Четверг, 13.12.2018, 22:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Уровень общей и специальной физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет

А.С.Самсыкин

Уровень общей и специальной физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет

Аннотация. В статье автором приводятся показатели, отражающие уровень общей и специальной физической подготовленности хоккеистов, занимающихся на этапе углубленной спортивной специализации. Выявлено, что показатели в тестах по специальной физической подготовке в значительной степени определяются уровнем техники владения коньками и уровнем развития скоростно-силовых качеств.

Ключевые слова: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, хоккеисты, этап углубленной специализации.

 

Важным аспектом совершенствования процесса многолетней подготовки юных спортсменов является научное обоснование эффективной системы управления тренировкой на основе объективных данных о динамике физической подготовленности и спортивного мастерства юных спортсменов [2, 7].

Эффективная система управления тренировочным процессом предполагает регулярное получение информации об уровне развития физических качеств, функциональных возможностей, технико- тактического мастерства на этапах многолетней подготовки и годичных тренировочных циклах.

Хоккей — один из самых популярных видов спорта в мире. На сегодняшний день имеется большое количество научных работ, раскрывающих особенности подготовки хоккеистов, но в своем большинстве они касаются подготовки высококвалифицированных спортсменов, вместе с тем количество работ, направленных на обоснование системы подготовки юных хоккеистов ограниченно [1, 3, 4].

На этапе углубленной спортивной специализации проходят подготовку юные хоккеисты 13-15 лет, в этот период основные задачи сосредоточены в направлении расширения уровня физических и функциональных возможностей, повышения уровня технического мастерства спортсменов. В этой связи, именно на данном этапе подготовки большое значение приобретает регулярный педагогический контроль уровня физической подготовленности хоккеистов [4, 5, 6].

Рис. 1. Соотношение испытуемых ЭГ с различным уровнем ОФП в соревновательном периоде

Рис. 2. Соотношение испытуемых КГ с различным уровнем ОФП в соревновательном периоде

Рис. 3. Соотношение испытуемых ЭГ с различным уровнем СФП в соревновательном периоде

Рис. 4. Соотношение испытуемых КГ с различным уровнем СФП в соревновательном периоде

Недостаточная теоретическая и методическая разработанность данного вопроса существенно сказывается на практической стороне проблемы. Анализ данных научно-методической литературы и передовой практики свидетельствует, что на сегодняшний день в хоккее имеется значительное количество тестов и контрольных упражнений, однако по большинству из них отсутствуют критерии оценки, что затрудняет их практическое применение.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между практической необходимостью, с одной стороны, осуществления педагогического контроля за уровнем физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации, с другой, недостаточной научно-методической разработанностью критериев оценки уровня физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет.

Проблема нашего исследования, направленного на поиск путей разрешения этого противоречия, сформулирована следующим образом: каковы особенности динамики уровня физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации?

Цель исследования: выявить особенности динамики уровня физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Гипотеза исследования. Выявление особенностей динамики уровня общей и специальной физической подготовленности хоккеистов позволит усовершенствовать систему педагогического контроля, систематизировать тренировочный процесс и повысить качество физической подготовки хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Для достижения цели исследования последовательно решались четыре задачи:

4. Теоретически исследовать проблему изучения динамики физической подготовленности хоккеистов.

5. Разработать шкалы дифференцированной оценки общей и специальной физической подготовленности хоккеистов 13-15 лет.

6. Выявить динамику уровня общей и специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.

7. Экспериментально обосновать эффективность педагогического контроля общей и специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Экспериментальная база исследования: команда «Ак Барс» — 2001 г.р, г. Казань, Республика Татарстан.

В нашем исследовании приняли участие хоккеисты 13-15 лет, занимающиеся на этапе углубленной спортивной специализации. Для выявления уровня развития ведущих двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, общей и специальной выносливости) нами применялись тесты, рекомендованные Федерацией хоккея России для ДЮСШ. Полученные среднегруппо- вые значения были математически обработаны и послужили основой для разработки шкал дифференцированной оценки уровня развития изучаемых физических качеств и двигательных способностей. Разработанные нами шкалы дифференцированной оценки позволили построить индивидуальный профиль физической подготовленности, где графически изображен уровень развития различных видов двигательных способностей и физических качеств по результатам тестов. Исследование уровня общей физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации позволило экспериментально установить, что наиболее высокие темпы прироста скоростных качеств у юных хоккеистов наблюдаются в 13 и 15 лет. Наиболее высокие темпы прироста анаэробной выносливости отмечены с 13 до 14 лет. Установлено, что наиболее высокие темпы развития общей выносливости отмечены в 13-14 лет. Высокие темпы прироста силовых и ско- ростно-силовых качеств были отмечены в период от 13 до 15 лет. Наиболее высокие темпы прироста ловкости выявлены у 13-14-летних хоккеистов.

Выявлено, что показатели в тестах по специальной физической подготовке в значительной степени определяются уровнем техники владения коньками и уровнем развития скоростно-силовых качеств. Поэтому наиболее высокие темпы прироста результатов в специальных тестах у юных хоккеистов наблюдаются в возрастной период 14-15 лет. Исследование уровня общей физической подготовленности в годичном цикле тренировки позволило выявить положительную динамику в развитии основных физических качеств и двигательных способностей. В соревновательном периоде подготовки 95% ЭГ по уровню общей физической подготовленности находятся в пределах от среднего до высокого, а в КГ — 80% хоккеистов от общего числа группы имеют оптимальный уровень ОФП (рис. 1, 2).

Исследование уровня специальной физической подготовленности в годичном цикле тренировки позволило выявить положительную динамику в развитии основных физических качеств и двигательных способностей. В соревновательном периоде подготовки 90% ЭГ по уровню специальной физической подготовленности находятся в пределах от среднего до высокого, а в КГ — 70% хоккеистов от общего числа группы имеют оптимальный уровень СФП (рис. 3, 4).

Проведение педагогического тестирования с целью выявления хоккеистов, отстающих по уровню развития различных компонентов общей и специальной физической подготовленности, и введение коррекции в тренировочный процесс на этапе углубленной спортивной специализации должно осуществляться через каждые два месяца подготовки в годичном тренировочном цикле. Регулярный педагогический контроль позволяет реализовывать дифференцированный подход в тренировке хоккеистов и целенаправленно развивать физические качества и двигательные навыки, лимитирующие игровой потенциал хоккеистов.

Обобщая результаты исследования динамики уровня физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации можно заключить следующее, что применение разработанной нами системы оценки уровня общей и специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации в рамках регулярного педагогического контроля дает объективную информацию об уровне физической подготовленности и позволяет своевременно корректировать физическую подготовку в учебно-тренировочном процессе.

Литература

  1.  Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов // Фундаментальные исследования, 2015. — № 2. — Ч.11.— С.2450- 2454.
  2.  Бурцев, В. А. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Е. Н. Симзяева.— № 2.— Ч. 2. Режим доступа: http://www.science-education.ru
  3.  Бурцев, В. А. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом спортивной квалификации / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, В. Т. Нико- норов // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.2.— С.369-373.
  4.  Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования. —2015.— № 2. Ч.23.— С.5178- 5182.
  5.  Бурцев, В. А. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультур- но-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев,
  6. Е. В. Бурцева, Г. Р. Данилова // Современные проблемы науки и образования. — 2015.— № 4.— Режим доступа: http://www.science-education.ru 6. Драндров, Г. Л. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий» Казань. № 3 (31). 2012. С.140-146.
  7. 7. Шестаков, М. П. Специальная физическая подготовка хоккеистов: учебное пособие / М. П. Шестаков, А. П. Назаров, Д. Р. Черенков. — М.: СпортАкадем- Пресс, 2000.— 143 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (05.12.2018)
Просмотров: 16 | Теги: хоккей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь