Пятница, 03.04.2020, 01:36
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА

А.В.ПРОХОРОВ

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА

Статья посвящена проблеме новых подходов в профориентационной работе, факторам, стимулирующим поиск новых инструментов взаимодействия со школьниками, использование инструментов маркетингового комплекса. В статье характеризуется уровневая модель профориентационной работы на пример опыта I I У имени Г. Р. Державина. В рамках университета профориентационная работа охватывает следующие уровни: уровень образовательной программы; уровень кафедры; уровень института / факультета; уровень университета. Дается характеристика основным профориентационным проектам, реализуемым на уровне вуза: «Я выбираю Державинский!», «Образовательные экскурсии в Державинском университете», «Декада профессиональной грамотности» и др. В качестве инструмента поддержки специальностей и направлений подготовки, на которых отсутствуют бюджетные места, выступает Грант на обучение, учрежденный по инициативе ректора вуза. Ранняя профориентация (целевая аудитория - учащиеся 5-8 классов) реализуется в рамках проекта «KIDS Университет» (Детский университет).

Ключевые слова: профессиональная ориентация, университет, событийное продвижение, образовательные услуги, абитуриент, ранняя профориентация

 
Основными действующими лицами в сфере профориентации школьников выступают сами школы, вузы, а также работодатели, которые в последние годы демонстрируют заинтересованность в популяризации профессий и профессиональных сфер. Единое понимание процесса участниками профориентационной работы со школьниками призвано стать ответом на происходящие изменения, усложняющие профессиональный выбор учащихся. К подобным изменениям мы относим: трансформацию структуры подготовки кадров, появление новых профессиональных сфер, динамику конъюнктуры рынка труда, расширение спектра специальностей и направлений подготовки в вузах, «массификацией высшего образования и уплотнением конкуренции между вузами за абитуриентов» [1].

Под профессиональной ориентацией принято понимать «процесс профессионального самоопределения молодого человека, выбора им оптимального вида занятости с учетом собственных потребностей и возможностей» [2]. Согласно другому определению, профориентация - это «сложный процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно на способность анализировать информацию о выборе карьеры, возможность получить теоретически и практически знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [3].
Профессиональная ориентация при этом предполагает реализацию комплекса мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению учащихся, формированию компетентностей, связанных с последующей адаптацией на рынке труда.

Профессиональное самоопределение школьников в последние годы связано с различными трудностями, в том числе вызванными наличием широкого спектра специальностей и направлений подготовки в вузах, сложностями прогнозирования конъюнктуры на рынке труда. В этих условиях особая роль, на наш взгляд, должна отводиться вузам, для которых многоуровневая профориентационная работа должна рассматриваться в ряду стратегических задач. Важно отметить, что профориентация в современных условиях все меньше ассоциируется с привычным Днем открытых дверей, а в большей степени - с профориентационны- ми проектами, позволяющими «примерить» на себя будущую профессию, а также событийным продвижением образовательных услуг [4].

Значимость проблемы профориентации школьников была отмечена на федеральном уровне. К числу ключевых задач в профессиональном самоопределении школьников относят раннюю профориентацию. Поводом для включения профориентации в актуальную повестку дня образовательных учреждений стали проведенные исследования, которые показали, что 84 % родителей учащихся не считают эффективной профессиональную ориентацию в российских школах [5]. В 2017 г. Министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева в рамках Общероссийского родительского собрания заявила о необходимости введения занятий по профессиональной ориентации в школах. В феврале 2018 г. в рамках Всероссийского форума «Наставник» Президент В. В. Путин поручил правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов начать реализацию проекта для профессиональной ориентации учащихся 6-10-х классов «Билет в будущее» с 2018 г.

В качестве проблемного момента профориен- тационной работы специалисты справедливо отмечают чрезмерную ориентацию на набор абитуриентов, в то время как профессиональная ориентация учащихся должна представлять собой непрерывный социальный процесс, предполагающий внимания во время обучения в школе, во время получения образования в вузе, в процессе первичной адаптации в трудовом коллективе. Подобный характер профориентационной работы предполагает цепочку взаимодействия «школа - вуз - работодатель» [2].

Система профориентации в современных условиях предполагает, по мнению Р. Г. Стронгина и Е. В. Чупрунова, решение следующих задач, в том числе, «способствовать повышению уровня реализации школьных программ, стимулировать школьников к любознательности, знакомить школьников с проблемами в разных отраслях знания, вызывать интерес к сложной самостоятельной деятельности, воспитывать способность к взаимодействию, работе в команде, способствовать к стремлению личности к позиционированию себя через полезные виды деятельности» [6]. Данные задачи должны найти реализацию в рамках системы на уровне региона, объединяющей учебные заведения, работодателей, органы власти. Функцию центра в данной системе на себя должен взять многопрофильный университет [6].

Профориентационная работа в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина носит многоуровневый характер и охватывает:

- уровень образовательной программы;

- уровень кафедры;

- уровень института / факультета;

- уровень университета.

Если до 2016 г. профориентационная работа в ТГУ имени Г. Р. Державина в основном концентрировалась на уровне кафедры и уровне института, то последние два года она сбалансировано распределена по указанным уровням. Это связано, прежде всего, с развитием в университете института РООПов - руководителей основных образовательных программ, а также с появлением в структуре университета Центра маркетинга образовательных услуг, курирующего профориентацион- ную работу на уровне учебного заведения.

Далее мы рассмотрим основные профориента- ционные проекты, реализуемые на уровне университета.

1. Профессиональные пробы в рамках элективного курса «Профессии в деталях»

С 2016 г. Державинский университет принимает участие в реализации проекта «Профессии в деталях», инициированного Управлением образования и науки Тамбовской области. Целевая аудитория проекта - учащиеся 9-х классов, которые в рамках элективного курса должны выбрать 3 профессиональные пробы по непересекающимся направлениям. К настоящему времени Державинский университет предлагает 28 программ профессиональных проб. Так, в 2016-2017 уч. году более 500 школьников посетили университет для прохождения профессиональных проб. В 2017-2018 уч. году в двух потоках вуз принял 1378 школьников. В 2018-2019 уч. году университет принял более 1500 учащихся по программам профессиональных проб. В 2019-2020 уч. году планируется расширения линейки предлагаемых программ.

2. Образовательные экскурсии в Державинском университете

В начале 2017 г. в ТГУ имени Г. Р. Державина был дан старт проекту «Образовательные экскурсии в Державинском университете». Образовательные экскурсии дают возможность обучающимся познакомиться с историей Тамбовского государственного университета, многообразием профессий и направлений подготовки, предлагаемых в стенах Державинского университета. Маршруты проложены по залам, входящим в Музейно- выставочный комплекс ТГУ. Молодые люди также могут посетить Музей истории университета, Музей медицины, Музей геологии, Музей зоологии, Музей спорта, Литературный салон. Экскурсии в рамках естественнонаучного блока в рамках проекта проходят на базах Научно-исследовательского института «Нанотехнологии и наноматериалы» и естественнонаучных лабораторий университета. В проекте уже приняли участие учащиеся школ Тамбова и Кирсановского района.

3. Декада профессиональной грамотности

Осенью 2016 г. Студенческий научный совет университета выступил с инициативой проведения Декады профессиональной грамотности для учащихся средних общеобразовательных школ г. Тамбова и области. Периодичность Декады - два раза в год. Каждый день Декады посвящен одной из сфер повседневной жизни человека, в которой современный гражданин страны должен хорошо разбираться (например, в рамках Декады выделяются «День правовой грамотности», «День медицинской грамотности», «День исторической грамотности», «День психологической грамотности», «День экономической грамотности» и т. п.). Программа каждого дня включает несколько этапов творческих мастерских длительностью 40 минут. Студенты в интерактивной форме рассказывают учащимся о том, как достижения науки оказывают влияние на повседневную жизнь. В качестве мест проведения выбираются площадки партнеров Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина - будущих работодателей. Проект «Декада профессиональной грамотности» ориентирован на популяризацию высшего образования среди учащихся школ [7-8].

4. Зимние /летние школы

Университетская база отдыха «Галдым» стала традиционной площадкой для проведения профильных зимних и летних школ, активное участие в которых наряду со студентами принимают учащиеся школ Тамбова и области. Популярностью пользуются следующие сезонные школы: Международная школа-семинар по лингвистике, Языковая школа, Любимые экономические встречи, Школа права, Медиашкола, Социологическая школа. В рамках школы участники имеют возможность посетить тренинги и мастер-классы от ведущих преподавателей университета и специалистов- практиков, мероприятия по командообразованию, психологические тренинги и т. д.

5. Конкурсы, олимпиады, дополнительные баллы при поступлении

ТГУ имени Г. Р. Державина заинтересован в поиске талантливой молодежи и предоставлении им дополнительных возможностей при поступлении в вуз. В качестве инструментов поиска одаренных детей выступают олимпиады и конкурсы, проводимые университетом. Например, уже 20 лет Держа- винский университет проводит Межрегиональную многопрофильную олимпиаду школьников, которая дает возможность победителям и призерам получить дополнительные баллы к сумме ЕГЭ при поступлении в вуз. Обращают на себя внимание и новые конкурсы для школьников: конкурс научных работ «Постигай науку» и конкурс научных работ «Выдающиеся юристы России», которые также прописаны в Правилах приема в вуз.

6. Державинский грант на обучение

В 2017 г. по инициативе ректора ТГУ В. Ю. Стромова был учрежден «Державинский грант», который дает право поступления за средства вуза или право скидки на отдельные направления подготовки, не получивших поддержку в рамках контрольных цифр приема. В 2017 г. в качестве таких направлений были определены «Актерское искусство», «Хореографическое искусство», «Физическая культура», 2018 г. - «Вокальное искусство», «Актерское искусство» и «Лингвистика», в 2019 г. - «Вокальное искусство», «Актерское искусство» и «Социально-культурная деятельность».

7. Хочу быть студентом Державинского университета

В 2016 и 2017 гг. в рамках Неформальных встреч абитуриентов с ректором Державинского университета проходил розыгрыш «студенческих билетов на один день», который давал право школьникам 9-11 классов провести «тест-драйв» интересующих их учебных подразделений вуза. В дальнейшем, многие из участников этого проекта стали студентами университета.

8. KIDS Университет (Детский университет)

Идея ранней профориентации реализуется вузом в рамках проекта «KIDS Университет», старт которому был дан в 2018 г. Он рассчитан на учащихся 5-7-х классов. «KIDS Университет» призван познакомить школьников с современными научными достижениями, дать возможность выйти за рамки школьной программы, реализовать свой творческий потенциал. Занятия на бесплатной основе проводятся как в стенах вуза в формате лекций и мастер-классов, а также в выездном формате [1].

В статье рассмотрена уровневая модель профориентационной работы в университете, предполагающая уровни образовательной программы; кафедры; института / факультета; университета. Следует отметить значение именно университетского уровня профессиональной ориентации [9], от которого во многом зависит как успех приемной компании, так и состояние имиджа университета. ТГУ имени Г. Р. Державина постоянно работает над расширением проф- ориентационного инструментария, ориентированного на разные целевые аудитории.

Литература

1. Прохоров А. В. Детский университет как инструмент ранней профориентации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4. № 13. С. 25-30.
2. Заливанский Б. В., Самохвалова Е. В. Проблемы организации профориентационной работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 64-70.
3. Фирсова И. А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. П. № 1. С. 4-7.
4. Прохоров А. В. Специальное событие как инструмент продвижения образовательных услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 4 (132). С. 49-53.
5. Школьникам помогут выбрать профессию. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3579766
6. Стронгин Р. Г., Чупрунов Е. В. Университет как центр сети профориентации и социализации личности // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 5-14.
7. Стромов В. Ю., Сысоев П. В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 75-82.
8. Стромов В. Ю., Сысоев П. В. Основные векторы развития студенческой науки в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина на современном этапе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 7-17.
9. Прохоров А. В., Жмырева Н. А. Профориентационная работа в университете: традиционные и новые формы взаимодействия со школьниками // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 103. С. 73-76.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 14, № 3(107), 2019


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (24.02.2020)
Просмотров: 34 | Теги: профессиональная ориентация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь