Четверг, 20.02.2020, 04:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ МЕДИАТИВНОГО ПОДХОДА

И.В.Воспитанник

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ МЕДИАТИВНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматривается управление конфликтными ситуациями в студенческой среде. Медиативные стратегии, способствующие конструктивному разрешению возникающих споров и разногласий среди молодежи, дают возможность участникам конфликта почувствовать психологическую защищенность, а также формируют устойчивость человека к неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям среды.

Ключевые слова: конфликтная ситуация, медиативный подход, медиация, процедура медиации, медиатор.


Современные условия перехода общественной жизни на путь рыночной экономики и динамичные изменения социокультурной ситуации российского общества резко повысили уровень конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности человека. Если прежде образование в области конфликтологии было актуально только в сфере гуманитаристики (психология, правоведение, философия), то в настоящее время можно говорить о тотальной необходимости этого рода знаний во всех образовательных сферах, включая технические и экономические.

Всем, кто работает с людьми, необходимо владеть искусством профилактики решения конфликтов и предупреждения их отрицательных последствий. Специалист любой профессии, особенно в сфере управления, должен быть настроен на отсутствие проявлений психологического давления и насилия во взаимоотношениях участников профессиональной деятельности; на создание психологической комфортной атмосферы в коллективе, создание и реализацию условий, способствующих успешному выявлению как внутренних, так и внешних причин конфликтов; на овладение искусством управления конфликтным процессом и коррекции своего поведения в конфликте; на разумное использование на практике психологических методик профилактики и решения конфликтных ситуаций.

Студенческая жизнь в традиционной системе образования характеризуется определенным разрывом между когнитивным (уровень знаний), эмпирическим (практическое внедрение знаний) и креативным (творческое применение знаний в непредвиденной жизненной обстановке) уровнями профессиональной деятельности. Кроме того, она отличается неоднородностью и включает в себя не только учебный процесс, но и разные уровни взаимодействия большого количества людей, что приводит к возникновению различных непредсказуемых и зачастую конфликтных жизненных ситуаций.

В ходе учебно-образовательного процесса и межличностного взаимодействия студентов возникают противоречия и разногласия, которые могут перерасти в конфликт, косвенно причастный к усугублению имеющихся проблем.

Студенческий возраст характеризуется как период интенсивного психического, интеллектуального и личностного развития. В качестве основных достижений данного возраста исследователи называют: вхождение молодежи в различные социальные общности, формирование социально-ответственного поведения, усвоение новых ролей.

Т.В. Черкасова в своих исследованиях выделяет следующие существенные тенденции, вызывающие конфликты в студенческой среде:

• противоречия идеализированного восприятия внешнего мира. Недостаточная теоретическая подготовка к жизни в обществе, полученная в ходе воспитания, сталкивается с практикой реальной жизни, что вызывает конфликт ценностей и интересов и, как следствие, массовую социальную девиантность в поведении;

• противоречия, обусловленные социально-возрастным неравенством. Молодое поколение испытывает «комплекс неполноценности» и конфликтность в отношениях из-за неадекватности восприятия минимального действия социальных поощрений и максимального воздействия системы наказаний, традиционно применяемых к молодежи;

• противоречия, связанные с социально-психологическим своеобразием молодежи, которое несет в себе потенциал конфликтности, обусловленной склонностью к «взрывной» поведенческой реакции на внешние социальные препятствия и раздражители;

• противоречия, возникающие на фоне растущих потребностей и сужающегося диапазона личностных возможностей для их реализации. В качестве отрицательных факторов реализации удовлетворения потребностей можно рассматривать: завышенность социальных ожиданий со стороны общества по отношению к молодежи и кризис ценностных ориентаций молодежи [3].

Обучение в вузе - это сложный комплексный процесс. Приспособление к новым жизненным условиям зависит от личностных качеств студента, а потому отличается многообразием и непредсказуемостью. Различия в ценностных ориентациях, нормах и установках поведения также провоцируют конфликтные ситуации. Стремление проявить свою индивидуальность, независимость суждений, оригинальность умозаключений, проявления максимализма и «критиканство», категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий и своего поведения в том числе - все это служит поводом для возникновения конфликтов в студенческой группе.

А.Ю. Смоленцева в качестве причин возникновения конфликтов в вузе выделяет:

• неадекватность оценок и самооценок как студентов, так и преподавателей;

• различия в ценностных ориентациях;

• невысокая культура общения;

• наличие внутриличностных конфликтов у студентов;

• отсутствие взаимопонимания между субъектами образовательного и воспитательного процесса;

• личностные особенности (темперамент, манеры, характер и др.) [2].

Традиционно управление конфликтными ситуациями рассматривается с
позиции избегания деструктивных состояний в процессе взаимодействия и общения. А.Д. Карнышев [1, с. 208] определяет три основных пути по разрешению конфликтов:

1. Давление. Интерпретируется как навязывание человеку собственной точки зрения, своих вариантов поведения с позиции власти, доминирования над оппонентом. Одна сторона требует, чтобы другая полностью признала его точку зрения. Такой подход к преодолению разногласий не является объективным и принципиальным и воспринимается как авторитарное давление.

2. Компромисс. Согласие на взаимные уступки, проявление терпимости к иным убеждениям при сохранении основных позиций, отношений, взглядов. Впоследствии может перерасти в более острые противоречия, так как основные интересы обеих сторон остаются неудовлетворенными.

3. Интеграция. Взаимное примирение и согласие на основе единства норм, принципов более значимых, чем содержание самого конфликта для обоих оппонентов, единение интересов и ценностей совместной жизнедеятельности. Требует готовности пожертвовать сугубо личными интересами ради общего дела.

В высшей школе необходимо использовать эффективные технологии разрешения конфликтных ситуаций. На современном этапе развития одним из альтернативных способов преодоления конфликта выступает медиация. Эта старинная форма разрешения спора, предполагающая участие нейтральной незаинтересованной стороны, авторитетной для всех участников разрешения конфликтной ситуации. Ускорение развитию медиации в нашей стране дало принятие Государственной думой федеральных законов от 27.07.2010 №193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» и от 27.07.2010 №194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с применением Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)».

В соответствии с данным законом, под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Цель медиации - содействовать способности участников спора урегулировать свой конфликт самостоятельно, к взаимному удовлетворению и к обоюдной пользе. Эффективность подобного урегулирования достигается благодаря раскрытию в спорящих сторонах способности к кооперации и коммуникации, за счет целенаправленных действий, ориентированных на будущее решение проблемы, которое позволить сэкономить участникам спора время, эмоциональные ресурсы.

В роли медиатора может выступать преподаватель, который, с одной стороны, следит за соблюдением общих условий ведения процедуры (регламент), выработанных участниками спора в самом начале медиации, и с другой стороны, делает «невысказанные» мотивы сторон осознаваемыми, доступными для понимания, обсуждаемыми. Медиатор призван обнаружить и сделать прозрачными специфические, постоянно встречающиеся дисфункциональные модели взаимодействия участников. При этом соблюдаются основные принципы проведения медиации: принцип добровольности (она не осуществляется в результате принудительных и обязывающих действий); принцип конфиденциальности (медиатор не имеет права разглашать информацию); принцип открытости (прозрачности); принцип нейтральности (беспристрастности); принцип равноправия и равенства сторон.

Медиативный подход в разрешении конфликтных ситуаций позволяет студентам приобрести:

• социальные знания в области общественных норм и правил поведения в социуме;

• научиться разрешать разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде;

• вести просветительскую работу среди студентов (волонтерская деятельность);

• координировать действия по распространению знаний о медиации в студенческой среде;

• предотвращать возникновение конфликтов и их эскалацию;

• самостоятельно использовать медиативный подход в коррекцион

ной и профилактической работе со студентами.

Важнейшими результатами медиации выступает развитие коммуникативного потенциала студентов, включающего умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения, овладение навыками бесконфликтного взаимодействия, способность выстраивать отношения и вести общение в различных социальных контекстах с людьми независимо от возраста, социального статуса, этнического происхождения, ценностных ориентаций и других признаков.

Таким образом, медиативный подход выступает как новый подход к разрешению и предотвращению конфликтных ситуаций и одновременно является эффективной методикой разрешения споров и управления конфликтными ситуациями, возникающими в студенческой среде.

Список литературы

1. Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. Иркутск: Изд-во ИГУ: БГУ, 1998. 325 с.
2. Смоленцева А.Ю. Социальные конфликты в высшей школе в условиях перехода к рыночной экономике: Диссертация ... канд. соц. наук. М., 1998. 180 с.
3. Черкасова Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде: Диссертация ... канд. соц. наук. Уфа, 1997. 170 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (25.11.2019)
Просмотров: 54 | Теги: медиация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь