучал крестьянских детей и их родителей [5].

Во время его правления на посту министров народного просвещения были: граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812); граф Алексей Кириллович Разумовский (1748-1822); Александр Семёнович Шишков (1754-1841); министром духовных дел и народного просвещения - князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844).

В 1825 г. умирает император Александр I. Все русские горько оплакивали его кончину, он прославил Россию своими победами, был добр, все его называли Благословенным. Его место по праву занял родной брат - Николай I (годы правления: 1825-1855 гг.). В период его царствования система образования и школьная политика претерпели важные изменения. Новый император стремился выработать «единообразную» школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности.

Период правления Николая I в области образования характеризуется:

1. Стремлением выработать «единообразную» школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности.

2. Появлением контрреформы «Устава о начальных и средних школах» (1828 г.). Подтверждалась четырехуровневая система сословного образования: приходские училища низшим сословиям, уездные - детям купцов, ремесленников и прочих «городских обывателей», гимназии - детям дворян и чиновников. Особенность нового устройства системы образования состояла в том, что каждая ступень образования не имела в виду его преемственности, рекомендовала «каждому сословию свой уровень образования». В соответствии с новым «Уставом» гимназии становились образовательными учреждениями для детей дворян и высшего чиновничества, готовившими для поступления в университет. Чтобы отвлечь детей непривилегированных городских сословий от поступления в гимназии, при уездных училищах разрешалось открывать дополнительные курсы, где желающие продолжать учение могли получить какую-либо профессию.

3. Отменой преемственной связи между учебными заведениями, введенной в 1804 г. Доступ детей крепостного сословия в среднюю и высшую школы затруднен.

4. Университеты объявлялись только для привилегированной части молодежи. По требованиям самого императора Николая I ужесточился контроль над университетами.

5. Строгим надзором начальства и полиции за школьной системой, особенно в университетах.

6. Возвращением в гимназии телесных наказаний. Различные меры взыскания, в т. ч. розгами, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы.

7. Усилением надзора и контроля над частными учебными заведениями. Выходит «Положение о домашних учителях и наставниках» (1834 г.), согласно которому каждый, поступавший в частные дома для воспитания детей, считался государственным служащим и обязан был сдать специальные экзамены и получить звание домашнего наставника или учителя.

8. Усилением руссифицизма, борьба с нерусскими народами.

9. Окончательным созданием трех типов учебных заведений: для низших сословий - одноклассное образование на базе приходских школ; для средних сословий (купцы, мещане и ремесленники) - трехклассное обучение; для высших сословий - семиклассное образование, получение которого гарантировало право поступления в университеты. Содержание обучения и наполняемость предметами в этих типах учебных заведений было различным.

10. Утверждением«Положения об учебных округах» (1835 г.). Снова все вопросы руководства учебными заведениями передавались в руки попечителей и попечительского совета.

11. Введением«Общего устава Императорских российских университетов» (1835 г.), цель возвышение значения университетского учения; привлечение в университеты детей высшего класса; получение высшего образование на Родине, а не за рубежом [1].

12. Выведением уровня образования в гимназиях и университетах на европейский уровень; Московский университет стал одним из ведущих вузов Европы.

13. Пересмотром планов всех учебных заведений в Киевском, Белорусском, Дерпт- ском и Варшавском учебных округах, заменой древних языков русским.

14. Утверждением Устава Академии наук, определявшим ее деятельность на протяжении 80 лет. В 1841 г. к Академии наук была присоединена Российская академия наук, составившая второе отделение по изучению словесности и русского языка (первое отделение специализировалось на физико-математических науках, третье - на историко- филологических).

15. Проведением реформы народного просвещения на русских национальных началах в соответствии с идей «Православие. Самодержавие. Народность». Сохранение православия - наиважнейшая задача России, так как оно составляет основу культуры и жизни народа. Русский человек не мыслит своей жизни без православия, оно охватывает всю деятельность и быт. Самодержавие - основа государственности. Оно «представляет главное условие политического существования России». Любое, даже незначительное его ограничение неминуемо приведет к ослаблению страны, снижению ее могущества, нарушению внутреннего мира и спокойствия. Народность - сводится к двум составляющим: русской нации и русскому государству как единому организму. Единство народа и государства достигается путем совместного развития.

16. Воспитанием уважения к отечественной истории, языку, учреждениям. Из образования необходимо убрать частных преподавателей и иностранных домашних воспитателей. Государственная школа обязана подавить домашнее образование, все частные учебные заведения. Образование должно носить общественный характер.

17. Повышением уровня образования в российском обществе. Одна из задач просвещения - укрепление чувства национальной гордости у русских людей.

18. Возвращением к реальному образованию в России.

19. Восстановлением практики командирования ученых за границу в целях изучения и обобщения опыта.

Во время его правления на посту министров народного просвещения были: Александр Семенович Шишков (1754-1841); князь Карл-Христофор фон Ливен (Карл Андреевич) (1767-1844); Сергей Семенович Уваров (1786-1855); князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов (1790-1853); Авраам Сергеевич Норов (1795-1869).

Император Николай I скончался в 1855 г., его престол принял сын Александр II (18551881), который всенародно объявлен Государем-Освободителем (1861 г. - Манифест «Об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»). Стал императором в 36 лет с вполне сложившейся системой взглядов, имел опыт государственной деятельности. Вступив на престол, он был вынужден пойти по пути реформ. Сфера образования не явилась исключением.

Период правления Александра II в области образования характеризуется:

1. Поэтапным проведением реформы российского образования: I этап - 1863 г. (высшее); II этап - 1871 г. (среднее).

2. Утверждением нормативно-правовых документов: 1855 г. - «О приеме неограниченного числа студентов во все факультеты университетов»; 1860 г. - «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения»; 1863 г. - «Устав, предполагающий относительную самостоятельность университетов»; 1864 г. - «Положение о начальных народных училищах»; 1870 г. - «Положением о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения»; 1870 г. - «Положение об учительских семинариях»; 1874 г. - «Положение о начальных народных училищах», 1894 г. - «Положение о гимназиях и прогимназиях» [3].

3. Увеличением доступности образования и стремительным ростом количества женских училищ.

4. Введением новой системы начального и среднего образования, позволившей выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений.

5. Осуществлением введения классического и реального образования в средних учебных заведениях.

6. Введением свободного поступления в университеты и в высшие технические училища для выпускников гимназий.

7. Предоставлением широкой автономности университетам. Выборностью на место ректора и деканов; правом приглашать лекторов из-за границы и других вузов. Появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, были введены различные учебные дисциплины. Восстановлены кафедры философии и государственного права; в университетах открыты публичные библиотеки.

8. Введением научных степеней и званий.

9. Возможностью создания научных сообществ при университетах.

10. Ростом роли попечительских и педагогических советов.

11. Принятием нового Закона о печати, снижающего деятельность цензуры.

Во время его правления на посту министров народного просвещения были: Авраам Сергеевич Норов (1795-1869); Евграф Петрович Ковалевский (1790-1867); Александр Васильевич Головнин (18211886); граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823-1889).

К 1880-м гг. в связи с убийством Александра II реакция в школьной политике усилилась, надзор духовенства за образом мыслей и поведением народных учителей и духом преподавания в начальных школах. Вступление на престол императора Александра III - Царя-Миротворца (18811894) произошло в трудное для государства время. Манифест «О незыблемости самодержавия» от 29 апреля 1881 г. выразил точную программу как внешней, так и внутренней политики: поддержание порядка и власти, соблюдение строжайшей справедливости и экономии, возвращение к исконным русским началам и обеспечение повсюду русских интересов.

Период правления Александра III в области образования характеризуется:

1. Утверждением «Общего устав императорских российских университетов» (1884 г.), являющегося контрреформой, отменяющей положения Устава 1863 г.: стеснил университетскую автономию, ограничил университетское самоуправление, значительно расширил власть попечителей округов в отношении университетов. Ректор не избирался советом, а назначался министром народного просвещения, который отныне мог не считаться с мнением профессуры при назначении преподавателей, мог давать профессорам указания, делать напоминания и замечания. Были введены государственные экзамены для студентов.

2. Утверждением новых уставов для академий, семинарий и училищ (1884 г.).

3. Утверждением «Правил о церковноприходских школах» (1884 г.). Согласно данному акту создавались одногодичные и двухгодичные школы, как правило, при храмах, преподавали в которых обычно священники и диаконы, иногда и светские учителя. Они сыграли большую роль в повышении уровня грамотности крестьянского населения Российской империи.

4. Утверждением «Циркуляра о кухаркиных детях» (1887 г.). Цель - ограничение возможности поступления в гимназии детям недворянских и низших сословий и возникновение трудностей при поступлении в высшие учебные заведения. В этом документе напрямую предписывалось не принимать в гимназию «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников».

5. Разрешением открывать педагогические общества, комитеты грамотности, собирать педагогические съезды. Фактически российское общество в основном контролировало дошкольное, начальное народное образование, профессиональную школу, женское и внешкольное образование.

Во время его правления на посту министров народного просвещения были: граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823-1889), Иван Давыдович Делянов (1818-1898).

Итак, к концу XIX в. как результат проводимых государством реформ и контрреформ в области российского образования была создана национальная государственная система народного просвещения, значительно увеличились число школ и контингент учащихся. Возникли предпосылки к реализации идеи о всеобщем начальном образовании. В самом общем виде образовательную политику можно определить как одно из ключевых направлений внутренней политики государства, имеющее целью создание экономических, институциональных и духовно-идеологических условий для осуществления основных функций образования, включая формирование определенного типа (или типов) личности, воспроизводство кадрового потенциала общества и воспитание граждан государства в соответствии с принятой системой ценностей.

Статья выполнена по результатам первого отчета НИОКТ Р по теме «Становление системы нормативно-правового обеспечения образования в России (на примере среднего и высшего образования», регистрационный номер АААА-А17-117110820059-9.

 

Библиографический список

1. Бондарева А.В. Граф С.С. Уваров и его роль в истории России XIX века [Электронный ресурс] / А.В. Бондарева // Молодой ученый. - 2015. - № 23.2. - С. 88-91. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/ 103/24338/. - (Дата обращения: 15.11.2018).
2. Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования: из истории России, православия, литературы. Кн. 1. : курс лекций / Ю.В. Василькова. - М. : МНЭПУ, 2006. - 376 с.
3. Джуринский А.Н. История педагогики и образования : учебник / А.Н. Джуринский. - 2-е изд., пере- раб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 676 с.
4. Миронов Г.Е. История государства Российского: историко-библиографические очерки. XIX век / Г.Е. Миронов. - М. : Книжная палата, 1995. - 734 с.
5. Поздняков А.Н. Образовательная реформа Александра I: некоторые суждения и оценки в русской историографии XIX-начала XX века / А.Н. Поздняков // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. - 2015. - Т. 15. - Вып. 3. - С. 5-12.
6. Царскосельский лицей. История русской культуры. XIX век [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/583014/kulturologiya/tsarsko- sel-skiy_litsey. - (Дата обращения 12.11.2018).

Источник: Вестник Северо-Восточного государственного университета, 2019. - Вып. 31.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (06.09.2019)
Просмотров: 18 | Теги: Система образования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь