Четверг, 18.10.2018, 23:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АТЛЕТА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ СМЕНЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН

П.Б.Волков

УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АТЛЕТА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ СМЕНЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН

Актуальность изучения влияния природных факторов на психическое состояние спортсмена при смене климатических зон в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, определяется, прежде всего, возрастанием психологических расстройств, неравномерным функциональным состоянием, волнообразным проявлением психофизических реакций на действие природных факторов [7, с. 124-159].

Проблема усугубляется тем, что медицинская спортивная статистика при расчете заболеваемости среди спортсменов не выделяет отдельной группой психологические расстройства. Сложность подобной статистики связана с тем, что, некоторые из появляющихся у спортсменов психологические расстройства, связаны с психогенными факторами, которые вызывают функциональные нарушения (желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, сердечно - сосудистой системы). Влияние природных явлений (солнца, перепад атмосферного давления, температуры, влажности и т.п.), попросту, не берутся в расчет специалистами [2, 3].

Не имея научно обоснованных рекомендаций многие тренера и спортивные врачи, при проявлении признаков неадекватного психического состояния у спортсмена, тренирующегося или соревнующегося в иных климатических условиях, фармакологически «залечивают» атлета, что может привести к патологическому процессу. Подобные факты не единичны: страдают спортсмены, показывая на стартах не только далекие от рекордов результаты, но и, выступая на соревнованиях на морально-волевых качествах, с признаками недомогания, плохого самочувствия [1, с. 68-77].

Протекающие длительное время (учебно-тренировочные сборы в южных широтах) нарушения функции органов атлета искажают не только формирование феноменов телесности, но и оказывают воздействие на психическое состояние спортсмена: неуверенность, апатия, депрессия. А это означает, что спортсмен, подвергающийся психическим расстройствам, переносит внутреннюю отрицательную реакцию в свое поведение, общение, отношение к окружающим. В связи с этим, исследование управлением психическим состоянием атлета в двигательной деятельности при смене климатических зон носит не только познавательный характер, но и связано с профилактикой устранения, корректировки или лечения психологических расстройств, что, в конечном итоге, будет являться важным условием адекватного психического и целостного личностного развития спортсмена.

Авторы работ по вопросам физиологи понятие «состояние» определяют как биологическую реакцию телесности на проявления внутренних или внешних воздействий на нее [2,3,7]. Так, изменяется состояние атлета под воздействием, например, высокой физической нагрузки, вызывая утомление, сонливость, пассивность в поведении.

Известно, что, в утренние часы, у атлета наблюдается недостаточная психическая и физическая активность, которая связана с превалированием процесса торможения над процессом возбуждения в ЦНС. Поздним вечером организм перестраивается - наблюдается переход от психического пресыщения к процессу торможения психической активности [4, с. 108-109]. В том или ином случае (утром или вечером) психическое состояние спортсмена подвергает напряжению функции организма: вегетативную, нервную, мотивационную, эмоционально- волевую.

Организм обладает определенной степенью устойчивости от воздействия неблагоприятных факторов, что имеет положительное влияние на спортивные результаты в краткосрочном периоде. Однако, в среднесрочном и длительном временном лаге ни свойства нервной системы, ни способность тканей организма потреблять кислород, ни эмоциональный настрой, ни уровень тренированности атлета не в состоянии нивелировать действие негативно, влияющих на организм факторов.

Процесс воздействия функциональных систем организма на поведение и психику индивида принято называть психическим состоянием. Данное состояние определяется визуально специалистом по таким параметрам, как: отношение атлета к предстоящей тренировке или соревнованию, в оценке своих физических и функциональных возможностей и т.п.
Исходя из предпосылки, что каждый спортсмен индивидуален, имеет смысл говорить о личностных проявлениях психических состояний [7].

Например, у одного спортсмена под влиянием действия солнца может возникнуть состояние тревоги, состояние неопределенного ощущения поражения. Но, тревожность может быть признаком соматических нарушений или недостатком в организме витамина «В» и др. В одном случае, необходима психотерапия, в другом данное психическое состояние атлета изменяется от применения медицинских препаратов.

Пониженная солнечная активность - пасмурная и дождливая погода вызывает уныние, тоску, снижение работоспособности у атлета; аномальная температура воздуха - зной, жара, безветренная погода вызывает у спортсмена чувство усталости, сонливости. В том или ином случае подобные психические состояния характеризуются пониженной физической и психической активностью, снижением общей реактивности и способности к переключению внимания в игровых ситуациях, преждевременной усталостью, чувством неудовлетворённости.

В учебно-тренировочном процессе следует учитывать, что психическое состояние атлета в южном климате отчетливо проявляется в различном времени суток: от полной готовности к действию при относительно невысокой температуре воздуха, например, в утренние часы, на фоне пика психофизической активности, и полуденным зноем, когда ощущается утрата интереса до состояния отвращения к работе и аффективного взрыва [6, с. 163].

В соревновательной деятельности спортсмен - средневик или марафонец, стремясь предугадать действия соперника, периодически меняет темп бега. Но, под действием природных факторов (например, жары), возникает внутренний конфликт между сильными мотивами и чувством усталости, сонливости, побуждающими спортсмена колебаться в принятии решения.

Крайним случаем долговременного влияния южного солнца (непривычно жаркая погода в регионе длительное время) на психическое состояние спортсмена является депрессия, которая усиливается действием других неблагоприятных факторов. Подобное психическое состояние отражается на функционировании внутренних органов, осуществляется обратный переход от внешних неблагоприятных факторов на внутреннее функциональное состояние, в так называемую функциональную депрессию [8, с. 217].

Она характеризуется отрицательными эмоциями, падением мотивации, пассивностью поведения, равнодушием к результатам соревнований.

В практике известны случаи, когда спортсмен самостоятельно, конечно, с использованием средств фармакологии, не дожидаясь ответов от тренера, спортивного врача занимается самолечением. Как следствие, возникают рецидивы травм, наследственных заболеваний, соматические расстройства в организме.

При развитии данного состояния, тренировка, а тем более совершенствование техники, теряет всякий смысл и должны быть немедленно прекращены или заменены на более эмоциональный вид нагрузки [1, с. 136].

Другим фактором является ненастная, пасмурная погода, при которой, возможно, развитие у атлета состояния невозмутимости и душевного покоя при полной адаптации к предъявляемой нагрузке. Данное состояние обычно длится довольно долго и устраивает самого спортсмена и его тренера. Опасность длительного пребывания в данном состоянии заключается в появлении равнодушия и нежелания переходить к более жестким видам нагрузки, т. к. они вызывают физический и психологический дискомфорт.

Таким образом, нами выявлены неблагоприятные факторы, обусловливающие психологические расстройства у спортсменов:
- высокий уровень психологических факторов риска; тревожный стиль отношения к природным катаклизмам, стрессы во время изменения погодных условий;
- формирование пассивной позиции в ситуации преодоления неблагоприятных природных условий;
- специфические отношения к своему физическому и психическому состоянию, характеризующиеся повышенным вниманием к телесным проявлениям;
- неадекватная самооценка атлета как отражение психологического расстройства;
- преобладание деструктивных «Я - функций» в структуре личности.

На поведенческом уровне психическое состояние спортсмена проявляется в переживаниях различных чувств: усталости, скуки, страха и т.п. В организме атлета возникает комплекс изменений: в одном случае может усиливаться возбуждение в двигательных центрах, в другом случае оно ослабляется, превалирует процесс торможения. Эти изменения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

Для коррекции психологических расстройств эффективна диагностика и комплексная психолого-медико-педагогическая помощь метеозависимым атлетам с учетом психосоциальных факторов. При этом не может быть достаточно эффективной ни один из отдельно взятых психотерапевтических подходов. Необходима индивидуальная работа с атлетом по программе, включающей воздействие на сенсомоторную, эмоциональную и когнитивную сферы развития с опорой на ведущий вид деятельности и сформированные психические функции с целью развития рефлексивных процессов [8, с. 393].

На когнитивном уровне необходимо использовать методы когнитивной психотерапии, при работе с неадекватным поведением применять психодинамический метод. Весьма важным моментом является использование феноменологического подхода, который направлен на формирование устойчивой системы ценностей личности. Особенно важен такой подход при работе с юными атлетами.

Психокоррекция осуществляется путем сочетанного использования метода информирования ребенка о строении тела человека и его функциях и приемов телесно-ориентированной терапии и психомоторной коррекции [6, с. 159].
Психопрофилактика психологических расстройств у единоборцев на социальном уровне включает работу психологов с профессионалами, оказывающими значимое влияние на психическое развитие атлета. Основные направления работы со специалистами: повышение уровня общей психологической грамотности, информирование о закономерностях психологического, физического, личностного развития ребенка; разрешение личностных проблем, профилактика и психотерапия синдрома зависимости от природных аномалий [5, с. 108-125].

Рекомендации для единоборцев по защите от влияния солнца:

- во время восхода солнца немедленно начать выполнять гигиенические процедуры, затем следует выполнить комплекс гимнастических упражнений. Закончить зарядку легким бегом и обтиранием мокрым полотенцем;

- в полуденный зной не выходить из помещения - принять горизонтальное положение, по мере необходимости, принимать душ, обтираться мокрым полотенцем. Не следует выполнять физические упражнения, употреблять больше жидкости, но не холодной воды;

- не следует во время подготовки к соревнованиям или во время соревнований принимать солнечные ванны, для предотвращения ожогов кожи, солнечного удара;

- при выходе на открытое пространство в полуденный зной следует носить головной убор и хлопчатобумажную одежду, которая впитывает пот от тела;

- в помещении не следует оставлять одновременно окно (форточку) и входную дверь открытыми - возникает опасность простудных заболеваний;

- принимать пищу следует охлажденной, с целью утоления жажды и сохранения температурного баланса между температурой организма и температурой внешней среды. Из горячих и холодных блюд рекомендуются: окрошка, салаты, каши, курица, рыба, овощи и фрукты. Из напитков: минеральная (газированная и негазированная) вода, зеленый чай, соки;

- рекомендуется принимать в дозированных пропорциях витамин С и витамины группы В;

- на закате солнца следует проводить тренировку. Недостаток кислорода и высокая влажность не способствуют выполнению интенсивных движений - лучше составить комплекс упражнений на технику и тактику единоборств;

- перед сном выпить стакан кефира или простокваши, не есть на ночь, не пить кофе и чай;

- ни в коем случае в помещении не использовать вентилятор - фактор простудных заболеваний;

- в ночное время спать следует с открытым окном на жестком матрасе под простыней. Самый удобный способ для сна - горизонтальное положение на спине.

Список литературы

1. Бабушкин, Г.Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям [Текст]: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин. - Омск: СибГУФК, 2007. - 196 с.
2. Бундало, Н.Л. Невротические, обусловленные стрессом, и соматоформные расстройства. Лечебно-диагностические стандарты [Текст]: учебно-методическое пособие для послевузовской подготовки врачей. С грифом УМО / Я.П. Гирич, Н.Л. Бундало - Красноярск: КрасГМА, 2004. - 117 с
3. Василенко, В.С. Основы спортивной иммунологии [Текст]: учебник / Левин М.Я., Шубик В.М., Орехова Л.Ю., Антонова И.Н., Афанасьева И.А., Василенко В.С. - СПб.: Олимп, 2006. - 224 с.
4. Волков, П.Б. Направленность избирательного действия упражнений с гирями на усиление кровообращения в области верхних и нижних конечностей у мужчин поздней взрослости [Текст]: / П.Б. Волков // Современные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012, № 2, с. 108-109.
5. Мокеева, Е.Г. Средства восстановления в спортивной практике [Текст]: учебно-методическое пособие. / Е.Г. Мокеева, В.А. Таймазов, В Н. Цыган, Г.И. Мокеев - СПб.: Олимп, 2007. - 232 с.
6. Смоленцева, В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов [Текст]: учебное пособие / В.Н. Смоленцева - Омск: СибГУФК,2003. - 238 с.
7. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена [Текст]: учебник / В.А. Таймазов, Я.В Голуб. - СПб: Олимп, 2004.- 328 с.
8. Щелкова, О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 736 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (03.02.2018)
Просмотров: 90 | Теги: акклиматизация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь