Четверг, 08.12.2016, 12:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РАЗЛИЧНЫХ ВУЗОВ ВОЛГОГРАДА И МОСКВЫ

Е.П.Горбанева, Волгоградская государственная академия физической культуры
М.П.Штода, М.Н.Есаулов, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Е.Ю.Платонова, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина

УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РАЗЛИЧНЫХ ВУЗОВ ВОЛГОГРАДА И МОСКВЫ

В статье представлен сравнительный анализ уровня здоровья студенческой молодежи из вузов городов Волгограда и Москвы. Проведена оценка функционального состояния сердечнососудистой системы организма, тотальных размеров тела, а также развития основных физических качеств. Определен качественный уровень здоровья студентов вузов.
 

Ключевые слова: здоровье, студенты, сердечнососудистая система, адаптация.

 

Введение. Здоровье является величайшей ценностью и основным условием для выполнения человеком его биологических и социальных функций. Современный мир перегружен темпами технологических, экологических, а также климатических изменений, которые требуют от человека быстрой адаптации в жизни и деятельности [1; 2].

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. За физический потенциал ответственны: физическое воспитание и спорт, здравоохранение, а также система рекреационных мероприятий [1].

По мнению И.В. Журавлевой (2012), «состояние здоровья студентов как значимой социальной группы нашего общества - это не только показатель существующего социально-экономического и общественного развития страны, но и важный индикатор будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества». Тенденции в этой сфере за последние десятилетия свидетельствуют не просто о снижении некоторых показателей, а о системном ухудшении, связанном как с организацией охраны здоровья студентов, так и с изменениями в их образе жизни [3]. Поэтому создание представлений о том, как происходит формирование здоровья студенческой молодежи, выяснение факторов, его обусловливающих, а также поиск путей оптимизации воздействия на эти факторы с целью получения позитивных результатов является весьма актуальной проблемой.

С целью выяснения состояния здоровья студенческой молодёжи было проведено исследование по определению уровня здоровья студентов трех вузов г. Волгограда: педагогический университет (ВГСПУ), архитектурно-строительный университет (ВГАСУ), академия физической культуры (специализация фитнес-аэробика) (ВГАФК) и ФГАОУ ВО Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Москва). Общее количество девушек-студенток, принявших участие в обследовании, составило 88 человек в возрасте 17-21 год.

Методы исследования. В исследовании использовался комплексный тест оценки уровня здоровья, предложенный С.А. Душаниным с соавторами (1980) [4].

Тест включает двенадцать показателей, которые характеризуют физическое развитие, функциональное состояние организма по параметрам системы кровообращения, реакцию организма на стандартную физическую нагрузку и уровень развития основных физических качеств.

Результаты теста представляются в виде суммы баллов, на основе которой делается заключение об уровне здоровья. Если сумма равна 50 баллам и ниже, то уровень здоровья оценивается как низкий, 51-90 - ниже среднего, 91-160 - средний, 161-250 - выше среднего, более 250 - высокий.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных показал, что основные показатели физического развития (длина тела, масса тела) соответствуют паспортному возрасту студенток и их индивидуальным нормам.

Вместе с тем, со стороны сердечнососудистой системы выявлены низкие значения артериального давления (как систолического, так и диастолического) по сравнению с индивидуальными нормами, рассчитанными с учетом возраста и массы тела. Так же у студенток всех трех вузов среднее максимальное давление зарегистрировано на уровне 104-111 мм рт. ст., а минимальное в диапазоне 67-71 мм рт. ст., при норме расчетных значений 122,7±0,4 мм рт. ст. для систолического давления и 86,5±0,2 мм рт. ст. для диастолического давления. В то же время значения частоты сердечных сокращений в состоянии относительного покоя у студенток двух вузов (педагогический университет и МИФИ) превышают значения физиологической нормы для не адаптированного к спортивной деятельности человека, т.е. 60-80 ударов в минуту. У девушек архитектурно-строительного университета пульс составил в среднем 76,8±2,7 уд/мин, физкультурной академии 74,3±3,2 уд/мин (табл. 1).

Изучение влияния кратковременной стандартной нагрузки на систему кровообращения позволило выявить неудовлетворительную адаптацию сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам у студенток трех вузов по показателям реактивности пульса и скорости его восстановления к исходному уровню. Согласно полученным данным, среднее время восстановления пульса в тесте превышало норму, которая соответствует двум минутам. Разница в пульсе после двух минут восстановления превышала исходные значения в среднем на 17%. Что касается спортсменок специализации фитнес-аэробика (ВГАФК), то у них выявлено более эффективное восстановление кровообращения после тестовой физической нагрузки.

Тестирование развития таких физических качеств, входящих в комплексный тест, как быстрота, гибкость и сила выявило их существенное отставание от возрастных норм у студентов трех вузов не физкультурного профиля (табл. 1).

Таблица 1
Средние величины показателей, характеризующих уровень здоровья в комплексном тесте КОНТРЕКС — 3 у студентов вузов города Волгограда (Х±m)

Оценка полученных фактических результатов в балльной системе теста показала, что наилучшие баллы были у студенток по показателям артериального давления (поскольку не было выявлено гипертензивных состояний), по данным ЭКГ, а также величине массы тела, которая у большинства участниц была в пределах нормы (табл. 2). Однако баллы, полученные при оценке физических возможностей организма девушек, свидетельствовали о недостаточной мышечной активности физкультурно- спортивной направленности и низкой тренированности организма к физическим нагрузкам у студенток, не занимающихся мышечной деятельностью спортивного характера.

Суммы баллов, набранные в тесте представительницами трех не физкультурных вузов, соответствовали среднему уровню здоровья. Лучший результат показали девушки архитектурно-строительного университета, в то время как студентки педагогического вуза набрали наименьшую среднюю сумму баллов. У девушек-студенток, занимающихся фитнес-аэробикой, здоровье по изучаемым показателям соответствовало уровню выше среднего.

Заключение. Таким образом, можно предположить, что существующее отношение студенческой молодежи к физическому воспитанию в вузах не обеспечивает эффективной реализации задач укрепления здоровья с помощью имеющейся системы физических упражнений. Вероятно, следует пересматривать подходы к средствам и методам физического воспитания, а также повышать компетентность студенческой молодежи в области физической культуры и спорта путем получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих грамотно использовать физические упражнения для самопрофилактики заболеваний и повышения физических кондиций и уровня здоровья в целом.

Таблица 2
Средние баллы показателей уровня здоровья в комплексном тесте КОНТРЕКС — 3  у студентов вузов города Волгограда (Х±m)    

Литература

1. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 248 с.
2. Горбанева, Е. П. Исследование уровня здоровья спортсменок специализации «фитнес-аэробика» различных возрастно-квалификационных групп / Е. П. Горбанева,
М. Л. Штода // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2014. - № 1 (7). - С. 63-67.
3. Здоровье студентов: социологический анализ: монография / отв. ред. И. В. Журавлева // Институт социологии РАН. - М., 2012. - 252 с.
4. Кучкин, С. Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности / С. Н. Кучкин. - Волгоград, 1994. - 104 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (15) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (16.05.2016)
Просмотров: 103 | Теги: Здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016