Воскресенье, 11.12.2016, 12:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

УСЛУГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ В ДОГОВОРАХ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (часть 1)

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Е.В. ВАВИЛИН

УСЛУГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ В ДОГОВОРАХ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Вавилин Е.В., заведующий сектором отраслевых проблем Саратовского филиала Института государства и права РАН, доктор юридических наук.

Определения договора аренды (фрахтования) транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и договора аренды (фрахтования) транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ) позволяют сделать общий вывод: договор аренды транспортного средства - это гражданско-правовое соглашение, в соответствии с которым одна сторона (арендодатель) предоставляет другой стороне (арендатору) транспортное средство за плату во временное владение и пользование с целью бытовой, производственной или коммерческой эксплуатации с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации либо без предоставления таковых услуг.

Предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства - особенность договора аренды транспортного средства с экипажем, которая накладывает на его содержание свою специфику, но не противоречит конститутивным элементам аренды. Договоры аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, закрепленные в ст. ст. 632, 642 ГК РФ, наиболее полно, в сравнении с предшествующими определениями транспортных кодексов и уставов, отражают их гражданско-правовую природу как договоров аренды.

ГК РФ обозначил два основных, имеющих место в практике, вида аренды транспортных средств: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа). По данному основанию законодатель разделил § 3 гл. 34 на два подпараграфа.

Необходимо заметить, что обозначенные главные содержательные условия, разграничивающие два вида договора аренды транспортных средств, по всей видимости, могут комбинироваться сторонами, исходя из конкретной практической целесообразности и необходимости. В договоре аренды транспортного средства с экипажем можно выделить договоры с условиями технического обслуживания и договоры без технического обслуживания (лишь с предоставлением услуг по управлению), аналогично, в договоре аренды транспортного средства без экипажа - без предоставления технического обслуживания и с предоставлением услуг по техническому обслуживанию (но без предоставления услуг по управлению).

В частности, лизинг автотранспортных средств, как правило, представляет собой "так называемую форму лизинга с полным набором сервисных услуг" <282>, характеризующуюся наличием комплексной системы ремонта, страхования, технического и гарантийного обслуживания на базе собственных ремонтных служб арендодателя либо привлекаемых им на контрактной основе специализированных сервисных хозяйствующих субъектов. В качестве практического примера можно привести создаваемую специализированную компанию в Г. Энгельсе по лизингу продукции АО "Троллейбусный завод". Образуемый хозяйствующий субъект будет обеспечивать весь комплекс необходимых сервисных услуг по обслуживанию троллейбусов в соответствии с заключенными договорами финансовой аренды (лизинга) <283>.

--------------------------------

<282> Газман В. Лизинг автотранспортных средств // Хозяйство и право. 1997. N 11. С. 92.

<283> См.: Цах Н.П. От стабилизации к развитию // Автомобильный транспорт. 1998. N 3. С. 7.


Без сомнения, выделенные подвиды рассматриваемых договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа требуют достаточного внимания как в теории, так и в законодательстве. Актуальность их для гражданского оборота подтверждается не только практическими примерами, но и наличием предшествующего нормативно-правового регулирования <284>.

--------------------------------

<284> См.: Договор на аренду грузовых автомобилей автохозяйств Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР, утвержденный Министерством автомобильного транспорта Казахской ССР 13.03.1965 // Сборник законодательства по автомобильному транспорту. М., 1964.


Однако в практике применения сторонами выделенных подвидов договора аренды транспортных средств закономерно возникнет вопрос: какими положениями, в том числе ГК РФ, необходимо руководствоваться при этом? Отсутствие в ГК РФ общих норм, рассчитанных на любые договоры аренды транспортных средств, а не только на два его вида, приводит к определенной дилемме, необходимости выбора между различными, как правило, взаимоисключающими и коллизионными вариантами.

Первый - признание существующего нормативно-правового регулирования исключительно только названных в ГК РФ рассматриваемых видов договора пробелом в праве по отношению к другим его разновидностям, а следовательно, влекущим применение гражданско-правовых норм, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), при заключении вышеуказанных подвидов договора аренды транспортных средств, не предусмотренных Кодексом.

Второй - недопустимость использования в практике иных вариантов договора аренды транспортных средств, чем те, которые прямо указаны в § 3 гл. 34 ГК РФ. Данный вариант противоречит общим началам и смыслу гражданского законодательства, в частности принципу свободы договора, и, значит, неприемлем. "Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законами или иными правовыми актами" (п. 2 ст. 421 ГК РФ).

Третий - обозначение в отраслевых транспортных кодексах и уставах разновидностей договора аренды транспортных средств, необходимых для применения в соответствующей области. Один из реальных и непротиворечивых ГК РФ вариантов, однако не реализуемых в указанных нормативно-правовых актах: новые Воздушный кодекс РФ <285>, Устав железнодорожного транспорта РФ <286> и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <287> - не содержат ни одной нормы, прямо регулирующей аренду соответствующих транспортных средств.

--------------------------------

<285> См.: Воздушный кодекс Российской Федерации (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

<286> См.: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170. См. также: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169. В ранее действующем Транспортном уставе железных дорог Российской Федерации от 19.12.1997 также отсутствовали Положения об аренде локомотивов и других железнодорожных транспортных средств // РГ. 17.01.1998.

<287> Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.


Четвертый - применение общих положений об аренде. Последний вариант предпочтительнее других, так как имеет легальное основание. Статья 625 ГК РФ предусматривает применение к договорам аренды отдельных видов имущества общих положений об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ) в случае, когда иное не установлено правилами Кодекса об этих договорах.

Асимметрический, полярный подход законодателя к регулированию отношений передачи транспортных средств во временное владение и пользование, выражающийся в четко обозначенных критериях наличия или отсутствия полного комплекса услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию, по всей видимости, ограничивает, нормативно сужает потенциально возможное сочетание условий договора аренды транспортных средств и противоречит концепции полисистемного развития цивилистики в целом.

Аналогичный подход законодателя прослеживается и в положениях Кодекса торгового мореплавания РФ <288>. В КТМ РФ предусмотрены две главы, непосредственно посвященные аренде судов: договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

--------------------------------

<288> См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.


Первый договор определяется как гражданско-правовое соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). В соответствии с данным договором судовладелец обязан не только принять меры по обеспечению годности судна, по укомплектованию судна экипажем, но и надлежаще его снарядить (ст. 203 КТМ РФ).

Второй договор более категоричен, поскольку уже в определении не допускает возможности различных вариантов аренды, а именно, по соотношению условий укомплектования экипажем, предоставления услуг по техническому обслуживанию и по снаряжению судна. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) - это гражданско-правовое соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ).

Однако в отличие от соответствующих норм ГК РФ Кодекс торгового мореплавания РФ предусматривает, что правила, непосредственно посвященные аренде судов, применяются только в том случае, если соглашением сторон не установлено иное (ст. ст. 201, 212 КТМ РФ). Это означает, что стороны свободны в выборе условий договора фрахтования на время: вариантов предоставления тех или иных услуг судовладельцем и вариантов возможного состояния судна при его аренде.

Безусловно, разновидность транспортных средств сравнительно велика и имеет тенденцию, как следствие научно-технического прогресса и других факторов, к дальнейшему увеличению. Техническая эксплуатация и управление имеет свои родовые и индивидуальные особенности. В том числе с этим связана необходимость иметь в системе законодательства отраслевые транспортные кодексы и уставы. Однако, с одной стороны, нормы данных правовых кодифицированных актов не охватывают правовым регулированием отношений аренды всех разновидностей транспортных средств, с другой стороны, аренда отдельных видов транспортных средств, учитывая специфические особенности, связанные с их технической эксплуатацией и управлением, объективно тяготеет, как результат однородности предмета правового регулирования, к общим началам правового регулирования. Таким образом, факторы экономичности и целесообразности в правовом регулировании данных общественных отношений непосредственно должны учитываться.

Договор аренды транспортного средства без экипажа - один из двух видов, обозначенных в ГК РФ (ст. ст. 642 - 649, выделенные в подпараграф 2 § 3 гл. 34), договоров аренды транспортных средств. Это гражданско-правовое соглашение, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Как следует из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно арендные отношения, т.е. не включает в себя прежде всего обязательств по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством.

Глава XI КТМ РФ обозначает его как "договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)". Близкое по значению понятие обозначают термины "бербоут-чартер", "димайз-чартер", "кок-ню" (договор фрахтования неэкипированного, неснаряженного судна). Главным отличительным моментом в их содержании является то, что арендатору (фрахтователю) передается лишь транспортное средство без обязательства арендодателя (фрахтовщика) предоставить услуги по техническому обслуживанию транспорта и снаряжению, его укомплектование экипажем.

Существуют разновидности рассматриваемого договора в зависимости от форм технического снаряжения судна (обеспечения его припасами и оборудованием, необходимыми для выполнения им своего основного предназначения) и от форм комплектования экипажа, поступающего в подчинение фрахтователя: техническое снаряжение судна осуществляет собственник судна либо арендатор, либо совместно друг с другом; комплектует экипаж судна арендатор самостоятельно или с арендодателем, или весь экипаж судна формируется арендодателем, но при этом поступает на службу к арендатору, т.е. подчиняется последнему как в области коммерческой, так и навигационно-технической эксплуатации судна <289>.

--------------------------------

<289> См.: Калпин А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). М., 1978. С. 146.


Как и соответствует общей характеристике правовой природы арендных отношений, основной обязанностью арендодателя в договоре аренды транспортного средства является передача транспортного средства арендатору. Кроме того, на арендодателя возлагается обязанность предоставить рассматриваемый предмет договора не только в конструктивной своей основе, но и с наличием обязательного комплекта прилагаемых к нему принадлежностей (в частности, шлюпки и спасательные круги - на морских и речных судах; аптечку, запасное колесо и набор специальных инструментов - для автотранспорта) и документов (паспорт транспортного средства и шасси транспортного средства, инструкций по эксплуатации, технического паспорта, сертификатов качества и т.п.).

Арендодатель обязан привести транспортное средство в надлежащее для эксплуатации состояние (например, в судоходное состояние - суда внутреннего водного плавания, в мореходное состояние - морские суда) к моменту его передачи арендатору. Он должен принять все меры к обеспечению годности транспортного средства (его корпуса, двигателя, другого оборудования) для целей, предусмотренных договором, и к его надлежащему снаряжению.

Стороны могут предусмотреть в договоре аренды не только общую характеристику годности транспортного средства к выполнению своих функциональных задач, но и конкретные максимальные или минимальные те или иные технические параметры транспортного средства, "обеспечив согласованный коэффициент технической готовности" <290>. Например, при аренде легковых автомобилей с целью участия в спортивных скоростных соревнованиях (в гонках) важным техническим критерием будет являться возможная максимальная скорость арендуемого транспортного средства. И если данный эксплуатационный параметр удовлетворяет арендатора, то вопросы о вторичных (непринципиальных) характеристиках (цвет кузова, оформление кабины, усиление световой мощности фар и т.д.) могут разрешиться в договоренности предоставить их при приеме-передаче арендованного транспортного средства в новом достигнутом единства конструктивном решении.

--------------------------------

<290> Лукьяненко М.Ф. Договоры на ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1985. С. 11.


При имеющихся обстоятельствах указанного примера целесообразно заключить не традиционный договор аренды транспортного средства без экипажа, т.е. без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации, а, как представляется, договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению, но - с техническим обслуживанием. Специфика коммерческой эксплуатации рассматриваемого в приведенном примере гоночного автомобиля такова, что техническое обслуживание, с точки зрения рациональности и профессионализма, более удобно производить собственнику рассматриваемого транспортного средства, как правило, создателю этого эксклюзивного скоростного автомобиля, знающего все технологические и технические решения при его производстве и эксплуатации. Таким образом, в данном случае предметом договора аренды будет являться не только само по себе транспортное средство, но и "полезный эффект выполненной работы - восстановленные (при ремонте) или сохраненные (при техническом обслуживании) эксплуатационные свойства" <291> конкретного транспортного средства.

--------------------------------

<291> Лукьяненко М.Ф. Указ. соч. С. 11.


В ином случае, а также когда предметом договора аренды выступает относительно дорогостоящее транспортное средство (за редким исключением оно относится к таковым), учитывая, что транспортное средство, как правило, - это сложное техническое и технологическое устройство, требуется не только полный детальный технический осмотр, но и при необходимости испытательные проверки.

Данные процедуры может выполнять непосредственно сам арендодатель, своими силами и средствами. Например, в акционерном обществе "Приморское морское пароходство" все функции по техническому состоянию судна, его техническому использованию, ремонту и качеству эксплуатации осуществляет суперинтендант с механиком-наставником. Ранее эти функции исполнялись такой специальной внутрифирменной структурой как институт групповых инженеров. В АО "Балтийское морское пароходство" эти экспертные функции выполняет бюро технической организации <292>. При этом следует заметить возможные неадекватные либо неточные характеристики, даваемые контрагентами транспортному средству с целью закрепления более выгодных условий договора аренды.

--------------------------------

<292> См.: Никитина В. Учету денег - единую систему; http:// www.transport.ru./ hiltunen.html (дата обращения: 15.07.2008).


В то же время арендодатель может обратиться в независимую специализированную организацию по техническому обслуживанию (сюрвейеру) и ремонту для дачи соответствующей экспертной оценки фактическому состоянию сдаваемого в аренду транспортного средства. В частности, техническое состояние автотранспортного средства может подтверждаться актом технического осмотра в органах Государственной инспекции по безопасности дорожного движения. Однако даже в этом благоприятном варианте, с точки зрения профессионального и наиболее объективного технического осмотра, существуют на сегодняшний день определенные проблемы.

Так, например, актуальным данный вопрос является для судовладельцев. Какими критериями необходимо оперировать для определения технического состояния морского и речного судна? По Российскому морскому регистру их два - "годное и негодное", по ЦНИИМФу - четыре (с учетом состояния судовых средств), по одним нормативно-правовым документам - "хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное и аварийное", по другим - "хорошее, удовлетворительное и плохое", по третьим - "хорошее, приемлемое, допустимое и недопустимое" <293>.

--------------------------------

<293> См.: Агаджанов З. О координации технической политики российских судоходных компаний, в том числе оффшорных. Цит. по: Никитина В. Технический менеджмент: пути и перепутья. http:// www.transport.ru./ hiltunen.html (дата обращения: 20.07.2008).


Собственные критерии и методики определения оценки и стоимости судов и плавучих технических средств освоения океана, шельфа и внутренних водных путей и водоемов предлагает Российское общество оценщиков. Так, например, для судов, находящихся во владении в качестве инвестиций, в частности, использующихся владельцем для получения арендного дохода, в качестве базы оценки ими применяется рыночная стоимость <294>.

--------------------------------

<294> Оценка судов и плавучих технических средств освоения океана, шельфа и внутренних водных путей и водоемов: Стандарт Российского общества оценщиков. Утвержден и введен в действие решением Правления РОО 27.02.1998 http:// www.transport.ru./ hiltunen.html (дата обращения: 17.11.2008).


При необходимости определения технического и эксплуатационного состояния, стоимости автотранспортного средства рекомендуется обратиться в консультационный пункт по автотехнической экспертизе, Положение о котором (РД 37.009.019-89) и Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98), разработано Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом, в настоящее время преобразованным в акционерное общество "ФТОЛА-НАМИ" <295>.

--------------------------------

<295> См.: Куликова Л. Столкновение // Бизнес-адвокат. 1997. N 1, 2. С. 3 - 4.


Обзор практических примеров позволяет сделать определенный вывод: детальное техническое и эксплуатационное состояние транспортного средства во многих случаях в договорах аренды не указывается, в том числе и в актах приема-передачи транспортного средства.

Объясняется данное обстоятельство главным образом фактической невозможностью детального его описания на момент передачи арендатору. Как уже отмечалось, необходимые законодательно утвержденные дифференцированные оценки отсутствуют. Таким образом, законодательная норма о предоставлении арендодателем арендатору транспортного средства в состоянии, соответствующем условиям заключенного договора и целевому назначению транспортного средства (п. 1 ст. 611 ГК РФ), без нормативно-правового содержательного наполнения, необходимых правовых средств, теряет свою практическую локальную, договорно-правовую реализацию.

Следует для каждой транспортной отрасли выработать единые федеральные нормативно-правовые специальные критерии (показатели, шкалу) для оценки эксплуатационного (технического) состояния транспортного средства, которые бы значительно понизили издержки в гражданском обороте, в частности, гражданско-правовом обороте аренды транспортных средств, создали бы единые системные, научно обоснованные показатели, предупредили бы многие, в том числе рассматриваемые судами споры.

Кроме того, представляется желательным, чтобы указанные критерии учитывали международный опыт и были унифицированы с имеющейся или формирующейся международной правовой базой. Например, экспертные оценки технического состояния отечественных морских судов должны быть составлены с учетом и в продолжении находящегося на заключительной стадии своей разработки Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатации судов.

Актуальность объективного точного отражения технического (эксплуатационного) состояния транспортного средства имеет значение не только для арендатора, как субъекта непосредственно заинтересованного в адекватной качественной характеристике транспортного средства, но и для самого арендодателя. Так как по истечении срока договора арендодатель имеет право требовать от арендатора возврата транспортного средства в том состоянии, в котором он его предоставил, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором (абз. 1 ст. 622 ГК РФ).

Стороны могут предусмотреть в договоре повышенный (или пониженный) уровень допустимого износа транспортного средства, в частности, при необходимости эксплуатации транспортного средства в экстремальных условиях: климатических (погодных), при неудовлетворительном состоянии транспортного пути, при использовании предельных скоростных и других эксплуатационных возможностей транспортного средства и т.д.

Например, очень часто в договорах аренды морского судна без экипажа (димайз-чартер, бербоут-чартер) прямо оговаривается запрет арендатора эксплуатировать судно во льдах, так как использование судна в подобных условиях ведет не только к возможным повреждениям, но и к закономерному износу стальной обшивки судна и других его механизмов.

Некоторые договоры аренды транспортных средств без экипажа, как правило заключенные на длительный срок, предусматривают обязанность арендатора возвратить транспортное средство с произведенным капитальным ремонтом, главным образом за счет соразмерного уменьшения арендной платы. Например, спортивно-туристическое общество "Тайны тайги" арендовало у Пермского речного пароходства (г. Пермь) пассажирский катер "Волжские просторы", которое находилось довольно длительное время в не эксплуатационном состоянии из-за нехватки денежных средств на ремонт. Арендатор возложил на себя обязанность по проведению капитального ремонта катера и возврату его в обусловленный договором срок арендодателю в рабочем состоянии. Расходы по капитальному ремонту были отнесены сторонами в счет арендной платы, поскольку стороны договора аренды транспортного средства вправе свободно определять не только ее размер, но и способы ее уплаты.

Данный практический пример убедительно демонстрирует возможное экономико-юридическое средство восстановления, увеличения производственных мощностей хозяйствующих субъектов при учете взаимных интересов и финансовых возможностей сторон как эффективный способ перераспределения материальных ресурсов сторон.

Арендатор обязан пользоваться арендованным транспортным средством в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, - в соответствии с назначением данного вида транспортного средства (п. 1 ст. 615 ГК РФ). В частности, легковой автомобиль предназначен для перевозки главным образом пассажиров и багажа, поэтому перевозка грузов на нем будет означать нецелевое (не по назначению) использование данного вида транспорта. Примером договорного условия по эксплуатационному назначению предмета соглашения выступает договор аренды автомобиля КамАЗ-5320 без экипажа между АО "Торговый Дом "Образование" и АО "Казанский опытный металлообрабатывающий завод" <296>, где в п. 1.1 записано, что "указанный автомобиль будет использован только для грузовых перевозок".

--------------------------------

<296> По материалам документов АО "Торговый Дом "Образование". Казань, 2001.


Представляется необходимым дополнить рассматриваемую ст. 615 ГК РФ нормой о пределах (параметрах) использования арендованного транспортного средства. К примеру, целевое использование грузовой автомашины - перевозка соответствующих грузов. Но возникает неурегулированный между сторонами договора вопрос. Груз какой массы и каких габаритов допустимо перевозить арендатору на арендованном транспортном средстве? В частности, по Федеральному закону от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с послед. изм. от 08.11.2007) <297>, возможна перевозка крупногабаритного, тяжеловесного и опасного груза при получении специального разрешения компетентного государственного органа в области дорожного хозяйства (ст. ст. 3, 4 настоящего Закона).

--------------------------------

<297> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3805.


По всей видимости, общая норма ст. 615 ГК РФ, которая распространяется в соответствии со ст. 625 ГК РФ на правовые отношения, связанные с арендой транспортных средств, требует некоторого уточнения в связи со спецификой рассматриваемого предмета договора аренды. Представляется, что арендатор обязан не только соблюдать возможные договорные условия по пользованию арендованным транспортным средством, но и в любом случае, даже если они определены, придерживаться цели и назначения данного вида имущества. Это прежде всего связано с тем, что транспортное средство является источником повышенной опасности и, соответственно, имеет систему императивных норм для регулирования отношений по надлежащему и, как правило, исключительно целевому их использованию.

Таким образом, арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки и иные договоры, учитывая и пунктуально придерживаясь предназначения соответствующего транспортного средства, если условиями договора аренды не содержатся ограниченные или расширенные права в его целевой эксплуатации при соблюдении общих нормативно-правовых ограничений и правил безопасного транспортного движения.

Кроме того, представляется, что арендатору желательно в договоре аренды закрепить за собой право получать от арендодателя консультационную помощь в техническом обслуживании и эксплуатации транспортного средства, так как транспортное средство передается по рассматриваемому договору без предоставления услуг по управлению и техническому обслуживанию, а значит, необходимость в консультации по указанным вопросам с большой долей вероятности возникнет.

Арендодателю, по всей видимости, следует в договоре аренды транспортного средства без экипажа закрепить за собой право осуществлять контроль за обеспечением имущественной сохранности транспортного средства (например, предупреждения угона автотранспортного средства), надлежащей его эксплуатации в соответствии с вышеперечисленными требованиями, а также за качественным состоянием транспортного средства. Данное положение исключительно актуально на практике.

В акционерном обществе "Саратовсельхозтранс" (г. Саратов) для решения вопросов сохранности и надлежащего использования транспортного средства применяется институт трудового (коммерческого) контракта <298>. То есть арендатор (де-факто) числится работником указанной транспортной организации, но фактически получает транспортное средство в свое владение и пользование. И независимо от работодателя (данного юридического лица) осуществляет как коммерческую, так и техническую эксплуатацию транспортного средства, неформально рассчитываясь с работодателем (фактическим арендодателем) по истечении определенных оговоренных заранее периодов времени.

--------------------------------

<298> См.: Материалы АО "Саратовсельхозтранс". Саратов, 2001.


В том числе и таким образом решаются на практике задачи сохранности транспортного средства, хранения, контроля над его надлежащей технической и коммерческой эксплуатацией. Также соответствующее решение позволяет легально миновать необходимость уплаты налогов при официальном заключении договора аренды транспортного средства.

По всей видимости, рассмотренная практика является деформацией нормального развития гражданско-правового регулирования соответствующих отношений и требует прежде всего закрепления общей императивной нормы, предусматривающей возможность арендодателя осуществлять контроль за сохранностью и надлежащем использовании транспортного средства арендатором.

В свою очередь, арендатор обязан поддерживать арендованное транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ) <299>. Соответственно, данной императивной норме корреспондирует обязанность арендатора по оплате расходов на содержание и эксплуатацию транспортного средства, включая страхование как самого предмета договора, так и своей ответственности. Однако указанная норма ст. 646 ГК РФ является диспозитивной, а значит, могут быть предусмотрены сторонами различные варианты распределения расходов между сторонами.

--------------------------------

<299> В отличие от общей диспозитивной нормы ст. 616 ГК РФ, согласно которой обязанность по выполнению капитального ремонта арендованного имущества, как правило, возлагается на арендодателя, данная императивная норма представляет собой одно из исключений.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (26.03.2016)
Просмотров: 96 | Теги: АРЕНДА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016