Суббота, 03.12.2016, 07:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Трудовые отношения

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

В.Ю.Мисюряев

Основой любой модели экономики являются трудовые ресурсы. При создании инновационной экономики в России, возникают серьезные проблемы,  связанные с состоянием и сохранением жизни и здоровья человека.

С 2007 г. началось ежегодное сокращение численности трудоспособного населения. По прогнозам, до 2030 г. сокращение трудоспособного населения превысит 13 млн.человек, при этом 80 % этой убыли придется на период до 2020 г., в среднем на 1 млн. человек ежегодно.

В связи с этим, в сфере управления  охраной труда основное внимание нужно направить на устранение причин, связанных с повышением смертности и заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов [2].

В результате реализации комплекса мер, предусмотренного Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., удалось сократить число работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.

Вместе с тем уровень производственного травматизма со смертельным исходом довольно высок (5 чел. на 100 тыс. занятых) и существенно превышает данный показатель развитых стран.

При этом динамика снижения производственного травматизма не совсем отражает реальное положение в области охраны труда, поскольку снижется численность занятых в отраслях экономики, согласно данных Росстата.

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями свыше 72 % случаев вызваны причинами организационного характера: нарушением требований охраны труда, неудовлетворительной организацией производства работ, недостатком в обучении работников охране труда, нарушениями трудовой дисциплины и др.

Длительное воздействие вредных производственных факторов на организм работающих являются основной причиной формирования у работающих профессиональных заболеваний в т.ч. на предприятиях с частной формой собственности.

Одним из факторов, сдерживающих развитие экономики, снижающих качество трудового потенциала и производительность труда, является значительная численность рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.

Основными проблемами в сфере управления охраной труда препятствующих снижению травматизма, как мне представляется, является:

· отсутствие механизмов экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда;

· отсутствие стройной системы нормативного правового регулирования в сфере охраны труда на основе единых понятных и прозрачных требований к обеспечению безопасности на производстве;

· недостаточные практические навыки работодателей и работников, безопасного выполнения работ;

· слабая эффективность системы профилактики профессиональных заболеваний;

· низкая информированность работодателей и работников по вопросам охраны труда.

Основным направлением экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда, явилось бы внедрение системы управления профессиональными рисками. Суть ее проста: кто создает риски, тот ими и управляет.

При этом государство должно принимать законодательные и нормативно-правовые акты для стимулирования работодателя к снижению их.

Необходимо:

·  принять закон, предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации с целью введения в него понятия «профессиональный риск» и установления обязанностей субъектов трудовых отношений в части оценки контроля и управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

· положения о системе управления профессиональными рисками в Российской Федерации;

· стандарт по оценке профессиональных рисков;

· порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков, включающий методики оценок и регламенты выполнения работ.

Эффективное управление профессиональными рисками невозможно без преобразования института оценки условий труда на рабочих местах.

В Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда [1].

Именно аттестация должна:

- оценивать и описывать состояние рабочего места;

- выявлять факторы производственной среды, оказывающие вредное воздействие на человека, их интенсивность и степень;

- позволять оценить уровень риска;

- определять направление защиты работника от неблагоприятного воздействия вредных факторов.

До сентября  2008 г. аттестация рабочих мест осуществлялась работодателем самостоятельно, т.е. он сам формулировал задач, обеспечивал финансирование и делал заключение о состоянии рабочего места. При таком подходе неизбежно возникал конфликт интересов и ставилась под сомнение достоверность оценки условий труда.

Несовершенство порядка установления страховых тарифов и системы скидок и надбавок  к ним, не зависящих от условий труда; незначительные штрафы за нарушение требований охраны труда; неадаптированность  системы предупредительных мер к особенностям малого и среднего бизнеса; несовершенство системы предоставления компенсаций (в том числе досрочного выхода на пенсию) за работу во вредных условиях труда; устаревшая нормативно-правовая база по вопросам условий и охраны труда (большинство правил и инструкций по охране труда не пересматривалось более 5 лет); недостатки в обучении и проверке знаний требований охраны труда – все это требует принятия комплекса мер, направленных на реформирование существующей системы управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья работников.

Очень важно увязать аттестацию рабочего места с экономическими интересами работодателя, чтобы ему было выгодно заниматься аттестацией рабочего места, чтобы он не воспринимал затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда как обычное обременение, которое создает ему государство в виде требований, сформулированных Трудовым кодексом [1].

Для того чтобы создать этот экономический стимул, необходимо увязать возможность управления расходами на предприятии, управления себестоимостью, связанной с затратами на произведенную продукцию именно по направлению охраны труда, с экономией по фонду оплаты труда.

Необходимо, чтобы работодатель видел, что проведение аттестации рабочего места, выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, может приводить к тому, что работники, формально по спискам относящиеся к категориям, требующим дополнительных расходов, могут выводиться из этих категорий.

Задача заключается в том, чтобы создать нормативно-правовой механизм, позволяющий перейти от списков к конкретной оценке состояния, рабочего места и, в зависимости от этого состояния, строить соответствующую систему компенсаций.

В постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» была сформулирована эта идея, заключающаяся в том, что работодатель, проводя аттестацию рабочего места, оценивает, к какому классу риска относится то или иное рабочее место, и в зависимости от класса риска, уже на основе установленных государством минимумов, складываются расходы по гарантиям [3].

В настоящее время в Российской Федерации действует (списочный) подход предоставления компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенного размера оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при котором указанные компенсации предоставляются только тем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, чьи должности (профессии) поименованы в соответствующих разделах различных Списков или Перечней вредных производств независимо от результатов аттестации рабочих мест.

При этом работники, чьи профессии не включены в данные Списки или Перечни, лишены права на получение указанных компенсаций.

Существующий подход носит явно дискриминационный характер, что прямо противоречит статье 37 Конституции Российской Федерации и ст.3 Трудового Кодекса Российской Федерации.

С целью объективного установления компенсаций работникам, занятым  на работах с вредными условиями труда, компенсации необходимо устанавливать персонально для каждого работника, занятого на тяжелых работах (рабочих местах),работах (рабочих местах) с вредными и (или) опасными и особыми условиями труда, установленного по результатам аттестации его рабочего места по условиям труда, проведенной в соответствии  с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном Минздравсоцразвития России [4].

Ежегодно Министерством совместно с Фондом социального страхования утверждается перечень предупредительных мер, финансируемых за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В указанный перечень традиционно входят мероприятия по обеспечению работников СИЗ, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, санаторно-курортному лечению и др.

В 2010 г. перечень предупредительных мер, финансируемых за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дополнен мероприятиями [2]:

- обучение по охране труда работников

- приобретение работодателями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов)

- приобретение работодателями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров).

Кроме всего вышеперечисленного, необходимо существенно усилить ответственность субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда.

Следует отметить, что только совместные усилия федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, сторон социального партнерства позволят в полной мере реализовать комплекс мер по улучшению условий и охраны труда работников, защитить их жизнь и здоровье на производстве.

 

Библиографический список

1. Российская Федерация. Трудовой кодекс [Текст]/: текст с изменениями и дополнениями на 10.07.2010.­ М.: ЭКСМО: 2010.

2. Сафонов, А.Л. Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях [Текст]/А.Л. Сафонов// Охрана и техника безопасности труда. – 2010. – № 7. – С. 9-20.

3. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» [Электронный ресурс]/. – Информационно-правовая программа «Гарант».

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» [Электронный ресурс]. Информационно-правовая программа «Гарант».

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (04.02.2016)
Просмотров: 116 | Теги: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ, охрана труда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016