Вторник, 23.10.2018, 06:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

М.И.Умеренко, Д.Л.Миронов, Е.С.Цыпленкова

УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

С ростом спортивных достижений практически в любом виде спорта возрастают и тренировочные нагрузки, которые должны осваивать спортсмены для того, что бы успешно выступать и конкурировать на соревнованиях. В первую очередь это актуально для спорта высших достижений.

В тоже время величина нагрузки, которую осваивают спортсмены, находящиеся в элите отечественного и мирового спорта, либо подошла, либо уже находиться на уровне предельных возможностей спортсменов данной категории.

Есть и еще одна проблема, связанная с напряженностью тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов. Она сводиться к тому что, далеко не всегда удается выйти на необходимый уровень спортивной формы к моменту проведения наиболее ответственных соревнований. Причины этого могут быть связанны и с травмами, и с перетренировкой, и с психологической неготовностью спортсмена соревноваться и так далее. Таким образом, основная задача подготовки будет сводиться не только к выходу спортсмена на предельный уровень нагрузки, но и к тому, чтобы суметь реализовать полученный за счет этой работы двигательный потенциал на наиболее ответственных соревнованиях. Все вышеизложенное в полной мере относиться и к высококвалифицированным спортсменам, занимающимся подводным плаванием.

Таким образом, на этапе высших спортивных достижений основная задача пловцов-подводников заключается не только в предельном повышении тренирующих нагрузок, но и в своевременности и надежности проявления двигательного и функционального потенциала в соревновательный период. Исходя из этого, мы можем сформулировать основное противоречие нашего исследования, которое заключается в необходимости постоянной коррекции хода тренировочного процесса пловцов-подводников высокой квалификации с учетом их адаптационных возможностей, с одной стороны, и недостатком методик подготовки, которые учитывали бы эти возможности, с другой.

Гипотеза нашего исследования - предполагается, что построение тренировочного процесса спортсменов высокого класса, специализирующихся в подводном плавании, будет более эффективным, если сам тренировочный процесс станет сопровождаться системной диагностикой функциональных показателей, позволяющих корректировать планирование нагрузки.

Цель исследования - разработать схему физической подготовки пловцов-подводников высокой квалификации, позволяющую более четко учесть их функциональные и адаптационные возможности.

Задачи исследования:
1. Показать роль и место физической подготовки в тренировочном процессе пловцов-подводников высокой квалификации.
2. Оценить состояние функциональных возможностей пловцов- подводников высокой квалификации.
3. Определить влияние различной по величине физической нагрузки на показатели функциональной подготовленности пловцов-подводников высокой квалификации.
4. Определить опытным путем наиболее оптимальные по интенсивности величины физической нагрузки пловцов-подводников высокой квалификации.

Для решения этих задач нами (на базе СДЮШОР «Дельфин», г. Тула) было проведено исследование. Исследовались 28 спортсменов- пловцов высокой квалификации (КМС, МС) в возрасте 18-20 лет, занимающихся скоростными видами подводного плавания (стаж занятий - не менее 7 лет). Тренировочный режим включал 1-2 тренировки в день, количество тренировок в неделю составляло 5-6 раз.

Исследование функциональной и специальной подготовленности у пловцов-подводников проводилось в течение года. Сентябрь являлся началом нового годичного тренировочного процесса, т.е. являлся подготовительным периодом. Зимний период представлял собой время больших физических нагрузок, когда спортсмены осваивают новый уровень тренировок. Период весна-лето (он начинался в мае) был временем активного участия спортсменов в соревнованиях.

Были сформированы 2 группы по 14 спортсменов (7 юношей и 7 девушек) - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), схожие по уровню общей и специальной физической подготовленности.

В ходе исследования определялись параметров скоростных нагрузок на занятиях с пловцами-подводниками экспериментальной группы. При выполнении скоростных упражнений активизировались в основном анаэробные механизмы энергообеспечения (гликолитический и креатинофосфатный). Акцент в процессе выполнения скоростных упражнений делался на повышении мощности движений и абсолютной скорости. Определялись следующие параметры нагрузок: скорость плавания с максимальной интенсивностью, количество повторений в одной серии, количество серий, длительность интервалов отдыха между повторениями и сериями.

Применялось повторное плавание 5x25 м с низкого старта, 6x15 м ныряние со старта, 4x35 м с поворотом в середине отрезка с интервалами отдыха до снижения ЧСС до 100-110 уд/мин.

Выводы.
Как показали наши исследования, реакции на функциональные пробы зависимы от тренировочного периода и наиболее выражены в середине макроцикла. Так, в это время имело место количественное снижение(улучшение) большинства изучаемых показателей (МПК, ЧСС, АД). В свою очередь, соревновательный период характеризовался стабильностью основных показателей гемодинамики. К началу этого периода уже были сформированы устойчивые механизмы адаптации. Была также подтверждена лучшая адаптация к нагрузкам и восстановление после них у девушек в предсоревновательный период.

В ходе экспериментального исследования доказана необходимость учета функциональных показателей на всех этапах годичного макроцикла, срочной диагностики и соответствующей корректировки тренировочных заданий на уровне микроциклов и отдельно взятой тренировки. Пловцы- подводники экспериментальной группы улучшили свои специальные показатели (время на дистанции, время восстановления, количество проплываемых отрезков и др.) на всех контрольных дистанциях со значительным превосходством по сравнению с контрольной группой. Этого удалось добиться благодаря своевременному учету, анализу и организации коррекции нагрузки сообразно функциональной подготовленности каждого спортсмена (т.е. благодаря налаживанию «обратной связи»).

Список литературы

1. Кузьмина Л.М. Формирование устойчивости к гипоксии нагрузки у спортсменов, специализирующихся в подводном плавании в ластах = Formationstabilitytoload-relatedhypoxiaofsportsmen, specializinginfins wimming / Кузьмина Л.М., Филиппов М.М. // Физическое воспитание студентов. - 2012. - N 3. - С. 74-77.
2. Маунтин А. Подводное плавание: Руководство / Маунтин Алан. - М.: [ИНТЕРБУК-БИЗНЕС], [2000]. - 160 с.: ил.
3. Московченко О.Н. Исследование вопросов оптимизации тренировки пловца-подводника :дис. ... канд. пед. наук / Московченко Ольга Никифоровна; ГЦОЛИФК. - М., 1976. - 242 с.: ил.
4. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования, осуществляющих образоват. деятельность по направлению "Физ. культура": рек. УМО вузов РФ по образованию в обл. физ. культуры / под ред. А.А. Литвинова. - М.: Academia, 2013. - 268 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (15.02.2018)
Просмотров: 135 | Теги: подводное плавание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь