Вторник, 20.08.2019, 04:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ПАРКА КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА АКТИВНОГО ДОСУГА

Н. В. Шарковская, доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ПАРКА КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА АКТИВНОГО ДОСУГА

В статье раскрыты созидательные смыслы парка как открытого общественного пространства организации активного досуга. Выделены существенные признаки общезначимых вех становления и развития отечественной садово-парковой культуры. Дана содержательная характеристика центровым функциям парка: мировоззренческой, просветительной, прогностической, способствующим развитию наглядно-образного мышления посетителей, реализации разных видов культурной деятельности, в том числе межкультурной досуговой коммуникации. Обозначена роль социальных взаимодействий в подсистемах «человек - человек», «человек - природная среда», «человек - культурные ценности» при создании культуротворческого пространства как в традиционных (парк культуры и отдыха), так и в инновационных (парк настоящего будущего, кемпинг-парк) видах парка. Конкретизирована система их принципов: культуросообразности и природосообразности, гуманизма и ценностных установок, преемственности культурных досуговых традиций, ненасилия как способности позитивного отношения к другим людям, окружающей природной среде.

Ключевые слова: садово-парковая культура, личность, парк, функции парка, социальное взаимодействие, активный досуг.
 
«Многоликость» осмысления созидательной сущности парка - публичного озеленённого пространства, предназначенного для свободного времяпрепровождения посетителей; доступной территории, в которой воплощена идея осуществления человеком субъективного восприятия окружающей природы, а также приобщения к системе моральных ценностей, - характерна для организационных процессов упорядочивания культурной жизнедеятельности всех обществ и социальных групп.

Прообраз отечественного парка в виде особой сферы русской садово-парковой культуры, которая своими истоками уходит в глубокую древность, а последующее её развитие связывается со сводом правил «Кормчей книги» - сборника церковных и светских законов (XIII век), восходит к созданию монастырских садов, которые можно причислить к средневековым моделям европейских садов. Так, московским садам, тесно связанным с территориальным устройством города и повседневным бытом людей, были присущи колоритность пейзажа обжитой природы и художественное своеобразие способов выражения их практической пользы. Археолог, специалист по истории города Москвы И. Е. Забелин в работе «Московские сады в XVII столетии» отмечал, что «... о садах боярских с прудами упоминается ещё в актах XVI столетия [5, с. 19]», а «обозрение московского садоводства в первой половине XVII столетия заключалось двумя статьями Х главы Соборного уложения царя Алексея Михайловича, из которых статья 221 касается создания садов как части хозяйства весьма важной в домашнем быту и распространённой в Москве [4, с. 5]». В данном труде представлено подробное описание всех дворцовых садов Москвы, «к устройству которых государь Алексей Михайлович приступил в 1666 году, в том числе: Аптекарского сада, трёх садов села Измайлово, шести садов села Коломенское [5, с. 24]», а также непосредственно досуговых увлечений царя, в том числе соколиной охотой.

Активное развитие российской садово- парковой культуры первой половины XVIII века связано с именем Петра I. Регулярные сады и парки: Летний сад, парки Петергофа и Стрельны - это центры культуры и общественной жизни, место сосредоточения произведений искусства и различных природных раритетов. Они предназначались «не только для празднеств и прогулок, но и приобщения к широкому кругу гуманитарных знаний, истории, мифологии и общественно-политическим проблемам своего времени [7, с. 12]». Летний сад (1704), в котором был создан первый в России скульптурный лабиринт, посвящённый басням Эзопа, один из основных и наиболее полно сохранившихся памятников садово-паркового творчества Петровской эпохи.

Именно во второй половине XVIII века началось интенсивное совершенствование усадебного пейзажного парка, которым как раз отличается отечественная садово-парковая культура. Отвечая культурно-историческим, природным реалиям, данный тип парка, примером которого являлся Богоро- дицкий парк в Тульской губернии, спроектированный А. Т. Болотовым (1783), был не только произведением садового зодчества, но и пространством активного досуга, предназначенным для прогулок, чтения книг, в частности романов, обмена полезными знаниями о садоводстве, земледелии и т.д. [2]. Многочисленные статьи А. Т. Болотова по садово-парковому искусству, написанные в стиле диалога с читателем в издаваемых им журналах «Сельский житель. Экономическое в пользу сельских жителей служащее издание» (1776-1779) и «Экономический магазин» (1780-1790), отражали суть его эстетических взглядов на значимость творческого подхода к созданию русского типа парка как «художественного произведения самой природы [1, с. 224]».

Организация культурной жизнедеятельности в садах, парках XIX века, связанная с возрождением идеи творческого обустройства «зелёных апартаментов», созданием благоприятной рекреационной среды в камерных природных ландшафтных зонах, способствовала пробуждению к ним познавательного интереса среди широких слоёв городского населения. Это, в свою очередь, стимулировало появление такой разновидности садово-парковых учреждений, как художественные центры при усадьбах, которые стали существенным культурным явлением, способным объединить созидательные замыслы художников, музыкантов, скульпторов, театральных деятелей. Одновременно с ними стали появляться усадебные библиотеки - самостоятельная организационная структура, направленная на реализацию духовных потребностей, целевых предпочтений их владельцев в приобщении читателей, посетителей к общечеловеческим культурным ценностям, в том числе к ценности познания специфики паркового искусства.

Значимость культуротворческих смыслов парка XX века, отражённая в работах Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачёва, Е. В. Триодина, Ю. Д. Красильникова и других, прослеживается как на вербальном (культурный текст как «смысловой генератор» участников коммуникации), так и невербальном (общечеловеческие символы, инициативные формы организации свободного времени, фотографии) уровнях социального поведения посетителей в конкретной парковой микросреде. Если к известным видам парка в контексте создания социокультурных условий реализации духовных потребностей и ценностно-смысловых ориентаций участников парковой рекреации исследователи относят парки культуры и отдыха, парки скульптур, то к инновационным - парки настоящего будущего, кемпинг-парки, этнопарки, парки развлечений (тематический парк, парк аттракционов), археопарки и т.д.

Так, центровые функции парка культуры и отдыха в плане их структурной упорядоченности - это мировоззренческая функция, способствующая выработке наглядно-образного мышления посетителей, характеризующегося отражением многообразия ценностных характеристик парка, упорядоченности их существования; просветительная функция, связанная с реализацией разных видов культурной деятельности, в том числе межкультурной досуговой коммуникации; прогностическая функция, нацеленная на совершенствование процессов регуляции парковых норм, традиций, их социальной полезности и востребованности. Основными предназначениями этого традиционного типа парка при реализации творческих начинаний и любительских интересов посетителей, по мнению Ю. Д. Красиль- никова, выступают: рекреация, организация массового отдыха и развлечений, информационно-просветительная и физкультурно-оздоровительная работа [6, с. 323]. Динамичность и взаимообусловленность вышеуказанных функций, а также типичных их эквивалентов сопряжена с магистральными направлениями реализации социально-культурной деятельности, нацеленной на формирование культурной мотивации социального поведения конкретной личности посетителя, влияющей на способность к самостоятельной рефлексии в предметном общественном пространстве парка культуры и отдыха.

Сущностный смысл творческой ориентированности современных парков культуры и отдыха во многом обусловлен применением такого рода социально-культурных технологий, как рекреативные технологии, в том числе технологий формирования рекреационных потребностей личности, стимулирования рекреационной активности, организации рекреативной деятельности [3, с. 12]. Названные технологии позволяют оптимизировать процессы функционирования различных парковых зон и секторов, прежде всего физкультурно-спортивных, развлекательно-игровых, природоохранных. Именно в этих зонах и секторах реализуются культурно-досуговые программы и проекты, представленные в разных форматах: кинолектории под открытым небом, арт-пер- форманс, мастер-классы, фотоквесты, образовательные дебаты, экологические марафоны и экопикники, спортивные велогонки, народные праздники, а также фестивали, в том числе загородной культуры, клоунского искусства и т.д. Среди наиболее известных социокультурных проектов в московских парках культуры и отдыха выделяются: совместный проект Парка культуры и отдыха имени М. Горького и Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича- Данченко - «Балет «Жизель»; выставочные проекты «Тайны мировой культуры» - презентация первого рукописного варианта Конституции Российской Федерации и церемония открытия первой в России Национальной школы красивого письма (природно-исторический парк «Сокольники»).

Обеспечивая свободный и самостоятельный выбор, а также добровольность участия, эти технологии способствуют созданию условий для «расширения социального и культурного опыта посетителей, мотивации их художественного творчества, осуществления личностной досуговой самореализации в природно-ландшафтной и социально-культурной среде [8, с. 14]». С позиции целеполагающей досуговой деятельности участников парковой рекреации их результативность прослеживается в активизации организационных, психолого-педагогических факторов как движущих сил процесса формирования их экологической культуры; в улучшении эмоционального и физического здоровья; стимулировании смысловых и целевых культуротворческих установок, ориентированных на приоритетность избрания тех или иных форм продуктивного проведения свободного времени.

Востребованность современным социумом инновационных моделей парка, прежде всего таких, как природно-ландшафтный парк «Зарядье», кемпинг-парк, связана с глобальным общественным движением за охрану окружающей природной среды, экологическое просвещение людей. Реальная миссия деятельности парка «Зарядье», успешно соединяющего в себе социокультурную, рекреационную, просветительную и коммуникативную функции, состоит в формировании творческого и ответственного отношения посетителей к российской природе. Среди основных задач парка выделяются: создание позитивной атмосферы для организации культурного досуга населения на основе разных видов рекреационной, выставочной и музейной деятельности; осуществление различных по тематической направленности социальных общекультурных массовых мероприятий, прежде всего информационно -просветительных, физкультурно-оздоровительных, экологических, с использованием природных и досугово-рек- реационных комплексов парка. Являясь парком национального масштаба, «Зарядье» реализует культурно-просветительные задачи в научно-познавательном центре «Заповедное посольство», тематическом центре «Ледяная пещера», экспозиционном культурном комплексе и медиацентре при поддержке ГУП «Природоохранный центр», РНИМУ имени Н. И. Пирогова, а также в экоцентре «Заповедники». В качестве аксиологической функции парка выступают следующие ценности-цели: открытость новым людям, идеям, технологиям, осознание исключительности и незаурядности каждого человека, природного явления и культурного феномена; поддержка инициативы, активной социальной позиции волонтёров в процессе участия во всех сферах жизни парка; ответственное отношение к культурному наследию и экосистеме парка; междисциплинарность, выраженная в сборе, трансляции знаний из различных областей науки и культуры и отражённая в социокультурных проектах [11].

Кемпинг-парк - это современный парк активного досуга, предоставляющий культурные услуги в плане комфортного проживания на природе. Специфика его в том, что спроектированная культурная среда предназначена для самостоятельного комфортного проведения дней молодёжного, семейного отдыха в загородных лесах без нанесения им ущерба. Среди потенциальных мотивов, определяющих выбор типа кемпинг-парка, выделяются потребности в туристской рекреации, неформальном общении с друзьями, близкими людьми в новой роли кемпинг-туристов, обмене личностными ценностями как факторе регуляции досугово- го поведения на природе. Ведущие функции кемпинг-парков - социоэкологическая реабилитация посетителей и гедонистическая адаптация к природной составляющей среде обитания, сориентированные на познание окружающего мира природы при условии её целостного сохранения, - реализуются как в типовых моделях этого вида парка, так и в кластерах экологического и культурно-образовательного туризма (парк-музей «Этномир», парк птиц «Воробьи», Калужская область; природный парк «Птичья гавань», г. Омск и другие). Выступая в виде нестандартного типа экологического клуба, популяризирующего ценности экологического туризма, кемпинг-парки являются «модификацией поведения» отдыхающих в русле парадигмы «бережного отношения к природе [9, с. 22-23]».

Культуротворческое пространство не только традиционных, но и инновационных видов парка, нацеленное на восстановление общего эмоционального фона посетителей, психологических ресурсов их здоровья, трудоспособности, аккумулирует не
сколько типов социальных взаимодействий, представленных:

• в подсистеме «человек - человек», критерием полезности которой является установление межличностных отношений в диалоге «Я - Ты», в котором проявляется как личная ответственность Я за Ты, основанная на осознании значимости друг для друга, коммуникативных средств досугового общения, так и социальная ответственность, базирующаяся на общности культурных потребностей, активном выражении собственного мнения, в частности - по вопросам организации культуротворческой среды парка;

• в подсистеме «человек - природная среда», предусматривающей достижение гармоничности сосуществования посетителя в парковом пространстве, основанной на эмоционально-нравственном его отношении к природному ландшафту парка, соблюдении морально-этических норм поведения как результата личностной культурной самоорганизации, успешной самореализации;

• в подсистеме «человек - культурные ценности», способствующей приобщению посетителя к системе ценностей парковой культуры; формированию его художественного вкуса восприятия открытых парковых пространств и композиций, стремлению к разумному развлечению; желанию выстраивать отношения с окружающей природой, людьми на приоритетных основах сотрудничества [10, с. 116-117]. Продуктивность развития данных типов социальных взаимодействий в значительной мере обусловлена степенью определённости ключевых принципов их организации: культу- росообразности и природосообразности, гуманизма и ценностных установок, преемственности культурных досуговых традиций, ненасилия как способности позитивного отношения к другим людям, окружающей природной среде.

Актуализация созидательных смыслов парка на личностном и деятельност- ном уровнях организации активного досуга посетителей обусловлена поиском продуктивных организационных, информационно-коммуникационных средств регулирования их социального поведения (привычных досуговых действий, целенаправленных творческих действий, жизненных стремлений), а также эффективных технологий, позволяющих реализовать духовные потребности каждого посетителя, в том числе в общей самоактуализации, раскрытии резервных креативных возможностей, а также в выборе форм собственной культурной активности.

 
Примечания

1. Вергунов А. П., Горохов В. А. Вертоград: садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). Москва : Культура, 1996. 431 с.
2. Веселова А. Ю. Эстетика Андрея Тимофеевича Болотова : Литературная критика и садово- парковое искусство : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата филологических наук : 10.01.01 / Веселова Александра Юрьевна ; Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2000. 19 с.
3. Демченко О. А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Демченко Олег Александрович. Москва, 2007. 23 с.
4. Забелин И. Е. Московские сады в XVII столетии. Часть I. Б/г., б/м. 15 с.
5. Забелин И. Е. Московские сады в XVII столетии. Часть II. Б/г., б/м. 30 с.
6. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. Москва : МГУКИ, 2004. 539 с.
7. Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. Санкт-Петербург : Паритет, 2003. 448 с.
8. Родионов И. М. Организационно-педагогические условия развития познавательной активности детей и подростков в деятельности парков культуры и отдыха : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Родионов Игорь Михайлович. Москва, 2011. 24 с.
9. Чахова Д. А. Кемпинг-парки как учреждения культуры нового типа. Казань : Бук, 2016. 44 с.
10. Шарковская Н. В. Социально-культурные институты: типология, содержание, деятельность : монография. Москва : МГИК, 2017. 148 с.
11. Официальный сайт ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье». [Электронный ресурс]. URL: https:// www.zaryadyepark.ru

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 5 (85)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (30.05.2019)
Просмотров: 76 | Теги: Парк, садово-парковая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь